Урок разработан к §2 учебника «Информатика: учебник для 5 класса / Л.Л Босова., А.Ю Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с. : ил.»
Современный урок не должен быть статичным, не должен навязывать конкретных действий и приемов, а должен представлять собой учебный инструмент, предлагающий многовариативность действий, как для учителя, так и для обучающихся.
Разработка современного урока является системой, совокупностью различных элементов, необходимых для достижения поставленной учебной цели. Это и план-конспект урока, и инструмент визуализации материала (чаще всего, презентация), и различный раздаточный материал и пр. Главное, чтобы все это предоставляло учителю возможность выбора своей траектории урока, методов и приемов, и уровней сложности работы на уроке.
Разработка данного урока представлена в виде плана-конспекта к интерактивной презентации.
Цель урока: формирование представления о компьютере как универсальной машине.
Задачи урока:
- предметная: сформировать представление об информатике как науке, занимающейся изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации; актуализировать и систематизировать представления об основных устройствах компьютера и их функциях;
- познавательная: расширить представление о сферах применения компьютеров;
- регулятивная: создать условия для объективной самооценки результативности своей учебной деятельности;
- коммуникативная: организовать взаимодействие при решении учебной задачи;
- личностная: сформировать представление о роли компьютеров в жизни современного человека, способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных условий безопасной эксплуатации средств ИКТ
Оборудование: ПК на базе Windows OS, Microsoft Office, проектор, интерактивная доска.
Обратить внимание: В момент запуска презентации при появлении предупреждения системы безопасности выбрать разрешение запуска макросов (подробнее на титульном слайде презентации триггер «Обратить внимание»).
Ход урока
(На интерактивную доску выводится слайд №1 с темой и планом урока)
Учитель: Мы живем с вами в мире машин. Машин сильных, машин умных. И, почти, в каждой машине есть свой компьютер. Пришли в магазин – компьютер позволяет нам расплатиться картой. Пришли в поликлинику – компьютер ставит нас в очередь к врачу. С помощью домашнего компьютера мы можем, не выходя из дома, заглянуть в магазин и купить понравившийся нам товар. В каждом телефоне маленький компьютер.
Но что это такое – «КОМПЬЮТЕР»?
Одна из крупнейших в мире компаний, производящих компьютеры – IВМ – принципом своего отношения к компьютерам объявила: «Машина должна работать, человек – думать».
(С помощью триггера «Учебная задача» на экран выводится учебная задача на урок.)
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим функции (назначения) компьютера и определим, чем является компьютер в современном мире.
Но, прежде чем приступать к новой теме, нам нужно вспомнить, что мы на прошлом уроке узнали об информации.
(На интерактивную доску выводится слайд № 2 с кроссвордом по теме «Информация».)
Учитель: Ответим на вопросы прошлого урока и решим кроссворд.
(Работа с кроссвордом предусматривает вариативность в действиях учителя.
Первый вариант: Работа с интерактивной доской.
Учитель предлагает обучающимся выбрать любое задание кроссворда и дать на него ответ.
Каждый вопрос кроссворда является триггером, при нажатии на который «зачеркивается» сам вопрос и выводится правильный ответ.
Второй вариант: Работа с раздаточным материалом (Приложение № 1).
Кроссворд можно раздать обучающимся на карточках и предложить выполнить задание индивидуально или группами по партам. Проверка правильности выполнения заданий осуществляется на интерактивной доске (см. первый вариант).
(На интерактивную доску выводится слайд № 3 «Профессии компьютера» с вопросом «Что могут компьютеры? Как они могут расширить профессиональные возможности человека?»)
(Работа направлена на анализ иллюстративного материла и получение новой информации.
Обучающимся предлагается 4 иллюстрации к профессиям. Используя личный опыт и знания, они должны сделать выводы, основанные на сравнении.)
Учитель: Сегодня компьютеры освоили разные профессии, в которых создали новые возможности. Давайте рассмотрим на примере 4 профессий (переводчик, художник, модельер, мультипликатор) что могут компьютеры, и как компьютер может расширить профессиональные возможности человека?
(С помощью триггера «Переводчик» на экран выводится изображение программы «Переводчик» и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? И как компьютер может расширить профессиональные возможности человека-переводчика?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
- компьютер может перевести любой печатный текст с одного языка на другой;
- компьютер уже умеет переводить голосовую речь;
- в отличие от человека, компьютер может переводить на множество языков, а человек-переводчик только на один или несколько и др.)
