Час общения "Птицы зимой"

Разделы: Внеклассная работа


Цели и задачи:

Обобщение знаний о зимующих птицах.

  • формировать у воспитанников представление о жизни птиц зимой,
  • формировать приёмы умственной деятельности - умения анализировать, сравнивать, обобщать.
  • корректировать звукопроизношение, развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • укреплять желание приходить на помощь птицам в зимнее время года;
  • активизировать речевое общение по теме «Птицы зимой»;
  • продолжить работу по развитию монологической, диалогической речи слабослышащих детей;
  • воспитывать чувство любви и заботы.

Оборудование: презентация «Птицы зимой»; мультимедиа аппаратура, таблички, картинки, пиктограммы, речевой материал к занятию.

Словарь: синица, снегирь, дятел, ворон, свиристель, сова, поползень, воробей, сорока, клёст, глухарь, голубь, чирикает, каркает, тинькает, ухает, токует, воркует.

Ход занятия

I. Организационный момент. Проверка слуха

(концентрация внимания, включение в работу слуховых анализаторов, настрой на оптимальную работу)

Проверка слухового восприятия.

- Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады видеть вас в нашем классе. Располагайтесь поудобнее, чувствуйте себя как дома.

- Ребята давайте поприветствуем гостей.

Эмоциональный настрой. Cлайд № 1

- Покажи своё настроение на табличке. (пиктограммы)

- Какое у тебя настроение?

- У меня … настроение.

- Добрый день, ребята, гости. Я рада всех вас видеть.

- Сегодня на занятие к нам пришли гости. Я хочу, чтобы вы тоже поприветствовали их, каждая по-своему. (приветствие детей)

- Какие слова приветствия ты знаешь, Данил?

- Какое у тебя сегодня настроение, Карина?

- Даниил, спроси у Сабрины, как дела у неё дома?

- Алеша, поздоровайся с гостями жестами?

- Ты скучаешь по брату, Данил? Как его зовут?

 - Алина, какой сейчас месяц?

- Алексей назови третий месяц зимы…

- Какая сегодня погода Сабрина?

- Какие дежурные звуки Алина?

- Не забываем, соблюдай в речи правила произношения, говорить четко, соблюдая правила орфоэпии и ударения.

Сегодня мы будем много работать, говорить. Очень важно, чтобы вы меня и друг друга слушали внимательно, от этого зависит результат вашей работы.

Чистоговорки.

Ок-ок-ок – начинаем мы урок.
Ам-ам-ам – гости пришли к нам.
Ать-ать-ать – надо знания показать.
Ем-ем-ем – чтоб приятно было всем.

II. Фонетическая зарядка

(дифференциация и автоматизация дежурных звуков; работа над словесным и смысловым ударением; закрепление правил орфоэпии)

- Какие дежурные звуки на этой неделе? (за экраном).

Найдите пару слов с дежурными звуками (пе-пэ). Чётко произнесите слова, соблюдая ударение.

  • слоги Пе-пе-ПЕ, ПЭ- пэ- пэ
  • слова: Петя петушок, зимующие птицы, пернатые друзья, перо - пёрышко - перьевая

- Прочитайте выразительно стихотворение, соблюдая правила орфоэпии.

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!». (Вместе по одному)

III. Основная часть

1. Введение в тему, целеполагание

(активизация речевого общения по теме; развитие психических функций, в частности- мышления; нацеливание на конкретные цели и предмет предстоящей беседы)

Прочитайте план работы слайд № 2

Сегодня мы отправимся по «Лесенке успеха» для этого мы должны много думать, запоминать, хорошо говорить, активно работать.

Ступенька - разминка

(Раздаточный материал) ЗПИТМИУЦЮЫЩИЕ

2. Рефлексия проспективная

(развитие образного мышления, памяти)

ВОРТГУБСНИЦАЕК

Предлагаю вам взять листок бумаги и написать 5 птиц, которые, по вашему мнению, живут зимой у нас на Алтае.

3. Беседа

(формирование у воспитанников представления о зимующих птицах, о жизни в зимний период времени)

Сегодня на занятии мы поговорим о птицах зимой.

- Скажите кто такие зимующие птицы?

Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг. У них с осени образуются толстый слой подкожного жира, который помогает им переносить голод и холод. Они могут и зимой найти себе корм. Некоторые птицы делают запасы с осени.

- Почему многие птицы улетают в тёплые края? (потому что не смогут зимой найти себе корм).

- Кто знает, как называются эти птицы? (перелётные)

- Перелетные птицы улетают в теплые края, чтобы переждать суровую зиму.

 Мы с вами будем говорить о зимующих птицах и подошли к первой ступеньки.

Игра «Найди зимующих птиц» (поиск по классу) слайд № 3

- Молодцы! Были внимательны, правильно нашли и назвали птиц.

- Что птицам страшнее зимой – холод или голод?

- Когда птицы сытые им легче переносить холода.

