Программное содержание:
Цель:
- Прививать любовь к родной природе.
- Создать эмоционально-приподнятое настроение у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение работать в команде.
Задачи:
- Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом.
- Развивать выразительность речи. Обогащение и активизация словаря.
- Развивать у детей логическое и аналитическое мышление.
- Закреплять приемы лепки и наклеивания.
- Воспитывать организованность, сосредоточенность, интерес к познавательной и конструктивно-модельной деятельностям.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательно-речевая»:
- ФЦКМ,
- Развитие речи,
- Конструирование и моделирование.
- «Художественно-эстетическая»:
- Лепка, Аппликация.
- «Физическое развитие»:
- Физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Материал:
- Опорные картинки или слайды с пейзажами зимнего леса, значки (снежинка, снежок, снеговик, льдинка, елочка).
- Белый картон А-4, кисточки для клея, клей ПВА, пластилин, ватные диски, ватные шарики, искусственный снег, веточки, искусственные елочки, домик, фигурки зверей.
Предварительная работа:
- Беседы, чтение рассказов и стихотворений по теме «Зима», рассматривание иллюстраций, фотографий, наблюдения во время прогулок.
Ход занятия
1-я часть
В. – Ребята, сегодня, когда вы пришли в группу, вы получили значки. Посмотрите и скажите, что на них изображено (ответы детей).
Совершенно верно. Они нам еще сегодня пригодятся, чуть позже вы узнаете для чего.
А скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить, если на ваших значках изображены снежинка, льдинка, снежок, снеговик?
Д. – О Зиме.
В. – Вспомните, что бывает только зимой. Чем зима отличается от других времен года? (ответы детей).
В. – Какая погода бывает зимой?
Д. – Холодная, снежная, вьюжная, морозная.
В. – Что происходит зимой с деревьями?
Д. – Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.
В. - Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
Д. – Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная…
В. – Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.
Давайте представим: как выглядит зимний лес.
Д. - В лесу все занесено снегом. Вокруг большие сугробы. Все деревья голые, кроме зеленых елей и сосен.
Подумайте и скажите: на чем можно путешествовать? (на лыжах, на санках, пешком (выбираем удобный способ)).
Упражнение «Метель» (выполняют движения согласно тексту)
- Ух ты, зимушка-зима, закружила,замела,
Все дорожки, все пути, ни проехать, не пройти.
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
В. – Вот и прибежали в лес. А вокруг снег лежит!
Дидактическая игра «Назови признак»
Какой снег?
Д. – Белый, пушистый, мягкий, рыхлый, мокрый и т. д.
В. - Когда мы идем по снегу, что с ним происходит?
Д. – Хрустит, скрипит.
В. – А какие большие сугробы.
2-я часть
В. – Правда, зимний лес очень красив? А хотите мы с вами создадим свой зимний лес?
Д. – Да.
В. – Для того чтобы сделать макет (имитацию) леса нам необходимо подумать из чего мы будем его делать. Чем мы можем заменить снег? (ответы детей).
Из чего будут деревья, кусты? (ответы детей). С помощью чего мы будем крепить деревья и снег? (ответы детей). Я предлагаю разбиться на команды, а помогут нам это сделать ваши значки(каждая команда занимает стол согласно своему знаку). Каждая команда будет делать свою часть леса, а потом мы соберем эти части в единое целое и посмотрим, что у нас получилось. Но перед началом работы сделаем небольшую разминку.
Пальчиковая гимнастика
С неба сыпется снежок,
Засыпает все кругом.
Мы снежочек соберем
И получится снежок.
Начинается игра,
Забросаю я тебя.
В. – А теперь я приглашаю команду «Снежинок» занять свои места, команду …
По окончании работы команд собирается общий, большой макет.
В. – Какой замечательный у нас получился лес. Вы все молодцы. А я приготовила для вас небольшой сюрприз. Хотите, чтобы пошел снег?
(Распыляется искусственный снег). А кого из животных мы можем встретить в зимнем лесу? (выставляются фигурки зверей). А кто заботится и охраняет зверей в лесу? (Лесник, лесничий). А вот и его избушка.
В. – Знаете, я предлагаю поставить наш макет в холле нашего детского сада, чтобы все ребята могли полюбоваться красотой частички Зимнего леса, которого мы с вами сделали вместе.
Используемая литература.
- Развитие речи детей 5-7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 272 с. – (Развиваем речь).
- Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. / О. А.
- Соломенникова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.