Направления: интеграция областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, обогащать активный и пассивный словарь.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить знания детей о изменениях в природе осенью;
- продолжать дифференцировать понятия "овощи"- "фрукты";
- продолжить формировать умение отвечать полными предложениями;
- продолжить работу по формированию грамматических категорий
Коррекционно-развивающие:;
- корригировать и развивать планирующую функцию речи, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас, развивать диалогическую речь;
- корригировать и развивать кратковременную и долговременную память;
- корригировать и развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
- корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук;
- корригировать и развивать мыслительную деятельность,
- корригировать произвольное внимание, переключение внимания;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества: умение слушать товарища;
- продолжить формировать умение планировать свою деятельность
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- подбирать материал с учетом индивидуального речевого развития детей;
- проводить дыхательную гимнастику;
- следить за правильной посадкой детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: муляжи (или свежие) овощей и фруктов, предметные картины для рассказа, корзины, осенние листочки, кукла "Осень", мягкая игрушка белка, грецкие орехи.
Ход занятия
Этапы занятия |
Виды работы |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I. Оргмомент |
Отгадыва ние загадки. |
Логопед загадывает детям загадку: Текст загадки |
Дети отгадывают загадку. |
Организовать детей. Настроить детей на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата |
Сюрпризный момент |
Логопед показывает куклу "Осень" |
|
|
|
II. Основной этап |
||||
II.1. ПОМ | Беседа |
Логопед предлагает детям вспомнить, какие изменения произошли осенью в природе и рассказать с опорой на картин. материал (солнце, тучи, дождь, лужи, деревья, листопад) |
Дети отвечают на вопросы |
Определить уровень усвоения пройденного материала. Обогащать активный и пассивный словарь. Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе. |
Дыхательная гимнастика |
Логопед предлагает детям подуть на осенние листочки. |
Дети выполняют инструкции логопеда. Вдох-живот надулся, выдох - сдулся. Щеки не надуваем |
Вырабатывать диафрагмальное дыхание, длительный, сильный речевой выдох |
|
Сюрпризный момент |
Воспитатель показывает белку с орехом и предлагает вспомнить, что делают животные осенью, как готовятся к зиме |
Дети рассказывают о том, что животные заготавливают припасы и меняют шубку.
Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Вспомнить диких животных наших лесов Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в жизни животных. Расширять активный и пассивный словарь. Обучать умению отвечать на вопросы полным предложением |
|
Динамическая пауза |
Пальчиковая гимнастика |
Логопед предлагает вместе с белкой сделать гимнастику для пальчиков |
Дети выполняют самомассаж пальцев Текст |
Развивать мелкую моторику Обучать элементам самомассажа Развивать межполушарное взаимодействие |
Д/и «Покажи кто как ходит" |
Воспитатель предлагает детям походить как медведь (на наружной стороне стопы), как лиса (на мысках) |
Дети изображают, как передвигаются дикие животные и подбирают описание Медведь какой? - большой, сильный и т.д |
Способствовать снятию общего утомления. Чередовать статические и динамические задания. |
|
II.2. ПОИМ
|
Сюрпризный момент. Д. и "Угадай на ощупь и расскажи" |
.Логопед показывает корзину "подарки осени", накрытую полотенцем. |
Дети водят хоровод |
Развивать тактильное, зрительное восприятие Обогащать активный и пассивный словарь Дифференцировать понятия "овощи"-"фрукты" |
Пальчиковая гимнастика |
Логопед предлагает детям сделать гимнастику |
Дети выполняют пальчиковую гимнастику. |
Развивать мелкую моторику. |
|
Динамическая пауза | Логопед предлагает детям представить, что тони осенние листики и под музыку закружиться в осеннем листопаде Воспитатель говорит, что осень предлагает детям нарисовать осенние листики-ладошки |
Дети кружатся под музыку, листопад | Чередовать статические и динамические занятия | |
Контроль знаний и умений. (КЗ) | Рисование | Ребенок выбирает цвет своего листика и расположение: на дереве, под деревом, в воздухе Ребенок отпечатывает ладошку и говорит одно предложение об осени (на мольберте картинный материал) |
Формировать интерес к рисованию Закрепить знание цветов |
|
III. Итог занятия | ||||
III.1. Подведение итогов и оценка деятельности детей |
|
Воспитатель и логопед с героями благодарят детей и обсуждают что понравилось, запомнили, было трудно |
Дети рассказывают, что им понравилось |
Подвести итог работы на занятии. Рефлексия |
III.2. Домашнее задание |
|
Воспитатель и логопед предлагает детям продолжать выполнять дыхательную гимнастику, |
|
Закрепить знания и умения, полученные на занятии |
Заключение
В ходе занятия осуществлялся индивидуальный подход: учет речевого и физического развития детей. Материал насыщенный, логически выстроен. Частая смена видов деятельности и сюрпризные моменты позволили создать благоприятную психологическую атмосферу.
Используемые методы и приемы соответствуют возрастным особенностям детей.