Цели и задачи:
- Формировать представление о плавучести предметов, о силе выталкивания воды, формировать умение организовывать свою деятельность, формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей.
- Побуждать к поисковой деятельности для решения проблемы, стимулировать проверку гипотезы в ходе исследовательской деятельности, учить устанавливать причинно-следственные связи и выбирать наиболее эффективные способы решения задания, учить делать выводы и строить на их основе речевое высказывание.
- Расширять и обогащать словарный запас, развивать грамматические категории.
- Воспитывать умение договариваться, согласовывать усилия по достижению общей цели.
Тип занятия: интегрированное занятие с элементами опытно-исследовательской деятельности
Форма проведения: занятие-путешествие
Оборудование: интерактивная доска, специальный шумовой инструмент, металлические пластины, модель корабля, анемометр, флюгер, компас, фильтр, колбы, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Мотивация и целеполагание
- Сегодня мы отправимся в путешествие. А вот в какое, попробуйте угадать. (Слушание шума моря с помощью специального шумового инструмента). Слайд 1-2
2. Сообщение темы занятия
- Мы отправляемся в морское путешествие. (Картинка моря) Слайд 3.
3. Основная часть
1)
- Необходимо составить маршрут нашего путешествия.
- Что нам для этого понадобится?
- Расшифруйте слово (аркат) (географическая карта) Слайд 4.
(На экране появляется карта мира с названиями материков и океанов). Слайд 5.
- Давайте сориентируемся. На каком материке живем мы с вами? (Евразия)
- Покажите его на карте.
- А какие материки еще вы знаете? (Дети показывают и называют).
- Отправляемся в морское путешествие. Откуда?
2)
- Отгадайте математический ребус (Москва – порт пяти морей) (Приложение 1)
Слайд 6
- Почему? (Рассказ о выходе из Москвы в море по карте) Слайд 7.
- Кто-нибудь из вас плавал по океану?
- Какие океаны вы знаете? (называют и показывают на карте) Слайд 8
- Как поплывем? (Проложить маршрут по лабиринту)
- Проложите маршрут, опираясь на названия пунктов, связанных с водными ресурсами. (Приложение 2)
- Расскажите, как мы поплывем в Атлантический океан?
(На слайдах появляются названия пунктов) Слайд 9.
3)
- На чем поплывем?
Ответы детей (на корабле, на лодке, на теплоходе, на пароме, на яхте). Слайд 10.
- Для путешествия нам нужно построить корабль.
4) Создание проблемной ситуации.
- А может, не будем ничего строить. Давайте возьмем металлический лист, он похож на плот и поплывем.
- Только сначала попробуем, как он будет держаться на воде.
- Сейчас вы возьмете металлические пластины и сможете это проверить.
- Но сначала надо договориться, кто будет первым, кто вторым и т.д.
5) Опытно-экспериментальная деятельность. Слайд 11.
Объяснение и проведение опыта.
- Все пластины утонули. А из чего делают корабль?
- Значит, и корабль тоже утонет?
- Посмотрите, у меня есть модель корабля. Возьмите её в руки.
- Какой корабль?
- Он-то уж точно утонет.
- Давайте попробуем.
- Почему же корабль плавает?
6) Конструирование парусников из геометрических фигур. Слайд 12-13
- Решено. Отправляемся в морское путешествие на корабликах.
- Только у каждой группы будет свой кораблик. (конверты с геом. фигурами)
Работа в группах
7) Физминутка. (Видео из мультфильма «В порту») Слайд 14.
8) Шум моря. (плывем по морю) (используется шумовой инструмент)
- Направление движения показывает компас.
(Показ компаса). Слайд 15.
9) Проблемная ситуация (показ картинки) Слайд 16.
- Прямо по курсу Бермудский треугольник.
- Что вы знаете о Бермудском треугольнике? (Ответы детей) Слайд 17-18.
