Образовательная область – речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; направление: социо-игровое развитие.
Цель: расширение представлений детей о признаках весны.
Образовательные задачи:
- Пополнить словарь детей именами существительными, определяющими признаки весны – проталина, ледоход, подснежник, сосулька, солнце, капель, лужа), прилагательными (ранняя, теплая), глаголами (светит, капает, свисает, растет, распускается, зеленеет, набухает, сохнет, дует, прилетает, строит).
- Развивать умение составлять коллективный рассказ по картине.
- Учить разрезать изображение по сгибу, аккуратно наклеивать на лист ватмана.
Воспитательные задачи:
- Продолжать воспитывать умение объединяться в команды, уметь договариваться, распределять трудовые действия.
Оборудование:
- Лист ватмана, на котором нарисован ручей.
- Кукла бибабо Лесовичок.
- Ножницы по количеству детей, цветные карандаши, цветные восковые мелки, вырезанные изображения грачей, скворцов, фигурки оригами «Кораблики», клеящие карандаши.
Работа с родителями:
- Разучивание стихотворений, загадок по теме «Весенние признаки».
- Вырезывание силуэтов грачей, скворцов.
- Складывание из цветной бумаги в технике оригами «Кораблик»
Предварительная работа:
- Закрепление словаря по теме «Весна, весенние признаки».
- Изготовление с детьми лэтбука «Весна».
- Раскрашивание раскрасок по теме «Весна».
- Разучивание детьми стихов с родителями по теме «Весна».
- Знакомство с приметами весны.
Ход занятия
Аделина загадает вам, ребята, загадку, а вы отгадаете и узнаете, о чем мы будем говорить.
Аделина:
- Распустились почки, травка вырастает –
В это время птички с юга прилетают. (Весна)
- Весна какая бывает? (ранняя, долгая, красивая, теплая).
Воспитатель сообщает детям, что из леса пришел Лесовичок и спрашивает, как узнать, наступила ли весна.
- Отгадайте, ребята, мои загадки, ты, Лесовичок, послушай отгадки:
- Что весной греет, светит, припекает? (Солнце)
- Что с крыши капает, свисает? (Сосулька)
- Из – под снега вырастает, раньше всех весну встречает? (Подснежник)
- Что весной бежит, журчит, поет (Ручей)
- Весной темнеет, тает, водой убегает (Снег)
- Весной она капает, поет, звенит (Капель)
- Что весной голубое, чистое, высокое (Небо)
- Весной он тает, плачет, оседает (Подсказка - зимой его дети на прогулке построили из снега Снеговик).
- Давайте, ребята, вспомним признаки весны, а Лесовичок узнает по каким приметам узнать приближение весны.
Д/и «Назови ласково».
Воспитатель предлагает детям взять по картинке и назвать предмет ласково:
- Солнце – солнышко, ручей – ручеек, проталины – проталинки, сосулька – сосулечка, ветка – веточка, дерево – деревце, лужа – лужица, ледоход – ледоходик, гнездо – гнездышко, птица – птичка, почка – почечка.
Д/и «Что делает?»
- Передавайте подснежник (ветка сирени) и назовите, что делает предмет. Воспитатель называет слово, а ребенок, у которого цветок – говорит слово – действие:
- Снег – тает (темнеет, твердеет, худеет), сосулька – тает (висит, капает, падает, рассыпается), почка – набухает, (распускается, раскрывается, растет), листик – появляется (растет, зеленеет), лужа - сохнет (наполняется, растет), ветер – дует, цветок – растет, раскрывается, распускается, ручей – течет (бежит, журчит, звенит), капель – звенит (капает, течет), птица - строит гнездо, прилетает, возвращается, высиживает яйца, кормит птенцов).
Воспитатель раздает детям части разрезных картинок и предлагает их собрать.
- Ребята, соберите картинки, и вы узнаете, в какой команде вы окажетесь.
Дети находят свою команду и собирают картинку (Солнышко, подснежник, скворушки).
- Давайте назовем весенними словечками наши команды. (Дети по изображению на картинке придумывают названия для команд - «Солнышко», «Подснежник», «Скворушки»).
Воспитатель предлагает детям подойти к своим столам.
- Ребята команды «Скворушки» раскрасьте птичек и разрежьте по сгибу так, чтоб получилось по 2 птички.
- Ребята команды «Подснежник» вырежьте и потом наклейте на проталинки первоцветы. Какие еще лесные весенние цветы вы знаете? (мать-и-мачеха, одуванчик, подснежник, ландыш).
- Ребята команды «Солнышко» вырежьте и наклейте травку.
Дети рассаживаются за столы, выполняют, затем подходят и наклеивают подготовленные картинки на коллаж.
Лесовичок предлагает рассказать о картине.
-Ребята, я начну, а вы продолжите:
- Наступила весна и стало пригревать ласковое … (солнышко), яркое солнышко растопило …снег, побежали …(ручейки) какие? (звонкие, быстрые, извилистые), появились первые …(проталины), зазеленела …(травка), на проталинах расцвели …подснежники, стали возвращаться из дальних стран …(птицы), дети сделали бумажные кораблики и стали … опускать их в ручейки.
- Ребята, кто хочет составить по картине рассказ?
- София, начни свой рассказ по картине, пожалуйста.
- Спасибо, София, замечательно, а теперь Арина продолжит рассказ.
- Ребята приготовили загадки и стихи о весенних признаках.
- Кирилл «Кораблики»:
На волнах кораблики, только посмотри -
На волнах качаются: раз и два и три,
Синие, зеленые на волнах морских,
Красные и желтые – сосчитаем их.
- Соня «Подснежник - разведчик»:
В саду, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок молодой
Зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И, тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это – весна?»
- Нужно придумать название нашей картине. Арина, как назовем картину? («Весенний парк», «Весной в лесу»). Какое выберем название для картины? (дети предлагают и выбирают понравившееся название).
- Ребята, если хотите, можете добавить детали по картине.
Дети добавляют недостающие детали.
Лесовичок благодарит детей за игры, прощается и уходит.