Цель: познакомить учащихся с произведениями Н.В.Ярославцева.
Задачи:
- создать условия для изучения творчества забайкальского поэта Николая Витальевича Ярославцева;
- развивать интерес к чтению и слушанию стихотворений, творческое воображение;
- расширять кругозор;
- активизировать интерес к творчеству забайкальских писателей;
- способствовать воспитанию чувства юмора, доброго отношения к людям.
Оборудование: портрет писателя, книги Н. Ярославцева, презентация.
Ход занятия
1. Презентация (слайд 1: портрет писателя)
- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Знаете ли вы, кто этот человек?
- Послушайте стихотворение «Мечтаю, смеюсь и грущу…». Теперь можете уточнить свои предположения?
- Мы будем говорить о стихах забайкальского поэта Николая Витальевича Ярославцева.
- Как вы думаете, о чем или о ком пишет автор? Почему вы так считаете?
2. Чтение стихотворения «Щекотка».
- Ответить на вопрос, о чем пишет писатель, поможет нам стихотворение Н. Ярославцева «Щекотка».
Сыпучая вся, словно снег на Чукотке,
В кармане моем находилась Щекотка.
Ее никому не показывал я –
Щекотка не чья-то была, а моя.
Но маленький мальчик, узнав про щекотку,
Меня попросил:
- Ну, хоть дайте щепотку…
Я бодро воскликнул:
- Бери, мальчуган! –
И вмиг опустел мой раздутый карман.
Щекотку родную жалеть я не стал.
А мальчик…
А мальчик до слез хохотал!
- Как вы считаете, поэт, написавший эти строки, веселый человек?
Рассказ о поэте (меняются слайды)
- Николай Витальевич Ярославцев - потомок яицкого (уральского) казака Ярославцева, сосланного с клеймом "вор" на лице - за участие в пугачёвском восстании - на вечное поселение в Забайкалье. Родился 10 марта 1953 года в г. Чите. После окончания школы поступил в Читинский железнодорожный техникум. Работал монтером на Забайкальской железной дороге – строил малую железную дорогу. Срочную службу проходил механиком-водителем боевой машины в танковых войсках. С 1974 года, практически без перерыва, работал техником по авиаприборам на читинском авиапредприятии, занимаясь сложным и ответственным делом – он инженер по авиационному и электронному оборудованию самолетов и вертолетов.
Нельзя сказать, что поэтический талант появился у него вдруг. Ведь еще в 10 лет он писал стихи. Одно из них, похожее на смешную дразнилку, он посвятил своей сестре.
Шла Наташа по дороге –
У нее худые ноги –
Дунул резко ветерок
И свалил Наташу с ног.
В школе у него был друг. Это стихотворение навеяно дружбой с одноклассником-отличником «Кто вкуснее?»:
В школу шёл отличник Вовка.
Сел комар на Вовку ловко...
Но вампир, писклявый, гнусный,
Сплюнул - Вовка был невкусный...
Ну, а двоечник Макар -
Превосходный экземпляр! -
Комарами весь искусан,
Потому что очень вкусен.
Говорят, любой балбес -
Комарам деликатес!
А потом, когда Николай стал совсем взрослым, он начал сочинять стихи своему сыну. И потому, что сыну стихи очень понравились, Николай Витальевич решил познакомить со своими фантазиями всех юных читателей. Так появились книжки «Где живет ветер», «Почему растут усы», «На летающей тарелке!». Давайте послушаем одну из фантазий поэта.
Стихотворение «Гости»
Гости
Пришли ко мне в дом
И легли у порога
Четыре свирепых
Больших носорога.
У каждого зверя
Воинственный рог!
От страха я сдвинуться
С места не мог…
Но разве гостей
Так в Сибири встречают?
А ну предложу им
По чашечке чая:
- Прошу, угощайтесь…
- Устали с дороги?
Ага! – улыбнулись
В ответ носороги.
И пили мы чай
Из брусники, кипрея,
И каждый из них
Становился добрее.
И каждый теперь
Симпатичен был мне,
И каждый меня
Покатал на спине.
Беседа о прочитанном
- Почему все изменилось, когда попили вкусный чай?
- Как встречают гостей в Сибири?
- Можно ли сказать, что это фантазия поэта?
- Послушайте еще стихотворения поэта и определите, фантазии ли это?
Слушание стихотворений «Перестарался», «Просьба», «Почему растут усы?»
- Знакомство с ритмическими особенностями стихотворной речи и рифмой.
Игра в рифмы
- А вы умеете играть в рифмы? Попробуем. Подберите рифмы к словам. Я бросаю мяч и произношу слово. Тот, у кого в руках оказывается мяч, тут же придумывает рифму и возвращает мне мяч.
- Майка – гайка,
- час – сейчас,
- галка – палка,
- песок - бросок,
- ватрушка – подушка
Игра «Доскажи словечко»
- Молодцы. С рифмой справились. Теперь, наверное, вы сможете помочь мне правильно прочитать стихи Н.Ярославцева.
- Они записаны у меня на листке, но, к сожалению, кое-где слова пропущены. Постараемся их восстановить. Не забывайте, что поэт веселый, озорной, и стихи у него тоже озорные.
Я видел, как летом, в начале июля,
По небу со свистом летела … (кастрюля).
И что тут смешного, кастрюля летела,
А может, она полетать захотела?
