Введение
Иногда я сталкиваюсь с трудностями в выполнении домашнего задания. Родители предлагают с такими вопросами обращаться к одноклассникам. Но у нас одноклассники редко собираются, чтобы вместе разобраться с домашним заданием.
А причин несколько:
- мы живём далеко друг от друга
- мои одноклассники справляются со сложностями сами по тому, что:
- им помогают родители
- они ищут ответы в интернете
- списывают из решебников
В итоге у меня с родителями возникает недопонимание: родители учились сами, без взрослых, Интернета, решебников, а я иногда не могу обойтись без их помощи.
Цель и задачи проекта
Целью моего проекта является выяснить, как сильно отличаются методы преодоление сложностей с уроками современных школьников от учеников прошлых лет.
Задачи:
- составить анкету
- опросить людей
- проанализировать полученные результаты
Актуальность
Все вокруг говорят, что сейчас учиться стало сложнее. Так говорят по телевизору, пишут в журналах, в Интернете. Мой проект, надеюсь, поможет найти пути решения проблем с уроками, как моим одноклассникам, так и их родителям.
Гипотеза
Из-за интернета и решебников современные школьники меньше, чем их родители в своё время, помогают друг другу в учёбе.
Методы исследования
Для проекта я использовала несколько источников информации:
- Детская литература и детские фильмы Советских времён.
- Беседы с родителями, бабушками/дедушками и их сверстниками.
- Собственные наблюдения.
- Современные статьи на тему выполнения уроков.
- Анкетирование людей разных возрастных групп.
Теория
Детская литература и детские фильмы Советских времён
Сейчас не так часто можно по телевизору увидеть старые советские фильмы про школьников. Хотя многие из них очень интересно смотреть. Я видела такие:
- «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные» Владимира Аленикова.
- «Приключения Электроника» Константина Бромберга.
- «Гостья из будущего» Павла Арсенова.
- «Ералаш».
Так же интересны старые книжки
- Лазарь Лагин, "Старик Хоттабыч".
- Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома».
- Ирина Пивоварова «Тройка с минусом».
- Людмила Матвеева «Мы в пятом классе».
- Евгений Шварц «Первоклассница».
- Лев Кассиль «Кондуит и швамбрания».
В этих произведениях я заметила, что дети дружат, помогают друг другу, много времени проводят вместе. Дети вместе делают уроки, решают, порой, недетские проблемы, ссорятся, мирятся. В школе дети списывают домашнюю работу, вместе разбираются со сложными задачами, занимаются с отстающими в учёбе. У меня в классе все немного по-другому.
Опыт родителей, бабушек/дедушек
Мои родители учились в школе достаточно давно, чтобы помнить ещё пионеров и октябрят. Оба в один голос говорят:
- не было интернета
- не было решебников
- родители всегда на работе.
Приходилось или учиться самому или просить помощи у одноклассников. До простого списывания дело доходило редко, потому что нельзя надеяться, что опять дадут списать, или что будет тот, у кого есть что списывать. Чаще всего сложные уроки делали совместно с несколькими одноклассниками, собирались после школы вместе или созванивались по телефону. После школы дети тоже много общались.
Бабушки и дедушки жили в деревне. В послевоенное время в деревнях было мало детей-ровесников, поэтому поблизости мог не жить ни одни из одноклассников. Так что уроки делали в основном самостоятельно, списывали и давали списывать крайне редко, потому что в то время ценилась честность и справедливость. Зато распространено было шефство над отстающими учениками, когда сильный ученик помогает в учёбе слабому ученику. Хотя вне учебного процесса дети общались достаточно много разновозрастными компаниями.
Собственные наблюдения
Сейчас я учусь в школе, которая расположена достаточно далеко от дома. Рядом со мной живут только две одноклассницы. Остальные очень далеко - не забежишь на минутку.
- после школы многие идут в секции или на дополнительное образование
- мы не делаем уроки вместе - только иногда
- редко собираемся после школы
- почти у каждого есть сотовый телефон - можно просто созвониться
- у каждого есть относительно свободный доступ к интернету
- делать домашнюю работу помогают и родители
К счастью, в начальной школе редко бывают задания, с которыми сложно справится самостоятельно.
Проблема списывания по мнению экспертов
По мнению различных интернет-изданий:
- Возросло количество детей, нуждающихся в постоянном списывании.
- Переход на тестовую систему упрощает процесс бездумного списывания.
- Большинство ответов по всем предметам теперь можно скачать в Интернете.
- Согласно статистике Яндекс Wordstat, в сентябре 2017 г. сайты ГДЗ россияне искали 9,6 миллиона раз. Из них 443 тысячи запросов поступило из Петербурга и 937 тысяч – из Москвы. Больше всего школьники не любят делать самостоятельно упражнения по русскому языку (1,8 млн. запросов), алгебре (1,7 млн.) и английскому (1,2 млн.).
По мнению учителей, новый источник - Интернет - создаёт иллюзию знаний, поскольку ответы, найденные в Интернете, используются только в момент выполнения задания и никак не усваиваются.
Психологи говорят, уменьшилось взаимодействие с одноклассниками, т.к. в разы возросли возможности списывания, и ходить «на поклон» к одноклассникам стало практически не нужно: есть "решебники" и Интернет.
Это очень расхолаживает, у подростка не формируется навык преодоления трудностей. Главная опасность подобных сайтов в том, что ими чаще пользуются дети 5-7 классов, которые в силу возраста ещё не очень представляют последствий такого списывания.
