Тема и обоснование её выбора (актуальность): занятие посвящено 60-летию полёта человека в космос и подготовке к нему.
Целевая аудитория: 1 класс (возраст - 7-8 лет)
Цель, задачи и планируемые результаты:
Цель: познакомить учащихся с животными-космонавтами, которые проложили дорогу в космос.
Задачи:
- закрепление знания таблицы сложения в пределах 10.
- закрепление умения решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий.
- расширять знания учащихся об использовании математических знаний в практических жизненных ситуациях.
- активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся.
- формирование навыков функциональной грамотности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- понимает смысл арифметических действий;
- сравнивает предметы и объекты на основе установления между ними соотношений больше/меньше;
- планирует ход и анализирует решение задачи;
- решает текстовые задачи в одно-два действия;
- оценивает ответ: устанавливает его реалистичность, проверяет вычисления.
Личностные:
- участвует в диалоговом общении с учителем;
- участвует в коллективном обсуждении при работе в группах;
- проявляет учебно-познавательный интерес к теме и математике в целом;
Метапредметные:
- умеет работать с информацией, содержащейся в тексте задач;
- приобретает опыт работы с информацией, представленной в наглядно-символической форме.
Форма проведения и обоснование её выбора: внеурочное занятие предполагает само по себе неофициальную обстановку, а значит создание ситуации сотрудничества, взаимопомощи, атмосферы увлеченности общим делом. В ходе этого занятия учащиеся становятся маленькими исследователями, открывают тайны космической науки.
Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов:
- технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, личностно-ориентированная технология, проектно-исследовательская технология.
- методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый
- приёмы: создание проблемной ситуации, работа с информацией
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения конкурсного мероприятия:
- материально-технические: интерактивная доска, компьютер, экран, карточки для групповой работы.
-
информационные:
- видеохостинг YouTube https://www.youtube.com/watch?v=223SjqZ8UwQ
- музей космонавтики https://kosmo-museum.ru/education
Ход занятия
1. Актуализация знаний
- В этом году наша страна отметила важное событие - 60 лет назад первый человек отправился в космос. Ребята, кто знает, когда это произошло? (12 апреля 1961 года)
- Как звали первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин.)
- Знаете ли вы, что в нашем городе есть памятник покорителям космоса? Эта скульптура расположена на Аллее Дружбы и изображает пару со шлемом в руках. (слайд)
2. Постановка проблемной ситуации и формулировка темы занятия
- Предлагаю вам разгадать космический кроссворд (слайд)
Вопросы:
- Пространство, которое окружает звезды и планеты.
- Звезда,вокруг которой вращается Земля.
- Путь, по которому движется планета
- Спутник Земли
- Название корабля, на котором Юрий Гагарин полетел в космос
- Планета солнечной системы, следующая после Земли.
- Какое ключевое слово получилось? (собака)
- Как вы думаете, почему, в преддверии Дня космонавтики мы с вами будет говорить о собаках? (ответы детей)
- Дорогу в космос человеку проложили собаки. Первыми собаками, облетевшими Землю на ракете, стали Белка и Стрелка. Это случилось за 8месяцев до полёта в космос человека.
- Знаете ли вы, как проходил отбор собак в космонавты?
- Как вы думаете, о чём мы должны будем узнать на занятии? (ответы детей) Я предлагаю вам сегодня побыть в роли учёных-космонавтов и открыть правила, по которым отбирали собак в космос.
3. Открытие новых знаний
- Для участия в космической программе искали молодых дворняжек. Ведь выросшие на улице животные были выносливыми, сообразительными и неприхотливыми. Специальные люди ездили по московским дворам с линейкой и весами, чтобы измерять собак. Все результаты обследования собак записывали в таблицу. (слайд)
- Рассмотрите на таблицу и определите, какими критериями пользовались учёные для отбора собак? (масса, рост и возраст)
- Вывод: учёные использовали 3 критерия отбора собак в космос.
- Предлагаю вам поработать в группе. Каждой группе необходимо рассмотреть таблицу, проанализировать её и выбрать правило на карточке (приложение):
- 1 группа определяет правило отбора собак по возрасту
- 2 группа определяет правило отбора собак по росту
- 3 группа определяет правило отбора собак по массе
(Дети работают с таблицей, обсуждают варианты, доказывают свою точку зрения)
Представление результатов работы групп:
- Для полёта в космос нужны были молодые собаки. Вильна и Капля подошли по возрасту и попали в отряд космонавтов. И только перед отлётом они получат свои звёздные имена - Белка и Стрелка. Назовите возраст собак, которые подходили для полёта в космос? (рассказ 1 группы)
- Для полёта в космос нужны были небольшие собачки. Перед вами таблица с результатами отбора собак по росту. Назовите рост собак, которые подходили для полёта в космос? (рассказ 2 группы)
- Для полёта в космос нужны были лёгкие собачки. Перед вами таблица с результатами отбора собак по массе. Назовите вес собак, которые подходили для полёта в космос? (рассказ 3 группы)
- Нам удалось узнать все правила, которыми пользовались учёные при отборе собак в космос. Используя полученные знания, опишите собак, которых отобрали в отряд космонавтов. (слайд)
4. Применение новых знаний
- Используя полученные знания, предлагаю вам решить задачу и доказать, что собаки Белка и Стрелка подошли для полёта в космос. У вас есть рабочий лист с задачей. На рисунке показанырезультаты взвешивания Белки (Стрелки). Следуя указаниям, докажи, что их масса соответствовала для полёта в космос.
(Индивидуальная работа по вариантам, фронтальная проверка)
5. Итог занятия
- Вспомните, кому было посвящено наше занятие?
- Какие секреты отбора собак в космонавты вы узнали?
- Две дворняжки Белка и Стрелка провели в космосе сутки и облетели Землю 17 раз. Они чувствовали себя хорошо, поели во время полёта, а потом невредимыми спустились на землю. Так что первыми космонавтами можно считать именно собак. Их чучела можно увидеть в Музее Космонавтики в Москве.
- На нашем занятии мы сегодня побывали в роли учёных-космонавтов, открыли правила отбора собак в космос, смогли доказать, что Белка и Стрелка подходят для полёта. Предлагаю вам посмотреть видеосюжет о том, как собаки побывали в космосе. (слайд, просмотр видеосюжета)
6. Рефлексия
- Вспомните задания, которые мы сегодня выполняли. Были ли у вас какие-то трудности?
- Какие задания понравились? Почему? (слайд)