Цели:
- закрепить представления детей о признаках осени;
- развивать смекалку, находчивость, внимание, быстроту реакции, артистические способности;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
- формировать навык коллективного общения и активности;
- создать настроение весёлых состязаний.
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор.
Ход мероприятия
Слайд №1
Ведущий: Слайд №2
Унылая пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышные природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
- О каком времени года так с любовью сказал А.С.Пушкин?
Осень! Как хороша золотая осень с её разноцветным нарядом - яркой окраской деревьев, богатством всевозможных плодов, хорошим урожаем хлеба и овощей. Об этом времени можно говорить долго. Многие считают это время скучным, грустным и печальным. Наверное, так и есть. Небо покрыто темными тучами, часто льют холодные дожди, лужицы покрываются тонким ледком. Последние птицы улетают в теплые края. Облетели с деревьев последние листья. Кажется, сама природа грустит, что собран последний урожай, опустели леса, поля, уходит последнее тепло. Но мы не будем грустить с вами, а проведём КВН на тему «Осенние посиделки». Давайте начнём с разминки.
Разминка
Слайд №3
Я буду произносить фразы. Если фраза относится к признакам осени, — хлопайте в ладоши, если нет — качайте головой. Сосредоточьтесь: игра будут проходить в быстром темпе!
• Бушует листопад. (Хлопаем)
• Улетают на юг птицы. (Хлопаем)
• Льют дожди. (Хлопаем)
• Тает снег. (Качаем головой)
• По утрам бывают туманы. (Хлопаем)
• Приходит бабье лето. (Хлопаем)
• Исчезают насекомые. (Хлопаем)
• У деревьев начинается сокодвижение. (Качаем головой)
• Понижается температура воздуха. (Хлопаем)
• Идет уборка урожая в садах и огородах. (Хлопаем)
• По утрам бывает изморозь на траве. (Хлопаем)
• Набухают почки на деревьях. (Качаем головой)
• День становится короче, а ночь длиннее. (Хлопаем)
• Выпадает первый снег. (Хлопаем)
Ведущий:Теперь нам нужно разделиться на 3 команды и выбрать капитанов. Каждый ряд – это команда. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
I раунд. «Конкурсы»
Слайд №4
1-е задание “Собери название команды”
Командам выдаются конверты с буквами, из которых нужно составить название. Оценивается быстрота и правильность.
- 1 команда – «Листопад»
- 2 команда – «Дождевик»
- 3 команда – «Грибники»
2-е задание “Осенняя азбука”
Ведущий: Вам будут даны буквы. За 1 минуту кто больше придумает и запишет осенних явлений, предметов, которые встречаются осенью. За каждое слово – 1 жетон. (Каждой команде – по 3 буквы.)
1 команда –
- Л – листья, листопад;
- Д – дождь;
- В – ветер;
2 команда –
- С – слякоть, сырость, сапоги;
- О – овощи;
- У – урожай;
3 команда –
- Г – грибы, гроза, гром;
- Ф – фрукты;
- Т – тучи.
3-е задание “Пернатые друзья”
Ведущий: Одним из грустных признаков осени является отлет птиц в теплые края. Каких перелетных птиц вы знаете?
Найдите названия птиц среди букв и подчеркните их.
Каждая команда получает распечатку.
Ведущий: Если бы вы умели говорить на птичьем языке, что бы вы пожелали отправляющимся в дальний путь пернатым? (ответы детей)
Знаете ли вы?
Слайд №5-8
1 ученик: Одними из первых улетают ласточки и стрижи.
А умеете ли вы отличать ласточку от стрижа? На самом деле сделать это не так легко, потому что в полете они очень похожи друг на друга. И те, и другие выписывают в воздухе, как настоящие спортсмены на водных лыжах, великолепные круги, эллипсы и прочие выкрутасы. Но стриж летун еще более высокого класса, чем ласточка, поскольку он кружит в воздухе буквально целый день, обычно ни на минуту не присаживаясь ни на землю, ни на ветки, ни на провода. В скорости же он не имеет себе равных среди пернатых, так как может пролететь 150 км в час! Теперь понятно, почему летчиков иногда называют стрижами?
2 ученик: Чем же еще отличаются ласточки от стрижей?
Те птички, которые осенью перед отлетом сплошь покрывают телеграфные провода, — исключительно ласточки. Дело в том, что у ласточек лапки обыкновенные, как у курицы, с тремя торчащими вперед пальцами и одним — назад, а вот у стрижей весьма необычные лапки: все четыре пальца направлены вперед, поэтому они похожи на веерообразные грабли, что помогает птичкам зацепиться за малейший выступ, за любую шероховатость, но вот обхватить такой лапкой ветку или телеграфный провод сложнее. Именно поэтому стрижей часто можно видеть висящими, зацепившимися лапами за какую-нибудь щель на вертикальной поверхности.
3 ученик: Интересно, что стрижа вы вряд ли встретите на земле. Он на нее, как правило, не садится, потому что ему там нечего делать: он ловит насекомых в воздухе.
