В данной статье можно познакомиться с вариантом проведения родительского собрания в форме деловой игры. Активная роль отводится самим родителям, позволяя максимально вовлечь участников собрания в обсуждение проблемы. В ходе собрания происходит обмен мнениями, идеями, знакомство с множеством настольных семейных игр, дружеским общением. Можно познакомиться с мнениями участников о пользе и вреде экранного времяпровождения. Из выступления библиотекаря Детской библиотеки о роли семейного чтения, библиотек и привития читательского интереса детям узнаем об альтернативном экранному полезном увлечении.
Цель: Организация партнерского взаимодействия сотрудников ДОУ и родителей по вопросам развития и воспитания дошкольников в свободной от экранной зависимости среде.
Подготовительная работа:
- Изучение актуальности проблемы в социуме (СМИ, вебинары, психолого-педагогическая литература)
- Изучение проблемы экранной зависимости в МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок» (беседы с воспитателями, наблюдение за свободной деятельностью детей)
- Сотрудничество с Детской библиотекой г. Лобня – стенд с журналами и книгами для детей дошкольного возраста из фонда Детской библиотеки, приглашение библиотекаря на родительское собрание.
- Подбор игровых средств (дидактические, настольные, малоподвижные и подвижные игры для взрослых и детей)
- Разработка деловой игры с использованием социо-игровых технологий.
- Разработка презентации по ходу собрания «Профилактика экранной зависимости»
- Подбор буклетов, памяток, рекомендаций по теме собрания.
Продолжительность собрания: 1-1,5 часа
Краткий ход собрания
Теоретическая часть Деловой игры
Приветствие участников собрания:
Добрый вечер, друзья! Мы рады, что Вы нашли время и пришли к нам на обсуждение важной темы, которая не является для общественности новой.
Презентация. Слайд 1
Но которая в последние несколько лет стремительно молодеет. Если совсем недавно в обществе обсуждали компьютерную зависимость у подростков и старшеклассников, то в последние 1-3 года специалисты говорят о случаях зависимости у детей младшего школьного возраста и даже дошкольников. Что произошло, и что могло повлиять на возникновение этой проблемы?
Предлагаю рассмотреть особенности социального развития современного дошкольника, которые выделяет Безруких Марьяна Михайловна.
Слайд 2
М.М. Безруких – д. б. н., профессор, академик РАО, Директор института возрастной физиологии о социальной ситуации развития современного дошкольника:
- Домашнее воспитание;
- Сверхраннее образование;
- Ограниченные контакты со сверстниками;
- Замена общения со взрослыми техническими средствами;
- Исчезновение игры как ведущего вида деятельности;
- Неадекватные требования взрослых (родителей, воспитателей, педагогов)
Обратите внимание на пункты отсутствие ведущего вида деятельности – игры и замена общения со взрослыми техническими средствами!
Данные, которые приводит М.М. Безруких касаются среднестатистического современного дошкольника. А как у нас?
Рассмотрим актуальность темы глазами наших воспитателей и специалистов, работающих с детьми. (комментарии слайда 3)
Слайд 3
Общаясь с детьми в ДОУ…
Воспитатели, специалисты наблюдают за развитием дошкольников
- Сроки развития речи сдвигаются на более поздний период («молчуны» до 3-летнего возраста)
- Бедный словарный запас детей
- Потребность детей в движении реализуется через навязчивые действия
- Неумение играть
- Агрессивное поведение
Воспитатели наблюдают за свободной деятельностью детей
- Дети постоянно просят включить телевизор
- Многие играют в планшеты-кубики
- Часто дети, общаясь друг с другом, демонстрируют поведение компьютерных героев из компьютерных игр (отрицательных)
В спорах о зависимости от компьютера, мы забыли, что зависимость может существовать от чего угодно. Например, от работы с текстом (чтение, СМС, от определённых видов еды или даже от привычек.) Замечено, что кто в детстве расстреливал виртуальных монстров, позже к компьютерным игрушкам относился прохладнее.
Конечно, «игровая» зависимость волнует сегодня всех родителей. Хотя если вспомнить чуть более ранние времена, то и от мультиков детей было довольно сложно оторвать. Еще раньше – от книг. Так что везде можно найти свои минусы и плюсы.
Так чем же привлекателен планшет или любой экран для ребенка? И почему родители разрешают проводить свободное время перед мониторами? Для того, чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы предлагаем сейчас обсуждение в мини-группах от имени персонажей этих групп.
Поделиться на группы вам помогут разноцветные входные билеты.
- Красный цвет – группа «ДЕТИ».
