Мероприятие по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: создать условия для

  • профилактики правонарушений среди несовершеннолетних
  • развития навыков анализа правовых документов
  • формирование умений противостоять негативным явлениям в обществе.

Участники: учащиеся 10-го класса, разделённые на две подгруппы.

Время проведения:

  • 1 этап - 60 минут;
  • 2 этап – 20 минут.

Оборудование: листы бумаги для каждой подгруппы, кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, уголовный Кодекс Российской Федерации, карточки с заданиями-ситуациями.

I ЭТАП

Предварительная беседа (15 минут)

 Педагог: Тема нашего мероприятия: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара», как вы её понимаете? О чём мы сегодня с вами будем говорить?

(Легче предупредить правонарушение, чем устранять потом его последствия)

- А как можно предупредить какое-то правонарушение, чтобы его не совершили ваши одноклассники, какие формы работы вы использовали бы?

(Беседы, лектории, показали бы на эту тему фильм, социальная реклама)

- Верно, сегодня мы с вами постараемся разработать сценарии видеороликов на тему предупреждения правонарушений и преступлений среди подростков. Для начала разберёмся, что такое правонарушение, а что такое преступление, или это одно и то же?

(Нет. Правонарушение-это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста, за него наступает административная ответственность).

- Кто же несёт ответственность за ваши действия, если вам нет ещё 16 лет?

(Родители)

- Какое наказание вы или ваши родители могут понести за совершённое вами административное правонарушение?

(Штраф, предупреждение, могут поставить на учёт в милицию)

- Верно, а где перечислены все административные правонарушения и указаны наказания к ним? (КоАП РФ. Демонстрируем кодекс) Какие правонарушения чаще всего совершают подростки? (Распитие спиртных напитков в общественных местах, мелкое хулиганство)

- А за административное правонарушение могут посадить в тюрьму?

(Нет, в тюрьму сажают за преступления.)

- Что такое преступление?

(Это грубое нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности с 14 лет)

- Верно, все преступления собраны в УК РФ (демонстрируем кодекс). За грабежи, кражи, разбой, убийство и другие преступления наступает уголовная ответственность с 14 лет.

- Какое наказание ждёт подростков за преступление?

(Воспитательно-трудовая колония для малолетних преступников, условная мера наказания)

Игра на сплочение коллектива «На льдине».

В ней могут участвовать 8-10 человек. Ведущий берет стулья в количестве, соответствующем числу участников, и составляет их вместе. На образовавшуюся своеобразную «льдину» залезают участники тренинга и представляют, что отправляются в путешествие в Антарктиду.

Ведущий имитирует раскол «льдины», постепенно убирая стулья. Задача участников – продержаться на стульях как можно дольше, стараясь не потерять никого из членов своей команды.

Игра «Общий брезент».

Вся группа должна разместиться (встать) на кусок брезента 2 м (можно заменить его бумагой), после каждого хода брезент складывают пополам. Он уменьшается, задание остается тем же. Оказывается, что можно разместиться на куске брезента размером с тетрадный лист: если каждый наступит на него только одним носком, все игроки крепко возьмутся за руки и откинутся назад.

Комментарий: желательно проводить эту игру на чем-нибудь мягком, например, на матах.

Обсуждение итогов игры.

Подготовка к написанию сценария видеоролика (5 минут)

- У каждой подгруппы есть карточка с описанием ситуации, прочитайте и определите, что у вас – преступление или правонарушение?

1 подгруппа:

Подростки употребляют алкогольные напитки.

- Как классифицировать эти действия? (Административное правонарушение.)

- Посмотрите в КоАП, какое наказание предусматривается за это правонарушение. (Ст. 20.22 КоАП – наложение административного штрафа на родителей)

2 подгруппа:

 Старшеклассники отнимают деньги у второклассников.

- Как классифицировать эти действия? (Преступление, вымогательство)

Посмотрите в УК, какое наказание предусматривается за это преступление (Ст. 163 п.1 УК РФ – ограничение свободы до трёх лет, либо арест на срок до шести месяцев ….)

- Необходимые Законы мы усвоили, всё это нам пригодится при создании роликов социальной рекламы.

- Что должно быть в социальном видеоролике, каковы его параметры?

1. Обыгранная ситуация

2. Лозунг - предупреждение (яркий, необычный, запоминающийся, поучающий)

3. Хронометраж не должен превышать 30 секунд.

Самостоятельная работа (по написанию сценария) (30 минут)

Помощь педагога каждой подгруппе, если требуется.

Чтение сценариев и обсуждение (10 минут)

- Какую мысль хотели донести до окружающих этим видеороликом?

- Отвечает ли сценарий ролика поставленным задачам?

Заключение

 - По вашим сценариям вы отснимем ролики и просмотрим их на следующей нашей встрече. От каждой подгруппы выберите артистов, кто будет сниматься в видеороликах, помощников режиссёра.

II ЭТАП

Вступление.

- На прошлом мероприятии мы с Вами говорили о преступлении и правонарушении, вы написали сценарии, некоторые из вас побывали в роли актёров, режиссёров. Мы отсняли эти видеоролики и сейчас с вами посмотрим, что получилось.

  • Просмотр видеороликов
  • Обсуждение

Рефлексия.

Закончить предложение

После просмотра видеоролика я….

  • увидел
  • услышал
  • почувствовал

Заключение.

Правонарушение или преступление легко совершить и даже не заметить, что сделал что-то не так. Но прежде, чем начинать действовать десять раз подумай: не навредишь ли ты кому-то.