Проект «Птицы и люди» для учащихся 6-х классов. Финальная игра

Разделы: Биология, География, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Краеведение

Класс: 6


Это было второе мероприятие, посвящённое животному года, в данном случае птице –петуху. Мы расширили тему и провели мероприятие о птицах.

На подготовительном этапе команды по 5-6 человек от класса готовили домашнее задание, презентации по темам: птицы в мифологии, музыке, литературе, экология птиц, птицы нашего края. Таким образом, достигается междисциплинарная связь в пределах одной темы.

Схема мероприятия:

1. Домашнее задание - 15 мин.

2. Конкурс «Крылатые фразы» (угадать происхождение фразеологизма, связанного с птицами).

3. Славянская мифология.

4. Викторина «Важная птица» (Персонажи мультфильмов и фильмов).

5. Конкурс капитанов – тексты и одновременно – голоса птиц.

6. Викторина «Петушок».

7. Подведение итогов.

Конкурс №1 Домашнее задание.

Начали с выступления команд, ребята подготовили не только презентации, но и костюмы, что было высоко оценено жюри. 62 класс на основе презентации «Птицы в музыке» подготовил отдельный проект, поэтому эту работу мы не показываем.

(Приложение №1).

Конкурс №2 «Крылатые выражения».

1. Выражение на птичьих правах означает «на непрочном положении, без законного основания». Существуют две версии происхождения этого выражения. По одной из них - жилище птицы, ее гнездо — это не постоянное место обитания, она улетает на зимовку, а когда вернется - оно может уже быть занято кем-то другим, а то и вовсе разрушено. По другой версии источник этой фразы - библейское выражение «Взгляните на птиц небесных, они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы» (Матф. 6:26). То есть птицы, согласно этому выражению, живут беззаботно, не имея никаких обязанностей, а, следовательно, - и прав.

1. Происхождение выражения связывают с бельгийцем Робертом Корнелиссеном, который однажды вздумал испытать легковерность публики и опубликовал в журнале заметку о прожорливости уток. В ней он описал, как одна утка съела девятнадцать своих сородичей, предварительно порубленных на кусочки. После выхода в свет этой истории все только и говорили о невероятном феномене. Однако через некоторое время автор всё-таки рассказал о своём розыгрыше. С тех пор любую недостоверную информацию, появившуюся в печати, принято называть газетной уткой

1. Фразеологизм лебединая песня обязан своим происхождением народному поверью, по которому эта птица поет в своей жизни один раз – перед смертью. Отсюда и установившееся его значение: «Последнее, обычно наиболее значительное, произведение кого-либо; последнее проявление таланта, способностей и т.п.»

1. В обычной жизни у этих птиц, наоборот, очень тонкий слух. Однако во время токования (привлечения внимания самки определенными звуками, схваток самцов на токовище, «ухаживанием» за самками) эти птицы (только самцы) на время теряют слух и даже перестают видеть, поэтому становятся легкой добычей для охотников. Невнимательных людей, которые не замечают ничего вокруг мы называем глухая тетеря.

1. Среди этих птиц альбиносы чрезвычайная редкость. Римский поэт-сатирик Ювенал в 1-2 веках н.э. весьма метко заметил: «Раб может выйти в цари, пленник - дождаться триумфа. Только удачник такой редкостней белой вороны…». Сегодня, более двух тысяч лет спустя, мы говорим о человеке нетривиальном, непохожем на остальных, что он – «белая ворона».

2. О человеке, у которого есть все, чего можно пожелать, говорят: «Ему только птичьего молока и не хватает». Действительно, птица, дающая молоко, — существо никогда не виданное. Происхождение — это выражение берет из древнегреческой легенды про остров Самос, который был так плодороден, что там даже птицы давали молоко, только его добывать надо умеючи. Впрочем, современные ученые могут рассказать о «голубином молоке» — особой творожистой массе, образующейся в зобах родителей во время питания птенцов и идущей голубятам в пищу.
2. Не все цыплята, рожденные летом, доживали до осени, поэтому старожилы села призывали не радоваться летнему большому приплоду у кур и говорили человеку: «цыплят по осени считают». Со временем пословица приобрела значение: не стоит делать преждевременных выводов, судить поспешно, предварительные итоги иногда бывают ошибочными.

