Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Вид урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока:
Предметные:
- Дать понятие об основных элементах и устройстве православного храма
- Показать важную роль храма в жизни христианства
- Рассказать о правильном поведении в православном храме
Метапредметные: Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Задачи:
- Формирование коммуникативных способностей обучающихся через использование интерактивных методов обучения.
- Оптимальное использование индивидуальных и коллективных форм деятельности для повышения эффективности преподавания.
Методы: по источникам знаний: словесные, наглядные; по степени взаимодействия учитель–ученик: эвристическая беседа. Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично- поисковый.
Место проведения: учебный кабинет.
Средства проведения:
- «Основы религиозных культур народов России» А.Н. Сахаров, К.А. Кочегаров – учебник для учащихся 4 кл. - М: «Русское слово», 2014.
- Игра «Веер» - листы с вопросами.
- Презентация: «Православные храмы».
Обучающие структуры: Тайм ПЭА ШЭА (2 ученика делятся развернутыми ответами в течении определенного количества времени), Тайм Раунд Робин (каждый ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определенного количества времени).
Ход урока
1. Организационный момент и психологический настрой к уроку. (Дети сидят за столами по 6 человек)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке жизнерадостными, активными, любознательными. Желаю вам успешной работы на нашем уроке. Присаживайтесь.
2. Актуализация знаний
Учитель: Вначале урока мы с вами вспомним, о чём мы говорили на прошлых уроках, и я предлагаю вам поиграть сейчас в игру «Веер». Возьмите все первые номера веер и начинаем игру (Тайм Раунд Робин).
Первый вопрос у нас был такой: «Что значили святые для людей в прежние времена?» Вспоминаем. Как относились к святым?
Ученик: К святым относились с уважением, т.к. они посвятили свою жизнь служению богу и никогда злого никому не желали, всех своих врагов всегда прощали и считали святых проводниками между богом и людьми, к ним обращались за помощью перед какими-то военными действиями, когда шли в поход.
Учитель: Второй вопрос: «Почему Борис и Глеб стали первыми русскими святыми?»
Ученик: Они следовали всем заповедям Бога, прощали всех, всем помогали. Посвятили свою жизнь служению Богу.
Учитель: И ещё какой нравственный подвиг они совершили?
Ученик: Прощали врагов своих, когда их хотели убить, они молились за своих врагов. Их страдания и смерть – это выдающийся пример любви к ближнему своему, т.е. следовали заповедям Христоса.
Учитель: А чему могут научить современного человека подвиги Бориса, Глеба и Серафима Соровского?
Ученик: Прощать людей, если ты делаешь добро, то и добро вернётся к тебе.
Учитель: Спасибо. Сейчас я хочу прочитать стихотворение, которое вы видите у меня на доске. (слайд 1)
3. Объяснение нового материала
Учитель: Стихотворение написал известный русский поэт Н.Некрасов.
Подумайте сейчас в группе, какова тема нашего урока. (обсуждение в группе). Спасибо. Завершили обсуждение. Какие же ваши предположения, о чём мы с вами будем говорить на уроке? (Православные храмы). Вы правильно определили тему, мы с вами будем говорить о православном храме, о внешнем его убранстве, о внутреннем убранстве и о значении православного храма в жизни верующих людей. (слайд 2)
Главным местом каждого верующего человека является храм или церковь. Когда мы с вами на прошлых уроках говорили о христианской церкви, ещё во времена Римской империи, то определили 2 значения слова «церковь». Вспомните, каковы же 2 значения слова «церковь». Возьмите таблицу, вы сейчас обсуждаете и записываете первое и второе значение. (слайд 3)
Отметьте соответствующими знаками – плюсами, если у вас получилось так. Какое же 1-е значение: это храм божий, место, куда люди могут приходить молиться, креститься и считают священным для себя местом, а 2-е значение: это объединение верующих христиан. Поднимите руки, у кого получилось так. Я очень рада, что вы это вспомнили. Но мы сегодня будем рассматривать церковь не как объединение христиан, а как храм Божий, православный храм (показать модель).
