Данный урок является одним из уроков учебной темы «Углерод и его соединения» в 9 классе. Хоть в новых учебниках этой темы нет, но в ОГЭ есть вопрос про органические вещества, поэтому обучающиеся должны иметь хотя бы самое поверхностное представление о них.
Тип урока: Урок – формирования и первичного закрепления новых знаний.
Цель урока: сформировать представление о составе, строении, свойствах и применении органических соединений; о новых понятиях (валентность, структурная формула, изомеры).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование умения раскрывать смысл химических понятий «органические вещества», «валентность», «структурная формула», «изомеры»;
- закрепить умение изображать состав веществ с помощью химических формул и сущность химических реакций с помощью химических уравнений; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой;
- характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической системы;
- различать виды химической связи; выявлять зависимость свойств веществ от строения их кристаллических решёток; распознавать с помощью качественных реакций вещества.
Метапредметные:
Личностные:
- формирование умения постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- использовать полученные знания в быту;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать поступки людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные:
- формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов; умения работать с периодической системой;
- умения составлять план изучения веществ; умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в диаграмму).
Коммуникативные:
- формирование умения сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- вести диалог с учителем и другими учащимися при работе в парах;
- использовать химический язык.
Регулятивные:
- формирование умения обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план решения проблемы; оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; пользоваться правилами техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием.
Техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки, оборудование и реактивы для проведения химического эксперимента, раздаточный материал, видеоматериал, компьютерная презентация.
Оборудование и реактивы:
- Х/б полотенце, резиновая игрушка, книга, прибор для определения качественного состава органического вещества.
- На каждого обучающегося – колесо познания и рабочий лист (см. Приложение).
- На парту: таблички с формулами веществ; раствор уксусной кислоты, сахар, парафин, 2 стаканчика с водой, стеклянная палочка.
Межпредметные связи: математика, ОБЖ, биология.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Применяемые технологии: проблемного обучения, игровые, ИКТ.
Структура урока (этапы)
1. Организационно-мотивационный
Ребята, я надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем на уроке, и вы уйдете с урока с новыми знаниями.
Ребята, оглянитесь вокруг себя, посмотрите на предметы, расположенные рядом с вами, на себя и назовите вещества или материалы, из которых состоят эти предметы и вы сами (парта – древесина, книга – бумага, полотенце – ткань, ручка – пластмасса, человек – белки, жиры, углеводы, игрушка – резина). Все эти вещества относятся к органическим веществам. Значит, тема сегодняшнего нашего обсуждения? (органические вещества)
В процессе изучения органических веществ вы должны заполнить рабочие листы. Эти листы останутся у вас, поэтому следите внимательно за ходом урока и вовремя их заполняйте.
Давайте предположим, почему органические вещества так называются (от слова организм). Действительно, первоначально органическими веществами называли вещества, образовавшиеся в живых организмах. Такое определение им дал шведский химик Йенс Якоб Берцелиус в 19 веке.
Давайте вспомним план изучения вещества. На какие вопросы мы должны ответить в ходе изучения органических веществ? (определение, состав, особенности, вид связи в веществе, тип кристаллической решетки, свойства вещества, применение).
2. Актуализация знаний
На ваших партах находятся листы бумаги, на которых изображено колесо познания. На этом колесе мы постараемся отправиться в страну органических веществ. Сейчас каждый оцените от 1 до 10 баллов свои знания, представления об органических веществах по следующим пунктам: определение органических веществ, какой вид связи в органических веществах, тип кристаллической решетки, физические и химические свойства органических веществ, понятие валентность, понятие диаграмма, применение органических веществ, изомеры среди органических веществ. Теперь соедините соседние точки линиями (1 мин). Покажите, что у вас получилось. Отлично. Далеко ли мы уедем на этих колесах? Что же сделать, чтобы колесо закрутилось и сдвинулось с места? (Выровнять). Как мы его будем выравнивать? (Заполнять пробелы в знаниях). Приступим.
3. Этап усвоения и первичного закрепления новых знаний
С чего начнем? Наверное, с определения. Что такое органические вещества? Годится ли то определение, которое мы дали органическим веществам в начале урока, ведь пластмасса, полиэтилен не образуются в организмах? Чтобы дать новое определение, я проведу эксперимент (Определение качественного состава органического вещества). Значит, в состав органических веществ входят углерод и водород.
