Конспект урока литературного чтения на тему "В.Бианки "Музыкант". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Конспект урока составлен с использованием приемов формирования смыслового чтения при работе с текстом, а также с учетом учащихся с ОВЗ.

Класс: 2

Предмет: литературное чтение (по УМК «Школа России»).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с рассказом В.В.Бианки «Музыкант»;
  • развивающая: развивать речь, мышление, интерес к изучению природы;
  • воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Задачи:

Предметные:

  • продолжить знакомство учащихся с произведениями о братьях наших меньших;
  • формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения; развивать навыки безошибочного, выразительного чтения, анализа литературного текста.

Метапредметные:

  • определять и формулировать цели и задачи деятельности на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
  • развивать воображение, фантазию, творческие способности;
  • совершенствовать умения слушать, прогнозировать;
  • расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора.

Личностные:

  • определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • показать важность бережного отношения к природе;
  • содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки;
  • учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие этических чувств, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия,
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности,
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания,
  • готовность слушать собеседника и вести диалог,
  • умение договариваться, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • использование разных видов чтения (смысловое, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Методы работы: объяснительно-иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично-поисковые.

Материалы и оборудование: учебник, мультимедийный проектор, переносной экран, портрет Виталия Бианки и его книги для выставки, дидактический раздаточный материал для индивидуальной / парной работы, презентация.

Ход урока

1 Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Работать продуктивно.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать.

- Садитесь, пожалуйста!

- Руки? – НА МЕСТЕ!

- Локти? – У КРАЯ!

- Ноги? – ВМЕСТЕ!

- Спина? – ПРЯМАЯ!

- Вижу мы готовы начать урок, урок литературного чтения (Слайд 1).

2 Целеполагание

Речевая разминка (Слайд 2)

Везде: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте, в полях –
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.

- Прочитайте про себя, вслух: радостно, с удивлением, без эмоций, хором.

Ребята, посмотрите внимательно – почему одно слово выделено и написано с заглавной буквы? (ответы детей)

Верно, это фамилия уже известного нам писателя.

На доске портрет В.В. Бианки.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведением Виталия Бианки, которое называется «Музыкант» (Слайд 3).

Но для плодотворной работы нам необходимо поставить перед собой цели (Слайд 4).

Наши цели: познакомиться с рассказом Бианки «Музыкант»; развивать речь; воспитывать в себе бережное отношение к природе.

3 Актуализация знаний

 - Как вы думаете, кто такой музыкант (Слайд 5)?

Музыкант: артист, играющий на музыкальном инструменте и человек, занимающийся музыкой.

А вот кто был музыкантом, узнаете, отгадав загадку (Слайд 6).

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (ответы детей)

Верно, ребята, это медведь (Слайд 7).

4 Работа по теме урока

 - Познакомимся с медведем поближе. Прочитаем текст (Слайд 8).

Перед вами на партах лежат карточки №1 с этим текстом.

Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один его удар способен погубить другое животное. Ноги у косолапого толстые, голова большая с небольшими ушами и глазами, шерсть длинная, коричневого цвета. Мишка любит полакомиться мёдом, черникой, малиной.

Задание для класса. К выделенному слову, подберите, пожалуйста, синонимы и подчеркните их. (Что такое синонимы?)

Задание для учащихся с ОВЗ: На карточке № 1.1 соедини линиями слово медведь с подходящими по смыслу словами.

  • косолапый
  • серый
  • Медведь косой
  • мишка
  • беляк

Проверьте себя (Слайд 9).

Перед вами на карточке №2 таблица. Задание для всего класса.

Кто?

 

Что хорошо умеет делать?

 

Как выглядит?

 

Чем питается?

 

Заполните её, используя текст про медведя.

Проверка (Слайд 10).

 На экране иллюстрация из рассказа В.Бианки «Музыкант» (Слайд 11).

- Как вы думаете, медведь может быть музыкантом?

- Об этом мы узнаем, прочитав этот рассказ. Но сначала немного потренируемся в прочтении сложных слов (Слайд 12). Читают хором.

