Цель:
- развить познавательный интерес к изучению родного края;
- познакомить поближе детей с достопримечательностями родного города;
- воспитывать у детей любовь, гордость и уважение к Родине;
- путешествовать по родному городу;
- способствовать сплочению коллектива;
- создать хорошее настроение.
Ход досуга
Дети входят в зал и садятся на стулья.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, для чего мы сегодня тут собрались в нашем красивом зале. Мы сегодня вместе с вами будем отмечать «День рождение» столицы нашей Родины. А Родина у нас одна – это Россия.
Ребенок 1
«Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт:
Старый дом, в лесу смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ребенок 2
У реки берёзка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно вспомнится
Свой родной московский двор.
Ребенок 3
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Дети исполняют песню о Родине: «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н.Соловьевой)
Ведущий: «У каждого из вас есть дом, город, село, улица, школа – это всё наша Родина. Но есть в нашей стране город, который каждый может назвать своим домом. Столица нашей Родины – город Москва. Все дороги сходятся в этом городе. По земле, по воздуху, по воде стремятся в этот город люди. Гости столицы хотят побывать в театрах, побродить по площадям, проспектам, полюбоваться достопримечательностями нашего города. Ребята, а вы знаете о том, что вы родились и живёте в самом сердце России - в городе Москве. (Слайд о Москве)
Стихотворение «Москва-Россия» (Н.Асеев)
Ведущая: В каждой семье, у каждого человека, кроме государственных общенародных праздников, существуют свои семейные и личные праздники. Один из таких праздников – День рождения. День рождения может быть как у человека, так и любого другого живого существа. День рождения также может быть у книги, у игрушки, у дома и даже у целого города. Городам, как и людям, также дают имена, горожане отмечают дни их рождения.
Ребята, Москва – город очень древний, старый. Каждый год, в начале сентября Москва отмечает День города. В этом году Москве исполняется 870 лет. Было это много-много лет назад. Давайте послушаем, как это было:
(на экране слайды соотв. стихотворению).
Стихотворение А.Барто «Песня, которую пели на соборе»
Ведущий: Основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы. (слайд на экране).
Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль.
(слайд на экране).
Ребенок:
Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!
Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!
Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,
Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!
Ведущий: Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках плыть к друзьям. Около Москвы – реки шумели дремучие леса. Около лесов селились т люди , потому что там, можно было найти еду. В лесу много дичи, грибов, ягод.
Подвижная игра: «Гриб – дерево – ягодка» (старшие группы)
(Дети бегают в рассыпную по залу, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит «Гриб» - дети приседают. «Дерево» - замирают, подняв руки вверх. «Ягодка» - встают на колени и поднимают в замок сцепленные в замок руки вверх.)
Московский Кремль – древнейшая часть столицы. Он расположен на левом берегу Москвы-реки. Стены Кремля сложены из красного кирпича, верх стен украшен зубцами в форме ласточкиного хвоста (слайд).
Вдоль стен Кремля расположено 20 башен.
Ребенок:
Ну-ка, снимем шапки, братцы,
И поклонимся кремлю.
Это он помог собраться
Городам в одну семью.
Ребенок:
Это он нам всем на славу
Создал русскую державу,
И стоит она века
Нерушима и крепка.
Ребенок:
Процветай же славой вечной
Город храмов и палат
Град старинный, град сердечный
Коренной России град.
Ребенок:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Ребенок:
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах.
Конкурс-соревнование: «Башни Москвы» (3 команды, подг. Группа).
(в этом конкурсе участники пытаются построить высотные башни из конструктора крупных форм «Лего» насколько это возможно «выше, шире, красивее, …..»)
Ведущий: Москва – это Красная площадь (слайд). Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России. Которое любит тебя.
Ребенок:
Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени — город Москва,
Для площади — Красная площадь.
Ребенок:
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало.
Но сколько здесь было отважных людей,
Пожалуй, нигде не бывало.
Ребенок:
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный.
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.
Ребенок:
Здесь встретишь гостей из столицы любой:
Софии, Парижа, Алжира.
Давай же сегодня пройдемся с тобой
По стартовой площади мира!
Физминутка (дети маршируют со словами)
Мы учили песенку, а в песенке слова:
«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)
Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?
Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)
Ведущий: Эта площадь называется Красной потому, что была она всегда самой красивой, большой и главной в жизни Москвы. В древнерусском языке слово «красный» употреблялось, когда говорили о чем-то красивом, лучшем. «Красная девица», «Красное солнышко», «Красная площадь». С одной стороны Красную площадь обрамляют стены Московского Кремля, войти в который можно через Спасскую башню. По часам Спасской башни - курантам - вся страна сверяет время (слайд Спасская башня с курантами, звук курантов).
