Конспект обобщающего интегрированного урока по произведению Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» как опыт применения педагогического инжиниринга на уроках литературы и изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Образовательная программа ФГОС «Школа 2100». Учебник – «Литературное чтение» 3 класс, часть 2, авторы - Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.
Рабочая образовательная программа ФГОС по изобразительному искусству на основе авторской программы (Авторы: О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская.)

Цель: формирование способностей к восприятию литературных произведений.

Задачи:

  • формировать умение понимать и анализировать авторский замысел;
  • развивать устную речь учащихся через характеристику главных героев;
  • расширять эмоциональную сферу ребёнка, учить передавать эмоциональный настрой произведения через цветовосприятие;
  • развивать навыки и способы коммуникативной компетенции, учить работать в группе (ставить цель, подбирать средства и способы получения результата, оценивать и анализировать итог).

Подготовительный этап:

На двух предыдущих уроках литературного чтения сказка была с детьми прочитана, разобрана по содержанию, составлен план пересказа, пересказана, написаны и прочитаны мини-сочинения характеризующие главных героев.

На двух предыдущих уроках изобразительного искусства ребята рисовали четыре образа: рыба, балерина, оловянные солдатики, чертик из табакерки. Ребята создавали образы исходя из собственного опыта и знаний о данных объектах, подбирали художественный материал для передачи характеристик героев.

Оформление и материалы:

Интерактивная доска, магнитная доска, индивидуальное домашние задание (кроссворды), гуашь, акварель, кисти, клей, ножницы, ватман формата А3, по количеству детей нарезанные квадраты пяти  разных цветов, шляпа, рисунки детей с предыдущих уроков.

План урока:

I. Организационный момент 2 мин.
II. Проверка домашнего задания 3 мин.
III. Постановка цели (проблемный диалог) 2 мин.
IV. Формирование творческих групп. 3 мин.
V. Характеристика главных героев 10 мин.
VI. Выбор сюжета иллюстраций 5 мин.
VII. Практическая работа в группах 15 мин.
VIII. Итог. Оценка иллюстраций 5 мин.
IX. Домашнее задание 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель начальных классов: Я вижу у многих хорошее настроение, тогда приглашаю вас на урок литературного чтения и изобразительного искусства. Пусть этот урок принесет вам радость общения, наполнит ваши сердца прекрасными чувствами.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель начальных классов: Проверку домашних кроссвордов мы будем проводить в парах. Поменяйтесь своими кроссвордами с соседом. Проверьте правильность решения. Сверьте ответы по образцу на интерактивной доске. Какие трудности испытали вы при выполнении домашнего задания? (Ребята озвучивают свои проблемы)

III. Постановка цели – проблемный диалог.

Учитель изобразительного искусства: Вы все внимательно прочитали сказку. Понравилось? А иллюстрации понравились? (Обсуждение ). А хотелось бы вам больше иллюстраций  видеть в книжке? (Ответы детей). Кто рисует иллюстрации для книг? (Ответы детей). Правильно художники иллюстраторы. Я предлагаю вам сегодня побыть иллюстраторами и придумать свои иллюстрации к сказке «Оловянный солдатик».

IV. Формирование творческих групп.

Учитель начальных классов: Прежде, чем мы приступим к работе,давайте разделимся на группы. У меня для вас есть шляпа, в которой лежат квадраты разного цвета. Цвет квадрата означает вашу команду. (Идет распределение по группам. Все рассаживаются в соответствии с выбранной группой).

V. Характеристика главных героев.

Учитель изобразительного искусства: Здорово, группы готовы к работе? Но мы не можем еще приступить к работе над иллюстрацией. Сначала нужно продумать образ героев, которых мы будем изображать.  Согласны. На предыдущих занятиях мы с вами рисовали образы балерины, оловянных солдатиков и «чертика из табакерки». Сейчас нам предстоит выбрать подходящий образ для иллюстраций в соответствии с описанием героя в сказке. (Дети проговаривают характеристики героев с учителем начальных классов. В это время на доске вывешиваются рисунки ребят. В ходе обсуждения рисунков с учителем изобразительной деятельности ученики определяют какая из работ подходит под описание данное в произведении). Первый образ – это оловянный солдатик, второй – балерина и последний – тролль.

VI. Выбор сюжета иллюстраций.

Учитель изобразительного искусства: Заготовки выбраны. Пора определиться с сюжетами. Сколько у нас групп (пять), значить у нас будет пять иллюстраций. (В общей беседе определяется пять ключевых сюжетов).  Ребята объясните почему, вы выбрали  именно эти моменты? Какая эмоциональная окраска у этих моментов? Последовательность сюжетов записывается на доске. Педагог распределяет сюжеты по группам, учитывая желания и предложения детей. Теперь каждая группа может приступать к работе над выбранным сюжетом.

VII. Практическая работа в группах.

Учитель изобразительного искусства: Работая индивидуально с группами, учитель только подсказывает, как можно простроить композицию на листе.  Ребята выбирают героев (из ранее отобранных) рисунков. Распределяют внутри группы работу: фон, подготовка фигурок – вырезывание, проработка мелких деталей. Обсуждают цветовой настрой иллюстрации. Выбирают художественный материал.

VIII. Итог. Оценка иллюстраций.

Учитель изобразительного искусства: Теперь каждая из групп представит свою работу. Объяснит свой выбор цветовой гаммы и композиции.

IX. Домашнее задание.

Учитель начальных классов: Благодарю всех за усердную работу, у вас получились очень интересные иллюстрации. Дома предлагаю вам закончить устно предложение «Я советую прочитать сказку Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», потому что…».