- Первым о Бермудском треугольнике заговорил Христофор Колумб. В 15 веке великий путешественник, пересекая Атлантический океан, писал, что
- море в этом месте сплошь заполнено водорослями
- рассказывал о необычном поведении стрелки компаса
- описывал странное свечение моря
В 16 веке в Бермудском треугольнике стали пропадать суда. Большинство так до сих пор и не обнаружены. Как говорят ученые, все это в результате течения Гольфстрим. Скорость которого в Бермудском треугольнике достигает 2,5 м/с. В тех местах очень часто портится погода.
10) Расчет площади Бермудского треугольника. Слайд 19–20.
Дети получают листы с треугольником, достраивают его до прямоугольника, высчитывают площадь прямоугольника, а затем находя площадь треугольника.
(Площадь Бермудского треугольника 1000000 кв. км)
- Мы в Атлантике. Несмотря на то, что мы скорректировали курс кораблей, погода начинает портиться. Поднимается сильный ветер.
11) Знакомство с анемометром, флюгером. Слайд 21-22.
- Скажите, а чем можно измерить скорость ветра, направление ветра? (Флюгер, анемометр).
- Определить силу ветра путешественникам помогает прибор.
(Показ анемометра).
- А вот определить направление ветра поможет другой специальный прибор.
(Показ флюгера).
- Кто знает, как он называется?
- Зачем нужен флюгер?
(Дети знакомятся с приборами и проводят с ними опыт).
12) Нестандартная ситуация
(Слышится вой ветра, начинается буря, шторм)
- Нас выбросило на необитаемый остров. Слайд 23.
- Здесь оказался еще и сундук.
- Что в нем? (сеть, компьютер, удочка, лупа, телефон, топор, ткань, котелок).
Дети выбирают необходимые предметы.
- Что необходимо, чтобы выжить на острове? (построить жилище, раздобыть воду, пищу, разжечь огонь, сообщить о себе людям)
А) – Что необходимо, чтобы построить жилище. (топор) Слайд 24.
- Из чего можно построить жилище? (Из стволов деревьев) (картинка жилища)
- Где может быть вода? (В ручье). Слайд 25.
- Можно ли ее пить. Почему?
- Как ее очистить? (профильтровать)
(Опыт с фильтрацией воды)
- Как раздобыть огонь? (с помощью лупы)
Рассказать, как добыть огонь. Слайд 26.
- Где и как найти еду. (Поймать рыбу, найти фрукты) Слайд 27.
- Как сообщить о себе? (выложить на песке сигнал SOS) Слайд 28.
13) Приближение торнадо. Слайд 29.
На территории Северной Америки замечено наибольшее кол-во торнадо.
Торнадо – одно из самых опасных и разрушительных явлений природы. Это вихрь, который развивается внутри облака и постепенно опускается на землю в виде столба.
Это происходит от того, что влажный воздух сталкивается с холодным и сухим воздухом. В результате возникает большое количество гроз, ливней, шквалистых ветров, которые и приводят к возникновению торнадо. Часто торнадо появляются над поверхностью океанов. Давайте посмотрим, как это выглядит.
Показ опыта с торнадо.
Учитель берет 2 пластиковые бутылки. В одну из них наливает воды и скрепляет горлышко бутылок скотчем. Переворачивает бутылку с водой и вращает ее. Вода, вращаясь и перетекая в другую бутылку, образует вихрь, водоворот.
13. Спасение (Слышится шум самолета) Слайд 30.
- Помощь близка. Нас заметили, благодаря надписи на песке.
14. Возвращение домой (Звучит музыка И.Дунаевского «Веселый ветер»)
Слайд 31
15. Рефлексия Слайд 32.
- Понравилось ли вам путешествие?
- Что вы запомнили?
- Выберите картинку и объясните свой выбор.
- Я узнал
- Мне было интересно
- Я хочу узнать
(Дети выбирают смайлики и объясняют свой выбор)