Цель: создать условия для
- профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
- развития навыков анализа правовых документов
- формирование умений противостоять негативным явлениям в обществе.
Участники: учащиеся 10-го класса, разделённые на две подгруппы.
Время проведения:
- 1 этап - 60 минут;
- 2 этап – 20 минут.
Оборудование: листы бумаги для каждой подгруппы, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовный Кодекс Российской Федерации, карточки с заданиями-ситуациями.
I ЭТАП
Предварительная беседа (15 минут)
Педагог: Тема нашего мероприятия: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», как вы её понимаете? О чём мы сегодня с вами будем говорить?
(Легче предупредить правонарушение, чем устранять потом его последствия)
- А как можно предупредить какое-то правонарушение, чтобы его не совершили ваши одноклассники, какие формы работы вы использовали бы?
(Беседы, лектории, показали бы на эту тему фильм, социальная реклама)
- Верно, сегодня мы с вами постараемся разработать сценарии видеороликов на тему предупреждения правонарушений и преступлений среди подростков. Для начала разберёмся, что такое правонарушение, а что такое преступление, или это одно и то же?
(Нет. Правонарушение-это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста, за него наступает административная ответственность).
- Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам нет ещё 16 лет?
(Родители)
- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение?
(Штраф, предупреждение, могут поставить на учёт в милицию)
- Верно, а где перечислены все административные правонарушения и указаны наказания к ним? (КоАП РФ. Демонстрируем кодекс) Какие правонарушения чаще всего совершают подростки? (Распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство)
- А за административное правонарушение могут посадить в тюрьму?
(Нет, в тюрьму сажают за преступления.)
- Что такое преступление?
(Это грубое нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности с 14 лет)
- Верно, все преступления собраны в УК РФ (демонстрируем кодекс). За грабежи, кражи, разбой, убийство и другие преступления наступает уголовная ответственность с 14 лет.
- Какое наказание ждёт подростков за преступление?
(Воспитательно-трудовая колония для малолетних преступников, условная мера наказания)
Игра на сплочение коллектива «На льдине».
В ней могут участвовать 8-10 человек. Ведущий берет стулья в количестве, соответствующем числу участников, и составляет их вместе. На образовавшуюся своеобразную «льдину» залезают участники тренинга и представляют, что отправляются в путешествие в Антарктиду.
Ведущий имитирует раскол «льдины», постепенно убирая стулья. Задача участников – продержаться на стульях как можно дольше, стараясь не потерять никого из членов своей команды.
Игра «Общий брезент».
Вся группа должна разместиться (встать) на кусок брезента 2 м (можно заменить его бумагой), после каждого хода брезент складывают пополам. Он уменьшается, задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.
Комментарий: желательно проводить эту игру на чем-нибудь мягком, например, на матах.
Обсуждение итогов игры.
Подготовка к написанию сценария видеоролика (5 минут)
- У каждой подгруппы есть карточка с описанием ситуации, прочитайте и определите, что у вас – преступление или правонарушение?
1 подгруппа:
Подростки употребляют алкогольные напитки.
- Как классифицировать эти действия? (Административное правонарушение.)
- Посмотрите в КоАП, какое наказание предусматривается за это правонарушение. (Ст. 20.22 КоАП – наложение административного штрафа на родителей)
2 подгруппа:
Старшеклассники отнимают деньги у второклассников.
- Как классифицировать эти действия? (Преступление, вымогательство)
Посмотрите в УК, какое наказание предусматривается за это преступление (Ст. 163 п.1 УК РФ – ограничение свободы до трёх лет, либо арест на срок до шести месяцев ….)
- Необходимые Законы мы усвоили, всё это нам пригодится при создании роликов социальной рекламы.
- Что должно быть в социальном видеоролике, каковы его параметры?
1. Обыгранная ситуация
2. Лозунг - предупреждение (яркий, необычный, запоминающийся, поучающий)
3. Хронометраж не должен превышать 30 секунд.
Самостоятельная работа (по написанию сценария) (30 минут)
Помощь педагога каждой подгруппе, если требуется.
Чтение сценариев и обсуждение (10 минут)
- Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?
- Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?
Заключение
- По вашим сценариям вы отснимем ролики и просмотрим их на следующей нашей встрече. От каждой подгруппы выберите артистов, кто будет сниматься в видеороликах, помощников режиссёра.
II ЭТАП
Вступление.
- На прошлом мероприятии мы с Вами говорили о преступлении и правонарушении, вы написали сценарии, некоторые из вас побывали в роли актёров, режиссёров. Мы отсняли эти видеоролики и сейчас с вами посмотрим, что получилось.
- Просмотр видеороликов
- Обсуждение
Рефлексия.
Закончить предложение
После просмотра видеоролика я….
- увидел
- услышал
- почувствовал
Заключение.
Правонарушение или преступление легко совершить и даже не заметить, что сделал что-то не так. Но прежде, чем начинать действовать десять раз подумай: не навредишь ли ты кому-то.