«Детский мастер-класс» как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО п.1.4.)

В процессе приобщения к культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира) приобретение культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде ребенок овладевает культурными практиками.

Культурные практики, по определению Н.Б Крыловой, - это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней уникального индивидуального жизненного опыта.

В связи с этим перед нами встает задача создания таких условий, которые позволят ребенку проявить себя в качестве субъекта собственной деятельности, определить и реализовать свои цели, приобрести собственный опыт, взять на себя ответственность за результаты собственной деятельности. В данном случае образовательная деятельность будет строиться не от задач взрослого, а от особенностей жизнедеятельностей каждого ребенка.

В нашей группе появилась новая культурная практика, которая обладает всеми вышеперечисленными характеристиками. Появилась данная практика в процессе наблюдения за детьми, была отмечена некоторая закономерность: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе. Таким образом, возникла идея организовать такую практику, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, желающим научиться.

Эта практика стала называться «Детский мастер класс». Детский мастер-класс – это особая форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а так же овладеть культурными способами передачи своего опыта и восприятия опыта сверстников.

Первый мастер- класс был организован по просьбе детей. Когда воспитанница нашей группы Кристина Янькова презентовала свою исследовательскую деятельность с темой исследования: «Эбру – тайна рисования на воде». Ребята задавали много вопросов и попросили показать интересную технику рисования.

Кристина показывала только способ рисования, а дизайн рисунка каждый ребенок определял сам для себя. Выступая в роли «Мастера». (В контексте названия этой культурной практики дети стали называть Мастером того ребенка, который проводит мастер-класс, а дети которые принимают участие - Умельцами). Кристина говорила уверенно, потому что представляла то, в чем она был уверенна, то чем владела лучше всех детей в группе.

Это событие стало поводом для проявления подобной инициативы другими детьми и началом новой культурной практики, получила название «Детский мастер класс». Многие дети заявили свое желание провести свой собственный мастер класс. Таким образом, Мастер – это ребенок, который в рамках одного конкретного детского мастер-класса может предъявить сверстниками свой опыт. Количество детей стать Мастерами с каждым днем увеличивалось, в связи с этим была создана и оформлена доска выбора. Каждый раз, на утреннем сборе, исходя из образовательного заказа группы, дети определяют количество мастер — классов, но не более трех. Каждый мастер размещает свою работу на доске выбора, рядом со своим фото. Воспитанники группы, в соответствии со своими интересами, размещают свои фотографии на доске выбора в кармашек мастер-класса, на который они хотят пойти. Первоначально детский мастер-класс проводился 1 раз в неделю. Потом они стали проводятся почти каждый день и по нескольку мастер-классов.

Дети проводят мастер-классы не только по изготовлению поделок, но и обучают Умельцев: играть в шашки, инсценировать сказки, потешки и т.д.

После проведения каждого мастер-класса дети презентуют продукты своей деятельности своим сверстникам, а для родителей оформляется выставка работ в приемной.

У нас сложилась определенная структура детского «МК».

  • Презентация темы мастер-класса (Ребенок презентует свой продукт)
  • Выбор детьми мастер-класса.
  • Представление опыта Мастером (Дети показывают свой способ)
  • Практическая часть
  • Презентация продуктов деятельности (общий круг. презентуют продукты)

Правила организации.

  1. Мастер-класс проводится по инициативе детей и исходя из образовательного заказа группы. День и время мастера – класса согласуются на групповом сборе.
  2. Педагог заранее индивидуально обговаривает с ребёнком этапы выступления и содержание выступления.
  3. Участие родителей в подготовке и организации мастер-класса приветствуется.

Постепенно мы с ребятами поняли, что нужны правила.

  1. Выступая, говорим громко, внятно, не торопясь.
  2. Слушаем внимательно, не перебивая Мастера.
  3. Вопросы задаём после того, как Мастер закончил объяснение и показ.
  4. Вопросы задаём вежливо.
  5. Не стесняемся задавать вопросы.
  6. Все работы признаются ценными.
  7. Плохих работ не бывает.

В чём ценность детских мастер-классов:

Для детей, дающих мастер-класс:

  • Приобретение опыта публичных выступлений;
  • Формирование коммуникативных навыков;
  • Возможность почувствовать себя успешным, значимым, лидером;
  • Формирование ответственности;
  • Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

  • Овладение новыми способами действий;
  • Приобретение опыта коллективной деятельности;
  • Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам;
  • Развитие вопросительности;
  • Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

Для педагога:

  • способ поддержки детских инициатив;
  • способ сплочения группы;
  • возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
  • возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
  • возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

  • возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него;
  • увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
  • способ участия в реализации образовательной программы.

Таким образом детский мастер класс способствует успешному достижению целевых ориентиров, представленных ФГОС до (инициатива, активность, моторика).

Детский мастер класс как новая культурная практика доступен каждому педагогу и позволяет решать множество задач.

Презентация.