Скажите, почему верующие считают храм священным местом, подумайте, повернитесь к своему партнёру по плечу, начинают обсуждение первые номера.
Отвечают вторые номера, ваше мнение. Первый стол…. (Тайм ПЭА ШЭА)
Все ваши ответы верные, в церкви, храме совершаются какие-то богослужения, религиозные обряды и по мнению верующих происходит их общение с Богом.
А когда же появились первые церкви на Руси? На самом деле они появились ещё задолго до крещения Руси и построили эти церкви на Руси приезжие люди, которые приехали из других стран, это в основном торговцы были, которые приезжали даже из Византии, обосновывались на Руси и строили небольшие церквушки; после принятия христианства князь Владимир повелел основать главный храм на Руси в городе Киеве, он получил название «Десятинная церковь».
Почему её называют десятинной, потому что князь Владимир повелел десятую часть своих доходов отдавать на содержание этой церкви. При сыне Владимира Ярославле был построен самый знаменитый русский храм – Софийский собор. Собором его назвали потому, что все люди приходили вместе соборно, поэтому и назвали его «собор».
Мастера расписывали его фресками и украшали мозаикой. А вот что такое «фреска». Все третьи номера возьмите карточку с определением, что такое «фреска» и прочитайте своим собеседникам. Прочитали, посмотрите на доску.
Обычно это внутреннее убранство храма. Фрески расписывали на сырой штукатурке красками. Изображали библейские сюжеты, святых.
А что такое мозаика я думаю вы уже знакомы. Вот сейчас обсудите в группе и дайте определение, что такое «мозаика». 4-е номера сейчас ответят. (Техника набора и закрепления на поверхности небольших разноцветных камней, керамической плитки, разноцветного стекла или других материалов).
Издавна храмы строились на самых красивых и возвышенных местах. Храм должен был производить большое впечатление и пробуждать светлые чувства и давайте вспомним стихотворение Н. Некрасова, которое мы читали. Пробуждало ли это стихотворение возвышенное чувство, светлые чувства.
А вот чем храм отличается от других зданий и сооружений. Обсудите в группе. (Купола, купол увенчивает крест). У каждого храма есть свои названия, но у них есть что-то общее. Они все посвящены Иисусу Христу и каждый храм носит имя какого-то святого или посвящены какому-то христианскому празднику.
Особым уважением у православных пользуется мать Иисуса Христа Дева Мария, её называют Богородицей или Богоматерью. В честь Богоматери церковь установила праздники и осветила многие храмы. Русская православная церковь учредила праздник Покрова пресвятой Богородицы 1, по новому стилю 14 октября. Праздник Покрова пресвятой Богородицы и соответственно церковь носит имя Покровская церковь. Сейчас о Покровской церкви прочитайте на с.48,49. Вы прочитали об одной церкви, о Покровской. В России все храмы строятся в 3-х стилях: крестово-купольные, четырёхстолпные, шатровые.
(Храм Покрова на Красной площади, ещё называют собор Василия Блаженного).
Мы сегодня говорили о внешнем убранстве храмов, а вот сейчас мы совершим виртуальную экскурсию по храму, но прежде, чем мы отправимся необходимо узнать правила поведения в православном храме, церкви. На с.53 ознакомьтесь с этими правилами. Закрепим эти правила. Встаём, задвигаем стулья. Ваша задача найти 2 собеседника и обсуждаем с ними, что вы запомнили. Начинаем со слов: «Я запомнила, что….». Кто всё сделает садится на место.
Готовы ли вы сейчас совершить виртуальную экскурсию?
Показ видеофильма: виртуальная экскурсия.
4. Рефлексия
Дети из каждой группы выходят и прикрепляют названия к рисунку.
4. Домашнее задание
Учитель: Узнайте, есть ли православные храмы в нашем Ново-Савиновском районе. Если есть, то определите стиль строения, название храма, узнайте историю храма.