Цели и задачи:
- Образовательные:
– закрепить минимум понятий о гласных звуках и буквах; развивать умение анализировать звуковой состав и его написание; выполнять звукобуквенный анализ;
– помочь приобрести некоторый опыт обращения к словарю и узнать о существовании разных словарей;
– активизировать работу над орфографической зоркостью и орфографической памятью школьников; - Развивающие:
– развивать мышление школьников через анализ, обобщение, рассуждение;
– продолжить работу по развитию речи, памяти, внимания;
– развивать умение пользоваться знаниями, приобретенными ранее; - Воспитательные:
– воспитывать в детях порядочность, доброту, отзывчивость, чувство коллективизма, взаимопомощи, уважения к мнению других;
– продолжить работу по воспитанию уважения к родному языку.
1. Организационный момент.
- Повернитесь к нашим гостям, улыбнитесь гостям и друг другу. Вот с таким хорошим настроением мы начнем урок русского языка.
- Притаимся и послушаем.
2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
- Звукозапись.
- Что слышите?
- Какие бывают звуки? (природные, животные, пение птиц)
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
(- О гласных звуках и буквах)
- Чему будем учиться? (Будем учиться находить в слове гласные буквы, делить слова на слоги, ставить ударение, правильно записывать слова и предложения, еще раз вспомним всё, что знаем о гласных звуках и буквах)
Цели урока: Познакомиться и научиться.
- Сегодня на уроке у нас будет гостья, вместе с которой вы узнаете то чего раньше не знали о русском языке. Кто это угадайте.
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
- Из какой сказки пришла Дюймовочка? Кто автор? (Ганс Христиан Андерсен)
Чистописание.
- Посмотрите на доску.
- Разделите эту запись на 2 группы. (буквы и сочетание букв)
а л с ч то к а
Вспомним написание букв.
- Запишем в первую строчку буквы. (посадка, тетрадь!!!!)
- Во вторую строчку сочетание букв.
- Разделите буквы 1 строчки на 2 группы.
- Как вы определили, что это буквы обозначающие гласные звуки?
(- Назовите только буквы гласного звука.
- Назовите только буквы согласного звука.)
Составьте слово из букв и сочетаний букв.
Ласточка
— Это тот, кто помогал Дюймовочке в трудную минуту.
- Какая буква вызывает сомнение?
Запишите слово в тетрадь и на доске.
- Подчеркните буквы обозначающие гласные звуки.
- Почему они называются гласными?
- Давайте проверим наши рассуждения.
Учебник стр. 58 правило (читают дети)
- Назовите гласные звуки. Сколько их? (6)
- Назовите гласные буквы. Сколько их? (10)
- Каких не бывает звуков?
Детский писатель Андрей Усачёв заметил эту разницу и написал стихотворение:
- Я, ребята, признаю:
Нет такого звука Ю.
И открытие моё
То, что нету звука Ё.
Заодно скажу, друзья,
Так же нет и звука Я.
И, прошу поверить мне,
Нет на свете звука Е.
- Почему е, ё, ю, я не являются гласными звуками.
- Когда они обозначают слияние 2 звуков? (Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после разделительных ъ и ь)
- Что еще могут обозначать гласные буквы? (Твердость или мягкость согласного звука)
3. Работа в учебнике
- Прочитайте стихотворение про ласточку.
- С какой интонацией пела ласточка свою песенку?
- Прочитайте, песенку ласточки соблюдая знаки препинания.
В стихотворении выделены жирным шрифтом буквы.
- Найдите и прочитайте слова с выделенными гласными звуками и назовите их.
Физминутка
Дюймовочка вам предлагает отдохнуть
Я вам показываю карточки с изображением детей, а вы догадайтесь, какой гласный звук будем петь
4. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику.
- Есть слова в которых гласные обозначают 2 звука.
- Сейчас мы понаблюдаем за этим, выполнив упр.8, на стр. 60
Упр.8.
- Прочитайте слова в столбиках.
- Назовите слова, в которых гласные буквы обозначают два звука.
- Выпишем эти слова на доску и в тетрадь. (посадка!!!)
Маяк, ёжик, ель.
- Подчеркните гласные буквы.
- Составьте предложение с одним из слов.
- Составьте предложение используя слова записанные на доске.
Ёжик, в, лесу, живёт
- ЗАПИШЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Вспомним правило записи предложения:
С заглавной буквы несомненно
Начинаем предложение
Слова пишем все отдельно
Точку ставим непременно
Или? или!
- Подчеркните в словах предложения буквы, которыми обозначены гласные звуки.
Физкультминутка (с видео)
- Как заканчивается сказка о Дюймовочке?
- Как называют этих маленьких девочек и мальчиков?
- Кто такие эльфы? В толковом словаре Даля сказано, что
Эльфы - в германской мифологии: сказочное существо, дух природы, волшебное воздушное существо.
- Эльфы похожи на бабочек. У нас есть такая разминка.
- Прочитаем, чем заканчивается сказка в учебнике на стр. 61, упр.9.
- Выполним задание к упражнению. Прочитайте его. Напишите предложение. Какие буквы подчеркнем?
5. Итог урока.
- Ребята, у вас на столах лежат цветочки . Возьмите их, на лепестках запишите все гласные буквы. Украсим нашу полянку.
6. Рефлексия. (Рефлексивный экран, самооценка деятельности).