Цели урока:
- Обучающие: познакомить учащихся с новым математическим понятием «уравнение», с решением уравнения способом подбора значения неизвестного; сформировать умение правильно записывать уравнение и выполнять его проверку.
- Развивающие: продолжить работу над развитием УУД; развить вычислительные навыки учащихся и умение решать текстовые задачи.
- Воспитательные: воспитать чувство товарищества и взаимопомощи; повысить уровень познавательного интереса к предмету математики.
Оборудование: презентация к уроку, светофор, учебник М.И.Моро и др. «Математика».
Тип урока: открытие нового знания.
Формирование познавательных УУД: добывать новые знания, найти и переработать необходимую информацию в учебнике, наблюдать и делать самостоятельные выводы, моделировать алгоритм решения уравнения способом подбора, учиться строить речевые высказывания и эффективно решать уравнения, выполнять рефлексию.
Формирование регулятивных УУД: определить цель деятельности на уроке с помощью учителя, совместно с ним обнаруживать и формулировать учебную проблему, выполнять самоанализ и самоконтроль результата учебной деятельности, оценивать свои знания и незнания, качество и уровень усвоения новых знаний.
Формирование коммуникативных УУД: учиться сотрудничать с учителем и с одноклассниками, работать в паре: контролировать, корректировать действия одноклассников; формулировать с достаточной полнотой и точностью несложные выводы и находить аргументы, подтверждающие вывод.
Методы обучения: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Технология обучения: системно-деятельностного подхода, ИКТ, здоровье сберегающая.
1. Мотивация к учебной деятельности
- Любое дело надо начинать с улыбки. Ведь улыбка – это шаг к успеху.
- Подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне.
- Повернитесь к гостям, подарите свою улыбку.
- Сначала сядут девочки, а теперь мальчики.
Ребята, сегодня как обычно меня разбудил мой старенький будильник. Ему уже много лет, но он ещё ни разу не подвел меня. Время не останавливалось и не забегало вперёд. Часы идут точно и правильно.
Как вы думаете, почему? (в часах хороший механизм)
Да. Часы состоят из деталей, каждая из которых отвечает за свою работу и помогает другим.
А что произойдёт, если убрать хотя бы одну деталь? (часы остановятся)
Так и ваши знания состоят из маленьких деталей. Каждый урок вы узнаете все больше и больше, и процесс познания не остановится до тех пор, пока у вас есть желание учиться. Я желаю вам работать на уроке так же слаженно, дружно как детали в моём будильнике.
- Давайте начнем нашу работу.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
1) - Ребята, а какое сегодня число? Какой день недели? Какой он по счету?
- Откроем тетради и напишем образцы. Первое число 15. Переставьте цифры местами. Какое число получится? Это будет второе число. Прописываем в тетради числа. Затем запишем число, классная работа.
А сейчас покажите свои умные глазки, ровные спинки.
2) Увеличьте каждое число на 5 (на слайде)
- Что общего у всех чисел? - Придумайте задания друг для друга по этому числовому ряду чисел. (дети выполняют различные задания: называют в прямом и обратном порядке, раскладывают на разрядные слагаемые) , задания предлагает и учитель.
3) Распределение записей на 2 группы:
- На доске записи, распределите их на две группы.
- 10 + □ = 25
- в – 5
- □ – 7 = 20
- 16 + с
- х + 5 = 13
(Записи напечатаны на листах, дети распределяют их на группы “Примеры с окошком” и “Буквенные выражения”.)
- Все ли записи вы распределили? Где возникло затруднение? Почему вы затрудняетесь?
На что похожа запись х + 5 = 13? (Запись х + 5 = 13 похожа одновременно и на буквенное выражение и на пример с окошком.)
3. Выявление места и причины затруднений
- Кто знает, как называются такие выражения и как их решать?
- Значит, нам необходимы новые знания. Сформулируйте цели. Чему мы сегодня будем учиться?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята, а куда мы можем обратиться за помощью? (в учебник, к учителю).
- Как называются такие выражения?
- А может быть, вы сами предложите способ, как решают такие выражения?
5. Реализация построенного проекта.
Работа с выражением: х + 5 = 13
- Как называется выражение, если стоит знак =? (равенство)
- Что скрывается за буквой? (неизвестное число)
- Ребята, где мы можем узнать, как называются такие выражения? (учебник)
- Откройте учебники и прочитайте, как называются такие выражения. (уравнения)
- Что такое уравнение? Проговорим еще раз. Проверьте себя по учебнику. Найдите, где написано, что такое уравнение. (чит.1 ученик)
- Что значит решить уравнение? (найти чему равен Х)
- Кто может решить это уравнение? Подберите нужное число. Вспомним, как называются числа при сложении. (хоровое проговаривание.)
- Кто напомнит, как найти неизвестное 1слагаемое? Посмотрите, как правильно их решение записывают в тетради. (учитель пишет на доске)
- Чтобы убедиться, что решено правильно, что мы должны сделать? (проверку (дети записывают в тетрадь))
6. Физминутка.
Рада я за вас, ребята!
Нам сегодня повезло –
Знаем мы, кто маскирует неизвестное число.
Познакомьтесь, Мистер Х! (Демонстрация Буквы )
Встаньте с места. Руки вниз.
Ноги шире, три, четыре.
Руки вверх все поднимите –
И меня изобразите.
Покачайтесь влево, вправо.
Сколько иксов! Просто браво!
Вновь за парты сядем дружно,
Нам решать заданья нужно!
Рассматривание и комментирование способа решения уравнения по учебнику. стр 80
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Ребята, а вы знаете, что уравнения научились решать в Древнем Египте еще 4000 лет назад. Давайте и мы потренируемся.
1). Работа по учебнику
Стр.80 №1 1-3 столб.
2) Работа в парах
- А сейчас, используя этот алгоритм, решите еще 2 уравнения. (2 ученика за доской для самопроверки)
- Проверьте свою работу и поднимите зеленый свет светофора, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы. А все остальные должны быть чуть – чуть внимательнее.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– Вновь к вам Мистер Х с заданьем,
Отнесемся со вниманьем!
“Я привел друзей с собою
Два знакомых вам числа. (На слайде числа 5, 15.)
Вместе нас троих возьмите
Уравненья запишите.
Постарайтесь разные
Придумать уравнения.
(Учащиеся самостоятельно записывают уравнения с числами 5 и 15.)
– Проверьте свою работу. (Учитель открывает карточки с возможными вариантами уравнений.)
– Оцените свою работу. Кому трудно было выполнить задание? Почему?
– А кто выполнил все задания правильно? Поднимите зеленый сигнал светофора. (Ответы учащихся.)
9. Включение в систему знаний повторение.
- Зачем нам нужно учиться решать уравнения? При решении каких заданий вам могут встретиться такие уравнения? (При решении более сложных уравнений, при решении задач в старших классах).
- Предлагаю решить вам задачу – стр 81. №7 (1 уч. у доски)
- О чем задача?
- Прочитайте задачу еще раз. Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Задача простая или составная?
- Каким действием решим? Почему?
- Чтобы составлять уравнения к задачам, нужно сначала научиться хорошо их решать.
10. Рефлексия учебной деятельности.
Домашнее задание.
Оцените свою работу на уроке - светофор.
- сегодня я узнал...
- было трудно (легко) …
- я научился…
- меня удивило…
- я благодарю за работу на уроке …..