Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста

Разделы: Дополнительное образование

Класс: д/с


Пояснительная записка.

В статье говорится об актуальности экономического воспитания по отношению и к дошкольному возрасту, так как современное общество должно обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. С такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги сталкиваются уже с малых лет. Экономика и дошкольник только на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но ведь экономику можно преподнести детям в форме элементарных сведений (научить их правильному отношению к деньгам, способам как их заработать и как разумно их потратить, а также понимая её, как экономика - это разумное ведение домашнего хозяйства). В статье рассказывается, как можно познакомить детей с экономикой в дошкольном возрасте, воспитать «экономические» качества личности, тем самым подготовить детей к жизни в современных условиях.

В формировании личности игра имеет ведущий вид деятельности. С помощью игр детям можно объяснить взаимосвязь между экономическими понятиями: труд, товар, деньги, стоимость, цена. Привить детям бережливость, честность, экономичность, щедрость. Научить правильно относиться к рекламе, которой сейчас более чем предостаточно, вести себя правильно в жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. В статье предлагается игра- путешествие по стране «Экономика». Единый сюжет - путешествие помогает вызвать и поддержать познавательный интерес у детей в формировании экономических представлений. На протяжении всего путешествия дошкольники знакомятся с такими понятиями как «Семейная экономика», «Деньги, товары», «Потребности», «Услуги», «Ресурсы и реклама». Предлагаются методы и приёмы, формы экономического воспитания, технологии, способы включения детей в образовательный процесс. Игра-путешествие рассчитана на детей от 4 до 7 лет, разработана на основе книг Сазоновой А.В. "Путешествие в поисках экономики" и Киреевой Л.Г. "Играем в экономику". Статья адресована воспитателям детских садов и родителям, а также всем, кто интересуется новыми направлениями содержания современного образования.

В наши дни экономические знания нужны всем: и взрослым и детям, так как много говорится о том, что современное общество должно обладать экономическим мышлением, деловыми качествами, способностью к предпринимательству. Все эти требования сделали проблему экономического воспитания актуальной по отношению и к дошкольному возрасту. С такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги сталкиваются уже с малых лет. Экономика и дошкольник только на первый взгляд кажутся слишком далёкими друг от друга. Но ведь экономику можно преподнести детям в форме элементарных сведений (научить их правильному отношению к деньгам, способам как их заработать и как разумно их потратить, а также понимая её, как экономика - это разумное ведение домашнего хозяйства).

С помощью игр детям можно объяснить взаимосвязь между экономическими понятиями: труд, товар, деньги, стоимость, цена. Привить детям бережливость, честность, экономичность, щедрость. Научить правильно, относиться к рекламе, которой сейчас более чем предостаточно, вести себя правильно в жизненных ситуациях, развивать разумные потребности. Изучив литературу, я пришла к выводу, что можно познакомить детей с экономикой уже в дошкольном возрасте, воспитать «экономические» качества личности, тем самым подготовить детей к жизни в современных условиях. В связи с этим мною была разработана программа кружковой деятельности "Мы играем в экономку" на основе книг Сазоновой А.В. "Путешествие в поисках экономики" и Киреевой Л.Г. "Играем в экономику". Все занятия разработанные программой, представлены в игровой форме и носят интегрированный характер, что позволяет знакомить детей с основами экономики в тесной связи с занятиями по математике, развитию речи и изобразительной деятельностью, что считаю очень важным. Разрабатывая данные конспекты занятий, я, прежде всего, учитывала возрастные и психические индивидуальные особенности детей дошкольного возраста.

По своей структуре программа построена таким образом, чтобы вызвать и поддержать познавательный интерес у детей в едином сюжете - путешествии по стране «Экономика». Путешествие детей начинается со знакомства с ведением домашнего хозяйства, бережного отношения к своим вещам. Перед любым путешествием встаёт вопрос, сколько понадобится денег и на что их можно будет потратить. На этом этапе происходит первое знакомство с деньгами и понятием "семейный бюджет". Ведь ребёнок должен понимать, что деньги не просто так даются, их нужно зарабатывать.

