Конспект урока составлен с использованием приемов формирования смыслового чтения при работе с текстом, а также с учетом учащихся с ОВЗ.
Класс: 2
Предмет: литературное чтение (по УМК «Школа России»).
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- образовательная: познакомить учащихся с рассказом В.В.Бианки «Музыкант»;
- развивающая: развивать речь, мышление, интерес к изучению природы;
- воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Задачи:
Предметные:
- продолжить знакомство учащихся с произведениями о братьях наших меньших;
- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста.
Метапредметные:
- определять и формулировать цели и задачи деятельности на уроке;
- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
- развивать воображение, фантазию, творческие способности;
- совершенствовать умения слушать, прогнозировать;
- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора.
Личностные:
- определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- показать важность бережного отношения к природе;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие этических чувств, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности,
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания,
- готовность слушать собеседника и вести диалог,
- умение договариваться, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.
Материалы и оборудование: учебник, мультимедийный проектор, переносной экран, портрет Виталия Бианки и его книги для выставки, дидактический раздаточный материал для индивидуальной / парной работы, презентация.
Ход урока
1 Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Работать продуктивно.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.
- Садитесь, пожалуйста!
- Руки? – НА МЕСТЕ!
- Локти? – У КРАЯ!
- Ноги? – ВМЕСТЕ!
- Спина? – ПРЯМАЯ!
- Вижу мы готовы начать урок, урок литературного чтения (Слайд 1).
2 Целеполагание
Речевая разминка (Слайд 2)
Везде: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
- Прочитайте про себя, вслух: радостно, с удивлением, без эмоций, хором.
Ребята, посмотрите внимательно – почему одно слово выделено и написано с заглавной буквы? (ответы детей)
Верно, это фамилия уже известного нам писателя.
На доске портрет В.В. Бианки.
Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виталия Бианки, которое называется «Музыкант» (Слайд 3).
Но для плодотворной работы нам необходимо поставить перед собой цели (Слайд 4).
Наши цели: познакомиться с рассказом Бианки «Музыкант»; развивать речь; воспитывать в себе бережное отношение к природе.
3 Актуализация знаний
- Как вы думаете, кто такой музыкант (Слайд 5)?
Музыкант: артист, играющий на музыкальном инструменте и человек, занимающийся музыкой.
А вот кто был музыкантом, узнаете, отгадав загадку (Слайд 6).
Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (ответы детей)
Верно, ребята, это медведь (Слайд 7).
4 Работа по теме урока
- Познакомимся с медведем поближе. Прочитаем текст (Слайд 8).
Перед вами на партах лежат карточки №1 с этим текстом.
Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один его удар способен погубить другое животное. Ноги у косолапого толстые, голова большая с небольшими ушами и глазами, шерсть длинная, коричневого цвета. Мишка любит полакомиться мёдом, черникой, малиной.
Задание для класса. К выделенному слову, подберите, пожалуйста, синонимы и подчеркните их. (Что такое синонимы?)
Задание для учащихся с ОВЗ: На карточке № 1.1 соедини линиями слово медведь с подходящими по смыслу словами.
- косолапый
- серый
- Медведь косой
- мишка
- беляк
Проверьте себя (Слайд 9).
Перед вами на карточке №2 таблица. Задание для всего класса.
Кто? |
|
Что хорошо умеет делать? |
|
Как выглядит? |
|
Чем питается? |
|
Заполните её, используя текст про медведя.
Проверка (Слайд 10).
На экране иллюстрация из рассказа В.Бианки «Музыкант» (Слайд 11).
- Как вы думаете, медведь может быть музыкантом?
- Об этом мы узнаем, прочитав этот рассказ. Но сначала немного потренируемся в прочтении сложных слов (Слайд 12). Читают хором.
- за-ва-лин-ка – завалинка мед-ве-жат-ник – медвежатник
- рас-спро-сил – расспросил от-дох-нуть – отдохнуть
- ос-то-рож-но – осторожно вы-пря-ми-лась – выпрямилась
- рас-ще-плён-но-е - расщеплённое
- Открываем учебник на странице 142 (Слайд 13).
Чтение с остановками для словарной работы и дальнейшего прогнозирования текста (по вопросам). Работает весь класс.
Медвежатник - человек, который охотится на медведей (Слайд 14).
Завалинка - земляная насыпь вдоль наружных стен избы (Слайд 15).
(Слайд 16) Вопросы:
- Пойдёт старик на охоту или нет?
- Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
- Как поступит старик с медведем?
5 Физминутка
Мишка
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.
6 Первичное закрепление
- Дополни пересказ словами из текста ( Слайд 17).
Задание для класса.
Старый медвежатник хотел научиться играть на ........
Знакомый посоветовал ему идти лучше в лес охотиться
на ........ Старик отложил скрипку, взял и пошёл в лес.
Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на .......... Вдруг слышит - из глубины леса доносится красивый ............ Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит ............
- Ребята, у вас на партах лежат карточки №3 с пересказом, но в нем пропали слова. Давайте найдем их. А где будем искать? (В тексте учебника).
- Найдите эти слова впишите вместо пропусков. Работаем в паре.
Задание для учащихся с ОВЗ.
В скобках даны слова. Подчеркни верное.
Старый медвежатник хотел научиться играть на (пианино, дудочке, скрипке). Знакомый (продавец, врач, колхозник) посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на (ёжика, сову, медведя). Старик отложил скрипку, взял (рогатку, ружьё, пистолет) и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на (кресло, пенёк, стул). Вдруг слышит - из глубины леса доносится (красивый, страшный) звук. Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит (волк, лиса, медведь).
Проверка (Слайд 18).
Старый медвежатник хотел научиться играть на скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на медведя. Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на пенёк. Вдруг слышит - из глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит медведь.
7 Рефлексия
Тест (Слайд 19).
- Перед вами на партах лежит листок в клетку, пронумеруйте его сверху вниз от 1 до 6.
Если ответ да, то ставите +, если ответ нет, то - .
- Старик медвежатник играл на балалайке? -
- Знакомый колхозник видел в лесу волка? -
- Старик присел отдохнуть на пенёк? +
- Звук, который услышал старик, слышался с опушки? +
- Медведь сидел на дереве? -
- Старик убил медведя? –
У кого всё верно? У кого 1 ошибка? У кого 2? У кого 3?
Вернемся к нашим целям (Слайд 20).
Познакомиться с рассказом В. Бианки «Музыкант»;
Познакомились? (ответы детей)
Развивать речь;
Развивали? (ответы детей)
Воспитывать в себе бережное отношение к природе.
Воспитывали? (ответы детей)
- Цели достигнуты? Значит, вы хорошо поработали?
Встаньте те ребята, кто считают, что поработали на 5, кто на 4.
8 Итог урока
И закончить наш урок хотелось бы следующей пословицей: Красив тот, кто красиво поступает (Слайд 21).
К какому герою рассказа может подойти эта пословица?
Как вы относитесь к поступку охотника?
Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)
(Слайд 22). Сегодня на уроке вы хорошо поработали, и наш мишка говорит вам спасибо за работу!
1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение». 1 часть. М., «Просвещение», 2008.
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 20104.
3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999.
4. www.kirovregion.ru/cgi-bin/news/index.cgi?id=5473.
5. www.animal-forum.ru/viewtopic.php?p=2320.
6. www.baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html.