Цель: совершенствовать умения пересказывать произведения с использованием пространственно-временной модели. Совершенствовать эмоционально-выразительное инсценирование и рассказывание произведений с использованием схемы.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Формировать запас литературных, художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества.
- Учить придумывать и пересказывать сказку последовательно, эмоционально, логично, используя модели.
- Учить детей придумывать сказку, используя уже знакомые им сюжеты из других сказок.
- Закреплять умение рассказывать (пересказывать) сюжет произведения от лица героев (персонажей), используя их диалоги.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению, к устному народному творчеству. Воспитывать такие качества как взаимовыручка.
- Формировать умение работать в команде, развивать умение договариваться и распределять роли между членами команды.
- Воспитывать в детях культуру поведения во время занятия (слушать других детей внимательно, не перебивая, с уважением относиться к высказываниям других).
Развивающие:
- Развивать умение действовать согласовано, развивать связную речь и умение пересказывать, воображение, фантазию, мышление.
- Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас детей.
Создавать условия для:
- Совершенствования умения правильно строить сложные предложения, грамотно задавать вопросы, придумывать сказки разные по содержанию
- Проявления коммуникативных навыков, чувства уверенности в своих силах. Расширять активный и пассивный словарь детей.
- Развития способностей, интересов и мотивации деятельности (при помощи Колобка)
- Развития творческого воображения, инициативы при сочинении сказок.
Предварительная работа:
- Чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию;
- Рассказы детей о любимых книгах;
- Совместные и самостоятельные игры с настольными театрами и театрами Би-ба-бо.
Оборудование: компьютер, мультимедийная система для показа слайдов, пронумерованные конверты с карточками-заданиями для детей, магнитные звездочки, 3 мольберта по количеству команд, 3 стола с номерами команд.
Ход занятия
- Ребята, сегодня я в детский сад пришла не одна, а с Колобком, которого встретила у порога нашего детского сада. Ведь недаром он называется «Сказка». Оказывается, ни какая лиса его не съела, и он так и живет у дедушки с бабушкой и очень любит приключения, которые происходят с ним из-за его непоседливого характера.
И он просил меня, чтобы я вместе с вами придумала для него новые приключения.
Согласны?
Тогда предлагаю вам разбиться на 3 команды. У каждой команды будет по два задания-истории, которые произойдут с колобком. А потом, когда мы сложим все это вместе, мы перескажем колобку новую историю его приключений.
Дети делятся на три команды и занимают места согласно обозначениям.
Давайте, сочиним сказку про Колобка
Слайд №1
Все вы, наверно, помните о том, как появился колобок.
Слайд №2
А вот и его любимое окошко
Слайд №3
Сидит он как-то на своем любимом окошечке. Пролетала мимо бабочка, да и села на Колобка,
Слайд №4
Хотел он ее смахнуть-стряхнуть, да не удержался и свалился снова с окошечка.
Слайд №5
Покатился он в огород
Слайд №6
а там, смотрит, дед стоит,
Слайд №7
спрятался он за морковкой
Слайд №8
и видит
Слайд №9
А что он увидел, нам покажет команда № 1 задание №1 (инсценировка фрагмента сказки «Репка»)
Покатился Колобок дальше, за околицу,
Слайд №10
Через поле, да в лес.
Слайд №11, 12
Смотрит
Слайд №13
на лесной опушке большой гриб, а вокруг него стоят Муравей, Заяц, бабочка, воробей и мышка.
Слайд №14
Спрашивает их Колобок.
- А почему это вы здесь собрались?
А что он услышал в ответ, нам покажет и расскажет команда № 3 задание № 2 («Что сначала, а что потом?» по сказке В.Сутеева «Под грибом»)
Попрощался с ними Колобок и покатился дальше по лесу.
Слайд №15
Вдруг видит – волк.
Слайд №16
Испугался Колобок.
- Куда же мне спрятаться? У волка нюх хороший, по следам быстро учует меня.
Видит дерево, а в нем дупло.
Слайд №17
Вот и спрятался Колобок в нем, и видит…
Слайд №18
А что он увидел и услышал расскажет нам команда №2, задание № 3 (сюжет из сказки «Красная шапочка»)
Когда волк ушел, спустился Колобок с дерева и покатился дальше, напевая песенку.
Слайд №19
Музыкальная логоритмическая минутка (песенка «Колобок» автор Т.Морозова)
Катился, катился Колобок,
Слайд №20
да и оказался в болоте.
Слайд №21
А там, видит, сидит лягушка
Дальше продолжит команда №3, задание №4 (сюжет из сказки «Царевна лягушка»)
Услышал он смех лягушачий, раздвинул осоку
Слайд №22
И видит – в центре стоит лягушка, а вокруг нее лягушата собрались. И что же он слышит
Подскажите нам, пожалуйста, команда №1, задание №5 (сюжет из сказки «Лягушка-путешественница»).
Подивился Колобок услышанному и увиденному, да решил из болота выбираться. Выбрался Колобок из болота
Слайд №23
уставший, промокший, и очень ему домой захотелось. Покатился он по дорожке обратно дому.
Слайд №24
Вот уже деревня показалась, и дом крайний.
Видит Колобок…
Команда № 2 ваше последнее задание № 6. Расскажите, что увидел Колобок (сюжет из сказки «Гуси-лебеди»).
Припустился Колобок быстрее к дому. А там уж дед с бабкой его дожидаются.
Умыли его, мучицей посыпали,
Слайд №25
да и посадили на окошко - сушится.
Слайд №26
Вот и сказке нашей конец.
Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка Колобок
Непоседа-Колобок -
Покатился во лесок.
Разве можно удержать
Тех, кто хочет убежать? (имитация руками вращающегося Колобка)
Смотрит бабушка в окошко,
Дедушка глядит с крыльца: (слова сопровождаются показом)
«- Не видали сорванца?» (нет)
Колобок не устает,
Быстро катится вперед. (вращение руками)
Впереди увидел лес,
Где деревья до небес. (встать на цыпочки, потянуться)
Слева - пробежал мышонок,
Справа - квакнул лягушонок.
Сороки трещат без умолку,
Усевшись на старую елку. (все слова сопровождаются показом)
Долго глядя на чистое небо,
Утомился шарик из хлеба.
Он проделал нелегкий путь
И собрался передохнуть. (садятся на места)
Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какая же у нас получилась сказка. А поможет нам ее пересказать табличка-схема. Мы будем двигаться по стрелочкам от картинки картинке, вспоминая о приключениях нашего Колобка. А Колобок послушает.
Пересказ совместно сочиненной сказки при помощи мнемосхемы дорожки. (1-2 ребенка)
Воспитатель: Все команды, сегодня, справились с заданиями. А вот какая команда была лучше, я предлагаю вам самим. Одна команда вручит двум другим командам звездочки и по количеству звездочек, мы определим – какая из команд справилась с заданием лучше.
На мольберте под номерами команд члены команд приклеивают звездочки.
Поводится итог.
Воспитатель: Ребята, мне хочется вас похвалить. Вы все, сегодня, были умничками и, думаю, Колобку очень понравилась наша сказка. У меня для вас есть сюрприз.
Всем детям вручаются маленькие призы.
Используемые источники информации.
- Текст и презентация - авторская разработка.
- Картинки, физкультминутки – интернет-ресурс.