Те, кто самостоятельно решает, – двигаются вперёд и в конечном итоге опередят списывальщиков и станут успешнее.
Анкетирование
Чтобы понять, кто как справляется с уроками, я провела анкетирование (см. рис. 1).
При помощи анкеты я хотела узнать, списывали или не списывали дети на уроках и дома. А если списывали, то как? И как справлялись с трудностями, если не списывали. Хорошо списывать или плохо.
Опрошено было 110 человек разных возрастных групп.
По возрасту разделила на группы:
- ученики начальных классов (7-11 лет),
- ученики средних и старших классов школы (12-18 лет),
- те, кто учился в школе во время широкого распространения Интернета (19-35 лет),
- те, кто учился почти совсем без Интернета (от 35 лет)
Респондентов мужского и женского пола было почти поровну (см. рис.2). Возвратные группы школьников самые большие (см. рис.3).
Из результатов анкетирования видно (см. рис.4), что больше всего списывали и давали списывать люди 19-35 лет, немного отстают от них школьники 12-18 лет и их родители, а меньше всего младшие школьники. Возможно, причиной такого результата является то, что в младших классах учиться проще, и большинство с учёбой справляется самостоятельно.
Из гистограммы (см. рис.5) видно, что младшие школьники списывают в основном у одноклассников и из интернета, старшее поколение в основном списывало у одноклассников, а вот дети 12-18 лет активно используют все возможные источники информации, большее внимание уделяя решебникам и интернету, что, по мнению психологов плохо сказывается на их дальнейшем развитии. Можно дать совет младшим школьникам не брать пример со старших товарищей в школе.
Очень маленькая часть младших школьников видит положительные стороны в списывании (см. рис.6). Мне бы хотелось, чтобы и в старших классах это мнение сохранялось. Зато больше половины школьников 12-18 лет считают, что списывать – это хорошо. Странно, что так же считают и большинство их родителей.
Одним из положительных моментов списывания является, по мнению опрашиваемых, хорошая оценка и экономия времени (см. рис.7). Чуть меньше, считают, что это повод пообщаться. А вот ещё некоторые считают, что это возможность задействовать несколько видов памяти.
Интересно, что при опросе на тему совместного выполнения задания, получилось (см. рис. 8), что школьники 12-18 лет в меньшей степени, чем все остальные помогают одноклассникам. А больше всего помогали из старшей возрастной группы. То есть те, кто больше всего списывают из решебников и Интернета, меньше всего могут помочь в учёбе другим. Может, это поточу, что такое списывание не даёт знаний? Больше всего как помогающих, так тех, кому помогали у людей старшего поколения. Возможно, это связано с практикой «шефства» над отстающими учениками, которой сейчас не существует. Радует то, что все возрастные группы почти в 100% случаев хотя бы раз коллективно разбирались с уроками. Из гистограммы видно, что в этом вопросе характер общения одноклассников не меняется с течением времени.
Большинство опрашиваемых, кроме группы 12-18 лет считают, что совместно выполнять работу - это хорошо (см. рис.9). Из школьников 12-18 лет только половина согласная с положительным моментом в коллективном труде. Возможно, это связано с ориентированностью современных учеников на личный успех. Замечательно, что самым ценным в совместной работе большинство считает лучшее усвоение материала. Немного меньше ценится скорость, и достаточно весомая часть опрашиваемых ценит работу в команде.
Вывод
Подводим итоги анкетирования:
- Методы преодоление сложностей с уроками современных школьников от учеников прошлых лет почти не отличаются. Большинство опрашиваемых активно разбирают сложный материал в группе.
- По результатам анкетирования видно, что современные школьники используют больше источников для списывания сложных уроков, чем старшее поколение.
- Ещё современные школьники меньше готовы помогать своим одноклассникам, чем их родители в школьные годы.
- Гипотеза о том, что из-за интернета и решебников современные школьники меньше, чем их родители в своё время, помогают друг другу в учёбе - подтвердилась.
- Дети 12-18 лет оказались в числе тех, кто больше всего списывают из решебников и Интернета и меньше всего могут помочь в учёбе другим.
Такие современные источники списывания, как Интернет и решебники, активно используются школьниками 12-18 лет. И именно эта группа школьников менее активно участвует в совместной работе. Младшие же школьники меньше всех списывают и больше старших школьников занимаются в команде. Поскольку, по мнению специалистов, бездумное списывание вредит процессу усвоения знаний, важно не потерять стремление к командной работе ученикам младших классов при переходе в среднюю школу. Опыт родителей может помочь преодолеть сложности в учёбе современным школьникам.
Список использованных источников информации
- https://newtonew.com/school/learn-google-learn - сайт «NEWTONEW- образование, как стиль жизни», статья «Учить нельзя гуглить» от 26.05.2015.
- https://letidor.ru/obrazovanie/a56-k-chemu-privodit-spisyvanie-uchitsya-chestno-chto-eto-9330.shtml - сайт «Letidor.ru – онлайн-проект для современных родителей с активной жизненной позицией», статья «К чему приводит списывание: учиться честно, что это?» от 15.02.2017.
- http://www.online812.ru/2014/10/21/012/ - сайт интернет-СМИ "Online812.ru», статья «Школьники практически перестали делать домашние задания» от 21.10.17.
- http://reshit.ru/stoit-li-spisyvat-v-shkole - сайт «RESHIT.RU-помощь в решении задач, онлайн консультации учащихся, сбор необходимого материала», статья «Стоит ли списывать в школе» от 10.03.2011.