(С помощью триггера «Художник» на экран выводится изображение графического редактора и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? И как компьютер может расширить профессиональные возможности человека-художника?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
- компьютер может создавать объекты по образцу;
- компьютер может быстро менять цвета на большие площади, зеркально отображать объект;
- на компьютере легче внести поправки в рисунок;
- в отличие от человека, компьютер работает быстрее и может обеспечить множеством копий (важно при создании афиш и др.).
(С помощью триггера «Модельер» на экран выводится изображение программы для раскройки одежды и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? Как компьютер может расширить профессиональные возможности человека-модельера?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
- в память компьютера можно заложить образцы фасонов;
- компьютер может быстро менять цвета и фасоны, более точно работает с размерами;
- в отличие от человека, компьютер работает быстрее и может обеспечить множеством копий и др.)
(С помощью триггера «Мультипликатор» на экран выводится изображение программы для создания анимационных роликов и вопрос: «Каковы возможности компьютера в данной профессии? Как компьютер может расширить профессиональные возможности человека-мультипликатора?»)
(Возможные варианты ответов обучающихся:
- компьютер может быстро создавать различные объекты и формы;
- чтобы создать движение человек должен нарисовать несколько рисунков отдельно и снять каждый из них, а компьютер может один рисунок изменять и так создавать движение и др.)
Учитель: Мы с вами видим, что сегодня одно устройство (компьютер) может совершать различные действия, обрабатывать и графическую, и текстовую, и звуковую информацию.
(На интерактивную доску выводится слайд № 4 «Универсальность» с изображениями ГУМа и МГУ.)
Учитель: Эта машина многофункциональна. Есть еще специальное слово для обозначения многофункциональности или многозадачности!?
Если магазин предлагает много различных товаров, то в его названии есть это слово. Например, всем известный ГУМ.
Если институт готовит к множеству различных специальностей, то и в его названии есть это слово. Например, МГУ имени Ломоносова.
Что же это за слово?
(Ожидаемый ответ обучающихся: «универсальный».)
Учитель: Что же это слово означает для компьютера?
(Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.)
(С помощью триггера «Компьютер» на экран выводится пояснение слова «универсальный».)
Учитель (зачитывает ученикам, при необходимости комментирует): «Слово «универсальный» подчеркивает, что компьютер применяется для многих целей: обрабатывать, хранить, передавать разнообразную информацию; использоваться в различных видах деятельности и профессиях».
(На интерактивную доску выводится слайд № 5 «Устройство компьютера. Аппаратное обеспечение» с изображением стационарного ПК с периферийными устройствами.)
Учитель: Компьютер может быть универсален благодаря своему устройству: внутреннему (системный блок) и внешнему (аппаратное обеспечение).
Перед нами компьютер и его элементы. Давайте назовем каждый из них.
(Работа направлена на актуализацию уже ранее изученного материала. К доске можно пригласить одного или двух обучающихся. Ученик называет элемент и нажимает на его изображение. Каждый объект на рисунке является триггером и после нажатия на него появляется название элемента. Необходимо заострить внимание на том, какие элементы являются устройствами ввода, а какие – устройствами вывода.)
(На интерактивную доску с помощью триггера «Системный блок» выводятся изображения основных элементов системного блока.)
Учитель: Самый главный элемент компьютера – это системный блок. В нем, как и в нашем мозге, есть различные отделы, отвечающие за разные функции.
1. Блок питания – отвечает за электричество, поступающее в компьютер.
2. Оперативная память – за процессы, протекающие во время работы компьютера.
3. Жесткий диск – хранит информацию, которую мы создаем, скачиваем, копируем, отправляем и даже удаляем.
4. Видео- и звуковая карты – отвечают за качество графики и звука.
5. Процессор – это главный отдел «мозга». Он отвечает за вычисления, обработку информации, классифицирует ее, управляет работой компьютера.
6. Куллер – система охлаждения процессора.
7. И все эти «отделы» соединены с помощью материнской платы.
(Дальнейшая работа предусматривает вариативность действий, зависящих от уровня подготовки класса и(или)плана учителя на урок.)
Первый вариант:
(На интерактивную доску с помощью триггера «Доп. устройства» выводятся изображения периферийных устройств.»
Обучающимся предлагается озвучить назначение каждого устройства и определить к устройствам ввода или вывода относятся данные элементы.