Стриж, в отличие от ласточки, не строит гнезда. Каждая дыра, дупло, щель годятся ему, чтобы отложить яйца и высиживать птенцов. Требуется только подстилка, а материал для нее в виде ниток, перышек, пуха или волосков можно всегда собрать в воздухе при сильном порыве ветра.
Музыкальная пауза (Дети исполняют песню «Осень»)
Слайд №9
II раунд «Загадки»
Слайд №10
1-е задание “Что за месяц?”
Ведущий: Каждой команде выдаётся карточка с загадкой. Капитану необходимо прочитать загадку выразительно, команде хором назвать отгадку.
1.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл? (сентябрь) Слайд №11
2.
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь) Слайд №12
3.
Поле чёрно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (ноябрь) Слайд №13
2-е задание. “Загадки с грядки”
Слайд №14
1.
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна!” (Картошка)
2.
Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже. (Тыква)
3.
Корешок оранжевый под землей сидит,
Кладезь витаминов он в себе хранит,
Помогает деткам здоровее стать,
Что это за овощ, можете сказать? (Морковь)
4.
Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь.
Желта, а не мед. (Репа)
5.
Пришел барин с грядки, весь в заплатках,
Кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук)
6.
Растут на грядке зеленые ветки,
А на них красные детки (помидоры)
7.
Расселась барышня в грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
8.
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою в бочке, крепкие, солёные. (Огурцы)
9.
Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зеленым листом. (Редиска)
Игровая пауза
Слайд №15
Ведущий: Давайте немного поиграем, а заодно и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, из-за парт и с помощью жестов и мимики изобразите следующие действия, характерные для осени.
• Вы подметаете дорожку от листьев.
• Вы собираете грибы.
• Вы перекапываете грядку в огороде.
• Вы нарезаете капусту для засолки.
• Вы стоите под зонтиком и дрожите от холода.
• Вы собираете с дерева яблоки и складываете в корзину.
III раунд «Эрудит»
Слайд №16
1-е задание
Ведущий: Осень воспевали в своих стихах многие замечательные поэты. Предлагаю вам вспомнить фрагменты известных стихотворений. Только вот беда: строчки рассыпались. Попробуйте их поставить на исходную позицию! (В конвертах на отдельных полосках строки стихотворений, проверка на слайдах.)
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С.Есенин. Слайд №17Голые кусты.
Высохли цветы,
И глядят уныло —
Осень наступила...
А. Плещеев. Слайд №18Лес, точно терем расписной,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной —
Лиловый, золотой, багряный,
И.Бунин. Слайд №18
2-е задание «Что это такое?»
Ведущий: Каждой команде выдаётся карточка с заданием по 3 слова. Необходимо написать одним словом, что это такое. За каждое слово – 1 жетон.
1 команда:
- САЗАН – (рыба)
- БРУСНИКА – (ягода)
- РЕПКА – (ОВОЩ)
2 команда:
- БОБЫ – (овощи)
- ВИШНЯ – (ягода)
- ФАРЕЛЬ – (РЫБА)
3 команда:
- ЛИМОН – (фрукт)
- ЁРШ - (РЫБА)
- АРБУЗ – (ягода)
3-е задание. Викторина «Деревья»
Ведущий: Постарайтесь ответить на вопросы викторины «Деревья», будьте внимательны.
1. Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)
2. Какие деревья называют вечнозелеными? (Хвойные.)
3. У какого дерева даже в самый жаркий день кора остается прохладной? (У березы.)
4. Какое дерево в благоприятных условиях может дожить до 1000 лет, а отдельные экземпляры - до 2000 лет? (Дуб.)
5. Какое дерево - прекрасный «пылесос», один из лучших очистителей пыли и сажи? Волокна древесины неровные, и топор в ней увязает. (Вяз.)
6. Из древесины каких деревьев делают спички? (Из осины, тополя.)
7. Какие деревья являются «медоносами»? (Клен, липа.)
8. Какие деревья дарят нам маленькие вкусные орешки? (Кедр.)
9. Из каких деревьях плетут рыболовные снасти, веревки, корзины, делают мешковину? (Ива.)
Литературная страничка «Осень в лесу»
Слайд №20
Ведущий: Каждой команде выдаётся карточка со стихотворением. Необходимо подготовиться и прочитать стихотворение выразительно, пока капитаны команд подсчитывают количество заработанных жетонов.
Слайд №21
Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
- Стыну... -
И дрожит от холода.А береза рада
Желтому наряду:
- Ну и платье!
Что за прелесть! -
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И березка шепчет:
- Зябну!.. –Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
- Мерзну! Мерзну! -
Обмануло золото -
Не спасло от холода
IV. Подведение итогов
Слайд №22
Ведущий: Осень бывает разная: веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и снегом мокрым, с холодными ветрами и заморозками. Но мы любим её — за щедрость, за красоту, за редкие, но славные теплые денечки!
4 ученик:
Нельзя нам на свете прожить без чудес.
Они нас повсюду встречают.
Волшебный осенний и сказочный лес
Нас в гости к себе приглашает.
Закружится ветер под песню дождя,
Листочки нам под ноги бросит.
Какая красивая это пора
Пришла к нам опять чудо-осень!