Форма проведения: непосредственно-образовательная деятельность.
Образовательные области: «Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)», «Физическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: закрепить обобщающее понятия «одежда». Уточнить представление детей об одежде, о назначении вещей.
Задачи:
- Расширять знания детей о временах года, учить детей различать предметы одежды по сезонам.
- Расширять словарный запас у детей. Закреплять название одежды. Учить читать наизусть короткие стихи с небольшой помощью взрослого. Формировать звуковую культуру речи.
- Формировать умение ухаживать за одеждой.
- Развивать основные движения и мелкую моторику у детей.
- Формировать у детей чувство сплочённости, общности с коллективом, поднять детям настроение с помощью игр и забав.
Материалы и оборудование: панамки на всех детей, магазин «Одежда», денежки, кукла-продавец; эмблемы: солнышко, снежинка, осенний лист; картинки «Одежда», спортивный инвентарь для дорожки, лужи и льдинки из бумаги; массажные ежики; кукла Катя в летнем платье, одежда для куклы зимняя, варежки, носки и перчатки - пары для игры. Д/игра «Подбери заплатку». Запись ветра, вьюги, голоса Кати. Музыкальное сопровождение.
Содержание образовательной деятельности детей
Педагог подзывает детей к себе и приглашает встать в круг.
- Соберемся, дети, в круг -
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы друг другу.
- Сегодня, ребята, мы поговорим с вами про времена года и вспомним названия одежды. А, кстати, какое сейчас время года? (Ответы детей).
- Все мы с вами носим одежду. Давайте посмотрим, во что сегодня одеты дети?
- Футболки и шорты, легкие платья мы носим, когда тепло в помещении или на улице.
- А когда на улице бывает тепло, жарко? Ярко светит солнышко?
- Хотелось бы вам сейчас отправиться в лето?
- А как мы это сделаем?
- Давайте придумаем игру-путешествие по временам года!
- Мы знаем с вами четыре времени года. Вместе назовем их: зима, весна, лето, осень.
- Раз все одеты в футболки и шорты отправляемся сначала в лето.
- Но кое-чего не хватает у вас в одежде! Это летний головной убор…панамка! В нашей группе открыт волшебный магазин одежды, и мы купим там панамки.
- Пойдем к продавцу.
Дети подходят к прилавку магазина «Одежда», садятся на стулья.
Кукла за прилавком. На доске картинки одежды по всем временам года.
- Здравствуйте, можно мы рассмотрим одежду в вашем магазине? (педагог обыгрывает диалог с куклой)
Дети отбирают картинки с летней одеждой к солнышку- эмблема на доске.
- Какую одежду мы можем носить летом?
- Продайте нам, пожалуйста, панамки на всех детей!
Денежку заплатить.
Все дети и педагог - надевают панамки.
- Фух, как жарко, пошли гулять.
- Снимаем обувь, летом полезно ходить босиком!
Дети снимают обувь, и под музыку проходят спортивную дорожку.
- Мы пришли в лес и, чтобы не поранить о ветки ножки, - надеваем обувь.
Дети возвращаются на стульчики, надевают обувь.
- Кто-то тут спрятался в траве и шуршит? Педагог выносит мячики массажные.
- Семейка ежей.
Дети катают между ладошками, повторяя действия за педагогом.
На спине иголки, длинные и колкие, а свернется он в клубок - нет ни головы, ни ног!
Педагог собирает на поднос мячики.
- Не будем отвлекать ежиков, они норку к зиме готовят.
Музыка «Дождь, гром»
- Ой, дождик пошел, да еще какой сильный!
- Видно мы в осень пришли! Ой, стало холоднее. Ветер поднялся! Встали около стульчиков!
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо…»
Нам понадобится одежда потеплее! Обратимся в наш магазин.
- Здравствуйте, мы снова пришли к вам. (диалог с продавцом)
- Отберем одежду для осени.
Дети отбирают на доске теплую одежду для осени. Эмблема осенний лист. Можно индивидуально.
Артикуляционная гимнастика
- «Большие пуговицы» - максимально округлить губы и «Маленькие пуговки» - вытянуть губы узкой «трубочкой.
- «Застегивание и расстегивание молнии». Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
- «Воротник с широкими и острыми краями». Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу («круглый воротничок»). Вытянуть «острый» язык - «воротничок с острыми краями».
- Молодцы!
- Назовем одежду ласково. Юбка-юбочка, рубашка-рубашечка, кофта-кофточка. Молодцы!
- А что мы наденем на ножки? (Сапожки)
Дети читают стихотворение про сапожки «Дождик, кап-кап-кап...», стихотворение про тучку «В небе тучка, ойеей! Все бегут…»
- Раскрыли все зонтики, пойдем гулять!
Игровая ситуация «Перешагиваем лужи» (вырезаны из бумаги, лежат дорожкой). Дети идут, перешагивая «лужи» на полу.
- Ой, кто это? Кукла Катя в летнем платье.
- Здравствуйте, ребята! Я вышла погулять и замерзла…. (плачет)
- Разве можно зимой гулять в летней одежде? Катя, ты же простудишься! Пойдем с нами в наш волшебный магазин.
Дети и воспитатель с Катей отправляются в магазин одежды.
- Добрый день! Мы пришли к вам за зимней одеждой! (диалог с продавцом)
На доске выбирают одежду для зимы. Снежинка - эмблема.
Дети по очереди выбирают с витрины кукольную одежду. Отдают денежку продавцу. Индивидуальная работа.
- Соня, отбери в магазине шубку и шапку для Кати.
- Денис, отбери свитер.
- Вова, отбери теплые штаны для Кати.
- Дети, давайте подарим Кате зимнюю одежду!
Обращается к Кате:
- Катя! А где же теплые носочки, где твои варежки?
- Я их не клала на место, вот и потерялись...(плачет).
- Не плачь, мы с ребятами поможем тебе.
Игра «Найди пару»
На столе лежат в беспорядке носки и варежки.
- Ребята, давайте соберем пары.
Дети собирают пары и отдают педагогу с Катей в корзинку.
- Молодцы! Давайте напомним Кате, как нужно ухаживать за одеждой. Становитесь в круг! Я буду бросать вам мяч с вопросом, а вы мне-с ответом.
Дети ловят мяч и бросают педагогу обратно с ответом.
Игра «Мяч бросаем - отвечаем»
- Если одежда испачкалась ее …стирают.
- Если порвалась - зашивают, заплатку ставят.
- Одежду нужно гладить утюгом, складывать аккуратно.
- Молодцы! Ну вот и закончилось наше путешествие по временам года! Понравилось оно вам?
- Мы увидели лето, осень и зиму. Вспомнили названия одежды.
- Катя: Спасибо, ребята, что научили меня правильно обращаться с одеждой! А еще подарили мне зимнюю одежду.
- Какая игра вам понравилась больше всего? (Ответы детей).
- Молодцы!
ПО ЖЕЛАНИЮ ДЕТЕЙ:
- Катя: А у меня есть для вас работа-дырки заштопать, поможете?
Игра за столами (по желанию) «Подбери заплатку»
Цель: подобрать нужную заплатку для одежды, подходящую по цвету и форме.