Посмотрите, пожалуйста, в ваших рабочих листах определения органических веществ, данные в различных энциклопедиях.
Энциклопедия «Академия». Органические соединения, органические вещества — класс химических соединений, в состав которых входит углерод (за исключением карбидов, угольной кислоты, карбонатов, оксидов углерода и цианидов).
Российский энциклопедический словарь. Органическое вещество – в химии то же, что органические соединения (соединения углерода с другими элементами).
Горная энциклопедия. Органическое вещество (a. organic matter; н. organischer Stoff; ф. substance organique, matière organique; и. substancia orgánica) – комплекс соединений, возникших прямо или косвенно из живого вещества или продуктов его жизнедеятельности.
Выберите на ваш взгляд самое лучшее определение.
Итак, запишем определение в ваших рабочих листах: органические вещества – это соединения углерода, кроме простейших (СО, СО2, Н2СО3, карбонатов СаСО3, гидрокарбонатов NaНСО3, гидроксикарбонатов (CuОН)2СО3, карбидов СаС2).
В ваших учебниках нет темы «Органические соединения». Хоть эту тему и убрали из нового учебника, но на ОГЭ есть вопрос про органические вещества. Нынче предметом вашего изучения являются элементы таблицы Д.И.Менделеева и вещества, которые они образуют. Вы теперь знаете, что органические вещества являются соединениями углерода, поэтому мы будем их изучать именно как соединения углерода.
А сейчас поработайте в парах. Вам нужно из перечня формул выбрать формулы органических веществ. Обведите их в кружок (1 минута): NH3, CH4, BaCO3, H2O, C2H4O, C2H6O, Н2СО3, Н2С2О4, Н2SО4, С2Н2, C, CH3COONa. Поменяйтесь своими ответами с партой впереди или позади вас. Проверьте работу соседей. Поставьте «плюсы» возле правильных ответов. Снова обменяйтесь листами. Сколько правильных ответов получилось у вас?
Вы уже заметили, что в состав органических веществ, кроме углерода и водорода очень часто входит кислород. Исходя из этого, предположите, какой вид связи наблюдается в органических веществах (Ковалентная связь).
Какое слово из колеса познания является однокоренным к слову ковалентная? (Валентность). Что же такое валентность. Чтобы ознакомиться с этим понятием вспомним электронное строение атомов водорода, кислорода, углерода (три человека работают у доски). Мы видим, что на внешнем электронном слое у атома водорода 1 электрон, у атома кислорода – 6 электронов, у углерода – 4 электрона. А теперь вспомним схемы образования связей в простых веществах Н2 и О2 и в сложных веществах Н2О и СН4. (2 мин) Сравните свои схемы строения с правильным ответом. Сколько связей в каждом случае способен образовать водород (1), кислород (2) и углерод (4). Это количество связей и называется валентностью. Запишем определение: валентность – это количество связей, которое атом может образовать с другими атомами.
Раз это количество, то может оно быть отрицательным или равным 0? (Нет). Посмотрите на электронное строение атомов и скажите, от чего зависит валентность (От количества неспаренных электронов). Запомните, что валентность водорода всегда 1, кислорода – 2, а углерода – 4. А формула вещества с изображением всех связей, называется структурная формула. Она показывает строение вещества, то есть порядок соединения атомов в молекуле.
Сейчас немного разомнемся. Представьте, что вы – атомы. Ваши руки – это ваши валентности. Значит, валентность каждого из вас равна двум. Первый ряд составляет молекулы, состоящие из двух атомов, второй ряд – из трех, третий – из четырех. Все дружно встаем и составляем молекулы.
Давайте попробуем составить структурные формулы веществ С2Н6, С4Н10. (2 человека у доски). Если в первом случае возможно составить структурную формулу единственным способом, то во втором случае есть два возможных варианта решения. Оказывается, это два совершенно разных вещества, и свойства у них отличаются: они имеют разные температуры кипения и плавления. Такие вещества с одинаковым составом, но разные по строению, называются изомеры.