А может кастрюля не чья-то, а … (ваша),
И может быть, в ней очень вкусная … (каша),
Которая с луком, которая с … (маслом),
Которую съесть отказались … (напрасно).
Я видел: кастрюля спустилась к окошку,
Туда, где был мальчик с обычною … (ложкой).
А вы бы хотели – Олеги, Наташи –
Впервые отведать летающей … (каши)?
Подбери марки автомобилей
Едет цвета шоколада
По Чите машина «…»
А за ней идет лениво
«Жигули» с названьем «…»
Обогнать её охота –
Мчится шустрая «…»
Её летит наперерез
«Шестисотый …»
Перед ним затормозил
Кирпичом груженый …
С ним встречался много раз
С длинным кузовом …
(«Лада», «Нива», «Тойота», «Мерседес», ЗИЛ, КАМАЗ)
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
Исполнение частушек (учащиеся 1-го и 2-го классов)
- А теперь сюрприз! Частушки. Их тоже сочинял для вас Николай Ярославцев.
Жвачку Вася и Филипп
К парте прилепляли,
Федя к парте так прилип –
Еле оторвали.- Вовка совесть потерял, -
Говорила Светка.
- Нет,- ей Вовка возражал, -
Пользуюсь ей редко.Звездочет Олег у нас –
В школе с этим свыклись –
Знает он планету Марс, -
А еще и - «Сникерс».
Нынче Петя проглотил
От восторга жвачку,
Потому что сам решил
В первый раз задачку.Как у школьных у ворот
Константин разинул рот.
Залетела в рот синичка
И во рту снесла яичко.Фильмов ужасов Егор
Насмотрелся, что ли –
Ужасает все его –
Все предметы в школе.Юрин папа ходит хмурый –
Под компрессом голова.
«Пять» по пению у Юры,
По другим предметам – «два».
Папа чуть не слезы льет, -
Юра песенки поет.
Чтение загадок
- Николай Витальевич не только фантазер и веселый человек, он еще очень наблюдательный и умеет видеть поэзию в самых обыкновенных вещах. А еще он любит смекалистых детей, поэтому сочиняет для них загадки. Попробуем отгадать.
В небе что-то прогудело –
Это что за чудеса?
А за ним белее мела
Промелькнула полоса. (Реактивный самолет)Она строчит, как пулемет,
Сноровисто и ловко.
Немного времени…
И вот … готовая обновка. (Швейная машинка)Она кругла и горяча,
Ее прабабушка – свеча. (Лампочка)Если дождик я услышу,
Выношу из дома крышу
И несу над головой,
Дождь идет, а я сухой! (Зонтик)Шумно падает на грядку,
Пляшет весело вприсядку.
Дети машут из окошка:
- Попляши еще немножко! (Дождь)Кто несет на голове
Костяные ветки две? (Олень)Невидимый и ловкий
Сорвал белье с веревки.
Он в подворотнях шарил,
Везде совал свой нос
И мой воздушный шарик
Схватил и вдаль унес. (Ветер)У забора нашей дачи –
Целый лес травы кусачей.
Даже наш дворовый пес
Не сует в нее свой нос. (Крапива)Стоит у грядки парень бравый,
На нем висит кафтан дырявый,
У ног его цветет капуста,
А в голове у парня пусто. (Огородное пугало)Я смотрю на шкаф железный:
До чего же он полезный!
В нем за дверкой круглый год
Стужа зимняя живет. (Холодильник)
Стихи Н. Ярославцева на мотив песни «В лесу родилась елочка».
Колыбельная «В берлоге» (исполняют учащиеся 4-го класса).
Мороз в тайге – не шутка!
В тайге мороз трещит.
Медведица с мишуткой
В своей берлоге спит.Мишутке сладко спится,
И лапу он сосет.
Ему, наверно, снится,
Что в лапе вкусный мед.
Слушание песен «Дедово лекарство», «Холодрыга», «Напугали».
Просмотр сюжета (сайт канала «ГТРК-Чита» http://gtrkchita.ru/feedback.php).
Подведение итогов занятия, рефлексия.
- Понравилось ли вам на занятии. Что больше запомнилось? Какое стихотворение вызвало у вас наибольший интерес?
- Как зовут поэта, с творчеством которого мы познакомились?
- Ребята, в нашем селе всего 2 книги Николая Ярославцева. Предлагаю вам помочь мне в создании книжки. Нарисуйте иллюстрации к стихотворениям Николая Витальевича. Потом мы напечатаем книжку и вставим ваши рисунки.
Задание: нарисовать иллюстрации к понравившимся стихотворениям Н.В. Ярославцева.
Использованная литература
- Забайкалье, мое Забайкалье… Книга для чтения в начальных классах Читинской области. /Сост. Э.А. Максименя, Л.А. Павлова. – Чита: ЗабГПУ, 2003.
- Реализация регионального компонента в начальной школе: Методические материалы / Сост. Э.А. Максименя, Л.А. Павлова, В.И. Салютнова, Т.Н. Морозова. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004.
- Ярославцев Н. Синий крокодил. – Чита: Экспресс-Типография, 2003.
- Ярославцев Н.В. Паровоз ходил чумазый: Стихи для детей. Чита: Экспресс-издательство, 2010.
Приложение 1 / Песни на стихи Н. Ярославцева/
Приложение 2 / Исследовательская работа учащегося/
Приложение 3 / Презентация к исследовательской работе/