Ребенок:
Есть на свете город всем нам дорогой,
Башнями резными встал он над рекой,
А на башнях звёзды светят в синеве
Бой часов кремлёвских слышен всей земле!
Ведущий: С другой стороны возвышается Покровский собор (или Храм Василия Блаженного). (Слайд)
Ребенок:
Дворец великолепный и надменный
Творенье рукокрылых мастеров
Стоял собор безмолвный и блаженный
Набросив златотканый свой покров…
Стоял он величаво, гордо, пышно
Неодолимо в сказку он манил -
И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…
Как колокольчик в сердце зазвонил.
(А.Карпенко)
Ведущий: Напротив собора находится Исторический музей (слайд )
Ребенок:
Любой музей есть память о веках.
Творенья от начала мирозданья,
Любое человечества создание
В картинах, письменных стихах.
Ведущий: А, теперь предлагаю вам поиграть:» Я вопрос, а Вы ответ...»
Словесная игра: «Какой Москва была и какой стала».
1. Раньше избы, терема – А теперь? … (высотные дома)
2. Раньше лошади возили – А теперь? (автомобили)
3. Ярмарки нас собирали, скоморохи развлекали – а теперь? (выставки, музеи, театра, кинотеатры, зоопарки, аквапарки)
Ведущий:» Ребята, какие вы молодцы! А, теперь для Вас загадки, попробуйте ка отгадать.»
Загадки о Москве:
Раскинулся на семи холмах
Широкими кольцами чудо-град
На Кремле алая звезда
Город-Столица России…. (Москва)Назовите сразу вы
Символ города Москвы,
Площадь там зовется Красной
Бьют часы на башне Спасской….. (Кремль)Под дорогой, под домами
Поезд светится огнями,
Чудо-лестница ползет
Всех под землю увезет…… (метро)Вот большой и круглый дом
Ой, какое место!
Ведь всегда ребята в нем
Очень интересно.
В этом непременно
Есть и звери и арена ……(Цирк)За высокою оградой
В нем зверей полным-полно,
Посетителям однако,
Их кормить запрещено….. (Зоопарк)
Игра «Собери пару» (старшие группы)
Ведущий: В память о тех, кто отстоял Родину в годы Великой Отечественной войны зажжён вечный огонь на Могиле Неизвестного солдата (слайд)
На мраморной плите золотыми буквами написано: «Ни кто не забыт, ни что не забыто».
У «Вечного огня» стоит тишина, люди приносят сюда живые цветы и летом и зимой.
Ребенок:
Ярко звёзды горят и в Кремлёвском саду,
Неизвестный солдат спит у всех на виду.
Над гранитной плитой вечный свет не гасим,
Вся страна сиротой наклонилась над ним.
Он не сдал автомат и пилотку свою,
Неизвестный солдат пал в жестоком бою.
Ведущий: За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец (слайд).
В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны.
- Кто является главой нашего государства? (президент).
- Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (слайд).
Ведущий: У нашего города есть свой гимн – это торжественная песня. И сейчас дети ее исполнят.
Песня гимн Москвы – «Моя Москва» (музыка И.Дунаевский, автор М. Лисянский)
Ведущий: Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь».
Царь-колокол! (слайд). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины.
Царь-пушка всем пушкам пушка! (слайд). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов. Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.
Ведущий: Но Москва славилась не только своими мастерами ,а также, знаменита она народными праздниками, играми, забавами. Ребята, а давайте сыграем в народную игру «Золотые ворота»(подготовительные группы).
Ведущий: Москва, также имеет свой герб и флаг.
- Кто знает, что изображено на гербе, какие символы? ! (слайд герб Москвы).
Ведущий: На гербе Москвы изображен всадник с копьем, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец, который поражает копьем врага.
- А кто знает, какого цвета флаг Москвы?! (слайд флаг Москвы).
Ведущий: ребята, обратите внимание: на флаге и гербе нашего города изображены одинаковые символы.
Ребенок:
Люблю я, Москва, когда зимнею сказкой
Сияет твой звёздный рубиновый свет,
А с площади Красной - Куранты на Спасской
Шлют людям Земли
Московский привет! (слайд Москва зимняя)
Ребенок:
Люблю я Москва, когда ясной весною
Запахнут душистой сиренью ветра
Как хочется слиться с тобою столица
И петь тебе песни
Всю ночь до утра! (слайд весенней Москвы)
Ребенок:
Люблю я Москва твою раннюю осень,
В червонных уборах бульвары твои
Над кронами сосен - сентябрьская осень
А в сердце, как в мае поют соловьи! (слайд Москва осеняя)
Песня О.Газманова «Москва – звенят колокола!»