  • за-ва-лин-ка – завалинка мед-ве-жат-ник – медвежатник
  • рас-спро-сил – расспросил от-дох-нуть – отдохнуть
  • ос-то-рож-но – осторожно вы-пря-ми-лась – выпрямилась
  • рас-ще-плён-но-е - расщеплённое

- Открываем учебник на странице 142 (Слайд 13).

Чтение с остановками для словарной работы и дальнейшего прогнозирования текста (по вопросам). Работает весь класс.

Медвежатник - человек, который охотится на медведей (Слайд 14).

Завалинка - земляная насыпь вдоль наружных стен избы (Слайд 15).

(Слайд 16) Вопросы:

  • Пойдёт старик на охоту или нет?
  • Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
  • Как поступит старик с медведем?

5 Физминутка

Мишка
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши )
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками )
Улыбайся и садись.

6 Первичное закрепление

- Дополни пересказ словами из текста ( Слайд 17).

Задание для класса.

Старый медвежатник хотел научиться играть на ........
Знакомый посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на ........ Старик отложил скрипку, взял и пошёл в лес.
Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на .......... Вдруг слышит - из глубины леса доносится красивый ............ Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит ............

- Ребята, у вас на партах лежат карточки №3 с пересказом, но в нем пропали слова. Давайте найдем их. А где будем искать? (В тексте учебника).

- Найдите эти слова впишите вместо пропусков. Работаем в паре.

Задание для учащихся с ОВЗ.

В скобках даны слова. Подчеркни верное.

Старый медвежатник хотел научиться играть на (пианино, дудочке, скрипке). Знакомый (продавец, врач, колхозник) посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на (ёжика, сову, медведя). Старик отложил скрипку, взял (рогатку, ружьё, пистолет) и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на (кресло, пенёк, стул). Вдруг слышит - из глубины леса доносится (красивый, страшный) звук. Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит (волк, лиса, медведь).

Проверка (Слайд 18).

Старый медвежатник хотел научиться играть на скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше в лес охотиться на медведя. Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. Долго ходил он по лесу, устал и сел отдохнуть на пенёк. Вдруг слышит - из глубины леса доносится красивый звук. Старик пошёл туда и видит: на опушке у разбитого грозой дерева сидит медведь.

7 Рефлексия

Тест (Слайд 19).

- Перед вами на партах лежит листок в клетку, пронумеруйте его сверху вниз от 1 до 6.

Если ответ да, то ставите +, если ответ нет, то - .

  1. Старик медвежатник играл на балалайке? -
  2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? -
  3. Старик присел отдохнуть на пенёк? +
  4. Звук, который услышал старик, слышался с опушки? +
  5. Медведь сидел на дереве? -
  6. Старик убил медведя? –

У кого всё верно? У кого 1 ошибка? У кого 2? У кого 3?

Вернемся к нашим целям (Слайд 20).

Познакомиться с рассказом В. Бианки «Музыкант»;

Познакомились? (ответы детей)

Развивать речь;

Развивали? (ответы детей)

Воспитывать в себе бережное отношение к природе.

Воспитывали? (ответы детей)

- Цели достигнуты? Значит, вы хорошо поработали?

Встаньте те ребята, кто считают, что поработали на 5, кто на 4.

8 Итог урока

И закончить наш урок хотелось бы следующей пословицей: Красив тот, кто красиво поступает (Слайд 21).

К какому герою рассказа может подойти эта пословица?

Как вы относитесь к поступку охотника?

Как бы вы поступили на его месте? (ответы детей)

(Слайд 22). Сегодня на уроке вы хорошо поработали, и наш мишка говорит вам спасибо за работу!

1. Климанова Л.Ф. Учебник для 2 класса «Литературное чтение». 1 часть. М., «Просвещение», 2008.

2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к учебнику Л.Ф. Климановой. 2 класс. М., «ВАКО», 20104.

3. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., Азбуковник, 1999.

4. www.kirovregion.ru/cgi-bin/news/index.cgi?id=5473.

5. www.animal-forum.ru/viewtopic.php?p=2320.

6. www.baby-scool.narod.ru/media/book/img/foto/index.html.