- Синий цвет - группа «РОДИТЕЛИ»
- Желтый цвет – «ЭКСПЕРТЫ» в области положительного влияния использования компьютерных средств. Эксперты в области отрицательного влияния использования компьютерных средств
- Зеленый – группа «АЛЬТЕРНАТИВА».
Практическая часть Деловой игры
Задание для групповой работы
Каждая группа обсуждает в течение 7-10 минут с позиции своей роли значение экрана. Свои ответы фиксируйте на листах.
Далее необходимо объяснить для всех остальных участников обсуждения свои позиции.
Итак, начали обсуждение.
Спустя 10 минут обсуждение приостанавливается и все заслушивают представителей групп в следующем порядке: дети - родители – эксперты (о пользе и вреде).
Группа «ДЕТИ» предлагают список:
Нас привлекает
- Яркое изображение
- Мультфильмы
- Узнаем новое.
- Игры компьютерные
- Игры во взрослых
- Компенсация внимания взрослых
- Возможность отвлечься от негатива.
Группа «РОДИТЕЛИ» предлагают список:
- Удобно переключать внимание детей от себя, чтобы выполнить свои важные дела.
- Обучающие и развивающие программы, полезные для детей.
- Мастер-классы очень нравятся детям.
- Помощь в длительных поездках, очередях и т.д.
Группа «ЭКСПЕРТЫ» составили свой список.
(Вред от времяпровождения за экраном)
- Садится зрение детей от длительного просмотра
- Появляются искривления позвоночника от длительной статичной позы
- Перегрузка суставов кистей рук
- Электромагнитное излучение
- Появление расстройств психики детей (страхи, агрессивное поведение)
(Польза от времяпровождения за экраном)
- Совместные игры с родителем
- Развивающие программы
- Расширение кругозора детей
Важно помнить родителям об информации, исходящей с экранов, которая может нанести вред психическому и физическому здоровью детей. Федеральный Закон №436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу 1 сентября 2012 года.
Выступление Татьяны Николаевны Чернышёвой, Зам заведующего по УВР в МБДОУ ЦРР д/с №12 «Орлёнок» о ФЗ №436.
Слайд 4
Федеральный Закон №436 –ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу 1 сентября 2012 года
Работая за компьютером, необходимо следить за временем и проводить профилактику переутомления для глаз, тела. Предлагаем и вам сейчас выполнить несложные упражнения.
Слайд 5
Памятка «Это важно знать»
- Выполнение упражнений
- Показ изображений человечков, делающих гимнастику; повернитесь в сторону часов, окон, шкафа, вороны, облака, цифры 5;
кинезиологическое упражнение «Ленивая восьмерка».
Все молодцы, хорошо подвигались, выполнили упражнения, которые помогают внимательному восприятию!
А сейчас мы предоставляем слово последней группе. Группа предложит нам свои варианты времяпровождения, альтернативные сидению перед мониторами.
Группа «АЛЬТЕРНАТИВА» предложила свой список:
- Прогулки семейные
- Игры с родителями
- Домашнее творчество
- Секции, кружки
- Семейное чтение
- Забота о домашних питомцах
- Дружественные и семейные встречи
- Приобщение к домашним обязанностям
- Аудиоматериалы вместо просмотра экранов.
Слайд 6
Играем, общаемся, читаем, развиваемся!
Сегодня у нас в гостях Алла Владимировна Михайлова, библиотекарь Детской библиотеки г. Лобня.
Выступление библиотекаря с сообщением «Роль детской библиотеки в приобщении детей к чтению и формирование читательского интереса».
Спасибо Вам за увлекательный рассказ об интересных мероприятиях в Детской библиотеке и за предоставление информационных материалов на наши мероприятия!
Обратите, пожалуйста, внимание на стенд с литературой и настольными семейными играми. Посмотрите, в какие игры можно поиграть дома с детьми.
Среди наших родителей есть активисты, которые предлагают свои варианты проведения семейных досугов. Я предлагаю рассказать о квиддичах маму двух воспитанниц детского сада Анастасию Кошмину.
Рассказ Кошминой А. о проведении мероприятий в городском парке культуры и отдыха г. Лобня.
Заключительная часть Деловой игры
Слайд 7
Вместо заключения
Более 100 лет назад русский педагог Е.Н. Водовозова в своей книге «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста» вышедшей в 1901 году, написала: «Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными… Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать… материал, пригодный, для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье».
Итак, само по себе существование компьютерных игр не может пагубно влиять на детей. Умеренное использование игр в повседневной жизни не губит детский организм. Самое главное для родителей: не допустить, чтобы виртуальный мир стал для ребёнка важнее, чем реальный.
Сегодня мы обсуждали с вами тему профилактики экранной зависимости у детей дошкольного возраста.
Спасибо всем за участие!!! До новых встреч!