- Чем питаются птицы зимой?

- Как человек помогает птицам пережить зиму?

Мы переходим на вторую ступень. Cлайд № 4,5

«Чем питаются птицы» (раздаточный материал)

Игра «Что в мешочке»

- Молодцы! Были внимательны, правильно отвечали.

- Что птицам страшнее зимой – холод или голод?

Когда птицы сытые им легче переносить холода.

- Чем питаются птицы зимой? (семена, хлебные крошки, семечки, сало, ягоды рябины, калины, семена шишек, пшено…)

- Как человек помогает птицам пережить зиму? (подкармливает их в суровые, морозные дни)

- Скажите кто такие зимующие птицы?...

Зимующие птицы - те, которые зимой не улетают на юг.

Мы переходим на третью ступень

Прослушивание голоса птиц «Кто как голос подаёт» слайд № 6

 Игра «Кто как голос подаёт» (раздаточный материал)

- Молодцы! Были внимательны, правильно отвечали.

- Что птицам страшнее зимой – холод или голод? Когда птицы сытые им легче переносить холода.

- Чем питаются птицы зимой?

- Как человек помогает птицам пережить зиму?

Мы переходим на четвертую ступень. Cлайд № 7

Викторина «Когда это бывает»

- Молодцы! Были внимательны, ошибок нет.

И мы шагаем по пятой ступени «Посчитай-ка»

На столах картинки для каждого из вас разные птицы, есть образец ответов (образование формы родительного падежа существительных; согласование количественных числительных с существительными)

И вот уже шестая ступень и задание (на слух)

«Закончи предложения»

(закрепление навыка употребления приставочных глаголов от глагола лететь в настоящем времени)

  • Голубь в окно (что делает?)… .
  • Голубь из окна (что делает?)… .
  • Сова к дому (что делает?)… .
  • Сова от дома (что делает?)… .
  • Дятел вокруг дерева (что делает?)… .
  • Дятел с дерева(что делает?)… .
  • Сорока через беседку (что делает?)… .

Физкультминутка

(снятие напряжения скелетных мышц за счет двигательных актов и перемещений по классу)

Игра «Аплодисменты»

Встаньте те,

- кто похож на папу? Аплодисменты!

- кто похож на маму? Аплодисменты!

- кто скучает по родителям, уезжая из дома? Аплодисменты!

- в чьей семье есть домашние питомцы? Аплодисменты!

- у кого есть всегда хлеб для пернатых друзей? Аплодисменты!

- кто напоминает ребятам покормить птиц? Аплодисменты!

- кто помогает мастерить кормушки для птиц? Аплодисменты!

- кто кормит птиц, заботится о них! Аплодисменты!

И вот уже седьмая ступень и задание (на слух)

«Подумай, о ком можно так сказать»

  • Серая, умная, громкоголосая -
  • Пёстрая, хитрая, большеглазая -
  • Шустрая, белобокая, длиннохвостая -
  • Длинноклювый, пёстрый, красноголовый -
  • Маленькие, шумные, коричневые -
  • Желтогрудая, белощёкая, тонкоголоса -
  • Краснопёрый, чернокрылый, с перекрещивающимся клювом -

Вот вы уже и на восьмой ступени

«Найди ошибку» слайд № 8

Вы дошли до самой верхней девятой ступени

МОНОЛОГИ и ДИАЛОГИ

Ребята, на улице в морозы очень холодно, скажите как мы можем помочь птицам? Правильно мы можем сделать кормушки и кормить птиц, чтобы они могли пережить зиму.

Диалог

- Как ты помогаешь птицам зимой? – Насыпаю корм в кормушку.

- Какие птицы прилетают к кормушке? - Воробьи, синицы, снегири …

- А чем ты кормишь птичек - Даю крошки хлеба, сухари, семечки.

- Как ты думаешь, птицам надо помогать? – Обязательно! А то они погибнут.

Составь монолог

К нам на кормушку прилетели…Мы угощаем их…

У снегиря …перья на … и… черные. Снегири украшают ….природу.

Перекрёстный диалог.

- Ты знаешь правила вежливости, …?

- А ты, .... ?

- Если в комнату входит взрослый, что надо сделать?

- Надо встать и поздороваться.

- Спроси у ..., умеет он быть вежливым? А ты, ...?

- Если мама несёт тяжёлую сумку, что надо сделать?

- Надо ей помочь.

- Если в автобус входит старый человек, что надо сделать?

- Уступить место.

- А всегда ли тебе удаётся быть вежливым, ..? А тебе, …?

Чтение с губ

- Не забывайте, заботиться и птицах.

Вот и вершина успеха - это десятая ступень

IV. Итог. Рефлексия

Сегодня на занятии:

  • было интересно, потому что….
  • было трудно…….
  • я узнал……
  • мне хочется больше узнать о …

Все сегодня хорошо работали.

Я благодарю за работу, молодцы!