Теперь рассмотрим, в каких агрегатных состояниях находятся органические вещества при обычных условиях. Метан, этан, пропан и бутан входят в состав природного газа, соответственно, являются газообразными веществами. Посмотрите на слайд. Здесь изображена круговая диаграмма состава воздуха. Зная объемные доли газообразных веществ в составе природного газа одного из его месторождений, попробуйте составить подобную круговую диаграмму (состав природного газа: метан – 90 %, этан – 4 %, пропан – 2 %, бутан – 1 %, пентан – 1 %, азот и другие газы – 2 %). Углы вымерять не нужно, диаграмма будет примерная.
Кстати, они образуют взрывоопасные смеси с воздухом и к тому же ядовиты, поэтому так опасна утечка газа. Эти вещества не имеют запаха, поэтому в них добавляют специальные пахучие вещества – меркаптаны, чтобы мы могли определить утечку газа. Что нужно сделать, если вы почувствовали, что произошла утечка газа? (просмотр видеоролика МЧС). Значит, органические вещества могут приносить не только пользу, но и могут оказаться смертельно опасными. Итак, что нужно делать, если вы обнаружили утечку газа. Спирт, уксусная кислота, бензин являются жидкостями. Сахар, глюкоза и парафин – твердые вещества, но легкоплавкие. Теперь сделаем вывод, какая кристаллическая решетка у рассмотренных органических веществ (Молекулярная).
Что можете сказать о запахе органических веществ? При определении запаха помним о правилах техники безопасности (С запахом и без запаха).
Растворяются ли органические вещества в воде. Давайте рассмотрим растворимость сахара и парафина в воде. Для этого в стаканчики с сахаром и парафином налейте воды и перемешайте стеклянной палочкой полученную смесь. Что получилось? Значит, среди органических веществ встречаются и растворимые, и нерастворимые в воде вещества.
Из химических свойств рассмотрим только горение. Горят ли органические вещества? (Да). Горением мы чаще всего называем взаимодействие веществ с кислородом. А если органическое вещество состоит из углерода и водорода, то каких продуктов горения можно ожидать? (СО2 и Н2О).
Д/з. Закончите запись уравнений химических реакций, расставьте коэффициенты:
- СН4+О2 =;
- С2Н2+О2=;
- С2Н5ОН+О2=;
- С6Н12О6+О2=.
При горении обычно выделяется много тепла, поэтому органические вещества используются в качестве топлива. Машине нужен бензин или газ, для приготовления пищи и для обогрева дома нужен газ. Также дома обогревают с помощью дров, угля и торфяных брикетов.
Рассмотрим значение и применение еще некоторых органических веществ. У первого ряда есть названия веществ, а у второго и третьего ряда есть их применение. Нужно найти пару: вещество – применение (например, этиловый спирт – антисептик в медицине). Начинаем.
Белки, жиры, углеводы – построены организмы. Уксусная кислота – консервирование. Глюкоза – основной поставщик энергии в нашем организме. Нуклеиновые кислоты – хранят и передают наследственную информацию. Древесина – строительство домов, изготовление мебели, получение бумаги. Резина – изготовление игрушек, автомобильных шин. Пластмассы, лекарства, витамины и т.д. Практически нет такой области жизни человека, где бы не применялись органические вещества. В настоящее время известно примерно 100 млн органических веществ, а химики-технологи, ученые продолжают создавать все новые и новые вещества.
Очень часто новые органические вещества создаются из нефти. Нефть – это смесь большого количества в основном органических веществ. Нефть – это поистине богатство нашей страны. Но, с другой стороны, посмотрите на эти ужасные картины. Разлившаяся нефть приводит к экологическим катастрофам. Чтобы предотвратить эти катастрофы, необходимо соблюдать технологию добычи и транспортировки нефти и нефтепродуктов.
4. Рефлексия
А теперь снова вернемся к нашему колесу познания. Выполните то же задание, что и в начале урока, но карандашом или ручкой другого цвета. Что у вас получилось на этот раз? Сможем ли мы на этом колесе отправиться в страну органических веществ? В добрый путь. Тем, кто сдает экзамен по химии в 9 классе, встретится только один вопрос об органических веществах. В 10 классе весь год будет посвящен изучению органических веществ.
Спасибо за работу. Урок окончен.