Уже в раннем возрасте необходимо привлекать малышей к распределению бюджета, чтобы они могли определить вещи первой необходимости. Тогда мы дождёмся, что наши детки не будут требовать "Купи!» А что же такое деньги? Знакомство с деньгами начинается с давних времён, когда древние люди использовали предметы вместо денег, чтобы получить товар. Рассказать о современных деньгах, что живут они в "банке", поможет этому экскурсия в банк. Экскурсии помогут детям увидеть, как это происходит в жизни, а не в игре. Ребёнок должен понимать, что деньги дают за труд. Уже с раннего возраста можно научить ребёнка создавать собственные накопления и какими путями. Есть вещи, без которых не сможет прожить ни один человек, ни в дороге, ни дома. Дети должны знать, что им необходимо в первую очередь и это называется потребностями, а то, что им хочется - желаниями. В путешествии встречаются разные магазины. Через походы в магазин познакомить с понятиями: товар, цена. Важно познакомить детей с понятием "качество товара", что от качества зависит цена.

В городах много магазинов, фабрик, заводов, предприятий, на которых изготавливают разные предметы и продукты. Как же узнать, где какие товары продаются и чем отличаются. В этом помогает новое понятие "реклама". Реклама расскажет нам, почему нужно купить именно эту вещь .Но дети должны усвоить, что не все товары хороши, которые предлагает реклама . Важно проверить качество продукта и его срок годности, прежде чем купить товар.

В путешествии по стране «Экономика», может сломаться машина, подняться температура, заболеть живот. Кто же нам поможет? Здесь важно детям объяснить виды услуг: больница, полиция, ремонт обуви, парикмахерская, почта и т.д.

Все занятия данного путешествия взаимосвязаны , подчинены заданной теме и цели. Смена видов деятельности на каждом этапе занятий способствуют поддержанию внимания и работоспособности детей, что позволяет предотвратить утомляемость детей.

В ходе занятий использую следующие методы:

  • словесные (вопросы к детям, уточнение, поощрение);
  • наглядно-демонстрационные (картинки);
  • игровые;
  • практические;
  • методы контроля (оценка результатов деятельности).

Все они направлены на применение познавательных, речевых, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование. В процессе занятий применяю также технологии, такие как: игровая деятельность; деятельностный подход; обучение в диалоге с взрослым; технология развивающего обучения; здоровьесберегающие технологии. В процессе проведения занятий

применяю различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались возможности каждого ребѐнка. путешествуя по стране «Экономика» дети в конце каждого занятия выполняли задание и получали часть карты страны «Экономика». В конце получится целая карта, и каждый ребёнок получит звание "Настоящий Экономист". Не следует детей заставлять что- то заучивать, ведь это не учёба, а всего лишь игра.

Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Имеет следующую структуру и содержание программы:

Средняя группа

  • Раздел «Семейная экономика»
  • Раздел «Деньги, товары»
  • Раздел «Потребности»
  • Раздел «Услуги»
  • Раздел «Ресурсы и реклама»

Старшая и подготовительная группы

  • Потребности и желания (выбор, реклама, детское творчество);
  • Люди создают товары и услуги, обмениваются ими (труд, новые современные профессии, продукт);
  • Люди принимают решения относительно своих денег. работа и зарплата (реализация, использование).

Методы и приемы, используемые при реализации программы:

  • чтение художественной литературы;
  • наблюдения, прогулки, экскурсии;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры
  • проблемные ситуации
  • моделирование и анализ заданных ситуаций;
  • исследовательская деятельность детей;
  • продуктивные виды деятельности детей на выражение своего отношения к информации;
  • рассказы педагогов, детей и родителей;
  • беседы;
  • использование моделей по теме;
  • викторины

Формы экономического воспитания детей:

  • Игровая деятельность
  • Специально организованная образовательная деятельность
  • Совместная деятельность детей и взрослых
  • Бизнес-игры
  • Дискуссии, беседы
  • Экономические викторины
  • Свободное общение воспитателя с детьми

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста не возможно без тесной взаимосвязи с родителями. Очень важно вовлечь их в процесс формирования экономических представлений у детей. Разъяснить о необходимости привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, как совместно с детьми распределять семейный бюджет, как рационально потребностей детей соразмерно материальным возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, позволило добиться более глубокому усвоению детьми первоначальных экономических знаний.

Литература.

  1. Сазонова А.В. Путешествие в поисках экономики. Рабочая тетрадь для дошкольников // Днепродзержинск: Генеза-Пивдень, 2008. С.36.
  2. Киреева Л.Г. «Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры», Издательство: Учитель Жанр: Методическая литература, 2008. С. 169.