2. Перья этой птицы покрыты жиром, поэтому, когда он выходит из воды, вода просто скатывается с гуся, а он, как будто бы и не был в воде. Так и выражение «как с гуся вода» имеет в виду ситуацию, когда на человека не производит что-либо впечатление.

2. Это выражение связано с названием сказки Андерсена, главный герой которой родился не в той семье и терпел насмешки от окружающих до тех пор, пока не вырос и не нашел себя. Сказка эта была так популярна, что слова «гадкий утёнок» стали устойчивым оборотом. Так говорят о ничем не примечательном человеке (чаще ребёнке, подростке), который неожиданно преобразился, у которого неожиданно проявился какой-то яркий талант.

2. Устойчивое выражение денег куры не клюют говорит о богатстве человека, у которого эти достаточно прожорливые птицы уже не едят даже зерно. В основе возникновения этого фразеологизма, по одной из версий, лежит русская народная поговорка "У него зерна (хлеба) столько, что и куры не клюют". Богатство в старину в крестьянском хозяйстве оценивалось по наполненности.

Конкурс№3 «Птицы в Славянской мифологии».

Ребята, используя книги, рассказывают о мифологических птицах древних славян.

Команда№1.

Расскажите о Вороне – герое славянских мифов. Вспомните русские народные сказки, где вы встречали Ворона.

Команда № 2

Расскажите о мифологических птицах: Гамаюн, Сирин, Алконост. Где кроме мифов вы встречались с ними?

Команда №3

Расскажите о славянских мифах про Жар птицу, Петуха. В каких русских сказках вы встречались с этими персонажами?

Команда № 4

Кто такие Лебединые девы, Птица Юстрица, Гриф птицы?

В каких произведениях встречается лебединая дева?

Команда № 5

Расскажите о славянских мифах про Аиста, Кукушку, Чайку, Сокола.

Вспомните сказки с их участием.

Ответы ребят проходят под слайдовый рад «Птицы славянской мифологии».

(Приложение №4). Задания с ответами и источниками. (Приложение №2).

Конкурс№4 «Угадайте персонажей мультфильмов».

(Приложение №2. Важная птица.)

Конкурс №5 «Конкурс капитанов» – и одновременно конкурс – «Голоса птиц». Капитанам даются распечатки рассказов Бианки, Чарушина и Скребицкого о птицах, прерванные в момент, когда птица попадает в беду. Задача участников – придумать концовку рассказа.

(Приложение №2. Текстовые задания.) 

Команды узнают птиц по голосам.

(Приложение №3)

Конкурс №6 Викторина «Петушок».

1.От какого слова произошло слово «петух»? (От слова «петь»)

2. В каких странах петух является национальной птицей? (Франция и Кения).

3.Что символизирует геральдике петух?  (Воинская храбрость).

4.Что означает пение петуха? (Начало нового часа).

5.Что исчезает с первым криком петуха? (Ночные призраки).

6.Что украшает голову петуха? (Гребень).

7.Какое украшение находится под клювом петуха? (Серёжки).

8. Какой петух должен клюнуть человека, чтобы тот забегал? (Жареный).

9. Какой петух является символом умышленного поджога? (Красный петух). 

10. Где у человека могут быть «петухи»? (В волосах).

11. Кому посоветовал Осёл учиться пению у Петуха в басне Крылова? (Соловью, Басня «Осёл и Соловей».)

12. Кто в басне И.А. Крылова она хвалит петуха за то, что тот хвалит он её? (Кукушка. Басня «Кукушка и Петух»).

13. Какое мифическое существо имеет туловище дракона и голову петуха? (Василиск).

14. Кто в сказке А.С. Пушкина подарил царю Дадону Золотого петушка? (Мудрец).

15. Кем работал Золотой петушок? (Сторожил страну, извещал о набегах).

16. Кто на петухе убежал от Карабаса и Дуремара? (Буратино).

7. Подведение итогов. Видео клип «Раненая птица» Р. Рождественский, А. Пахмутова.

Чтобы увидеть, как проходило мероприятие смотрите Приложение №5.