Второй вариант: данный раздел можно пропустить.)
(На интерактивную доску выводится слайд № 6 «Решим учебную задачу» с формулировкой учебной задачи, изображением компьютера и тремя стрелками с цифрами-триггерами.)
Учитель: Нашей задачей на урок было сформулировать ответ на вопрос: «Чем является компьютер в современном мире». Для того чтобы было проще ответить, сначала вспомним, кто и для чего используе компьютер?
Давайте попробуем определить три основных назначения компьютера.
(Ожидаемые ответы: для работы (по профессии), для общения, для получения информации.)
(С помощью цифр-триггеров со знаком на экран выводятся ответы: «Для работы (по профессии)», «Для общения» и «Для получения информации».)
Учитель: Теперь подумайте и ответьте: «что же такое компьютер?»
(Ожидаемый ответ: инструмент, устройство, машина и т.п.)
Учитель: Компьютер – это инструмент (устройство и т.п.), который может выполнять большое количество различных действий и имеет много функций. Каким прилагательным мы называем такие возможности?
(Ожидаемый ответ: универсальный.)
Учитель: Так что же такое «Компьютер»?! Давайте подытожим.
(С помощью триггера «Подытожим» на экран выводится вывод «Компьютер – универсальный инструмент для работы с информацией».)
(На интерактивную доску выводится слайд № 7 «Выполним задания».)
(Дальнейшая работа предусматривает вариативность действий, зависящих от уровня подготовки класса и (или) наличия времени на уроке, а так же плана учителя на урок. Учитель сам выбирает, сколько и какие задания он будет использовать на данном уроке.
Обучающимся предлагается решить четыре задания на закрепление пройденного материала. Проверка первых трех заданий осуществляется с помощью триггеров, четвертое задание выполняется с помощью макроса скачкообразного перемещения объектов в режиме демонстрации презентации.)
Задание 1: Опишите каждый термин и для проверки нажмите на него.
(Выполнение задания № 1 предусматривает работу с раздаточным материалом – карточками с определениями и пустыми ячейками для терминов (Приложение №2). Учитель может выбрать разные способы заполнения карточек.
Первый вариант: Учитель предлагает сопоставить определения с карточек обучающихся с терминами на доске, и в ходе совместной работы заполнять карточки правильными ответами.
Каждый термин на экране является триггером, при нажатии на который на экран выводится соответствующее определение.
Второй вариант: Учитель предлагает обучающимся самостоятельно, работая в группах, сопоставить определения в карточках с терминами на доске, записав ответ в пустые ячейки в карточках, с последующей проверкой на доске.)
(С помощью триггера «Задание 2» на экран выводится слайд задания 2.)
Задание 2: Выберите изображения, размещенные ошибочно.
(Учитель предлагает выполнить задание совместно с обучающимися у доски. Каждый рисунок является триггером, при нажатии на который правильный ответ обводится зеленым, а неправильный – красным.)
(С помощью триггера «Задание 3» на экран выводится слайд задания 3.)
Задание 3: Выберите «лишнее» устройство в каждой группе и объясните свой выбор.
(Учитель предлагает выполнить задание совместно с обучающимися у доски. Каждый рисунок является триггером, при нажатии на который правильный ответ зачеркивается красным, а неправильный – обводится зеленым.)
(С помощью триггера «Задание 4» на экран выводится слайд задания 4.)
Задание 4: Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
(Выполнение задания № 4 предусматривает работу с раздаточным материалом – карточками с таблицей и пустыми ячейками для заполнения (Приложение № 3). Учитель может выбрать разные способы заполнения карточек.
Первый вариант: Учитель предлагает заполнить таблицу на доске и перенести правильные ответы в карточки.
(Данное задание сделано с помощью макроса скачкообразного перемещения объекта в режиме демонстрации презентации «MoveHim» и «MoveTo». Для перемещения объекта необходимо его выбрать первым нажатием, а вторым нажатием на выбранной ячейки перенести).
Второй вариант: Учитель предлагает обучающимся самостоятельно, работая в группах, заполнить таблицу в карточках, используя данные с доски.)
(На интерактивную доску выводится слайд № 8 «К следующему уроку» с домашним заданием.)
Домашнее задание:
1. Прочитать в учебнике § 2.
2. Выполнить письменно в тетради задания к параграфу №3 и №9.