Методическая разработка занятия по формированию у детей элементарных математических представлений с применением технологии ТРИЗ в рамках конкурса «Весёлая математика» на тему «Путешествие в сказочную страну Математику»

Разделы: Работа с дошкольниками


«Летит выше звёзд математика наша
Уходит в моря, строит здания, пашет
Сажает деревья, турбины куёт
До самого неба рукой достаёт».

(Ю.Яковлев)

«Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе», — об этом говорят и учителя, и родители, и сами ученики. А как же дошкольники? Они не знают что математика трудная дисциплина, и не должны узнать об этом никогда.

Современное математическое развитие дошкольников уже не рассматривает как сложное методологическое направление, реализующее основную задачу – подготовка детей к дальнейшему обучению в школе.

Главное, ввести детей в мир логики, т.е. научить мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, постигать математические понятия, способствовать повышению интереса к математике веры в свои силы – вот истинное предназначение сути математического развития дошкольников на современном этапе.

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ – важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.

Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач)

Программное содержание, цели и задачи:

  • формировать умение решать арифметические задания на наглядной основе – ИКТ;
  • применяя системный подход в нестандартных проблемных ситуациях через игры: «ДА-НЕТ» (по числовой оси), «За какой геометрической фигурой?»
  • упражнять в определении места объекта относительно друг друга;
  • развивать навык счета в прямом и обратном порядке;
  • развивать умение ориентироваться во временных понятиях: «дни недели», «вчера», «сегодня», «завтра»;
  • закреплять названия геометрических фигур;
  • продолжать формировать представление о равенстве;
  • добиваться умения рассуждать, логически мыслить при помощи мнемотаблиц;
  • развивать творческое воображение, используя метод синектики – «эмпатия» (метод познания окружающей действительности из группы методов активизации мышления)
  • воспитывать организованное поведение на занятии, стремление получать математические знания.

Материалы к занятию

  • Демонстрационный материал: мнемотаблицы: таблица № 1-«В мире предметов», таблица №2- «Придумай сказку»
  • Раздаточный материал: листы бумаги, фломастеры, физо-оборудование (кочки), карточки с предметами для игры, геометрические фигуры, кружки «фишки» красного, синего, жёлтого цвета.

Оборудование: столики, стульчики, проекционный экран, мультимедийный проектор, компьютер, слайдовая презентация, аудио магнитофон, аудиозаписи – минусовки на флешь: «Пяточка-носочек» - детская музыкальная зарядка – Е.Железнова. «Если с другом вышел в путь ….» - Михаил Исаевич Танич. «Мы смешные повторялки..» - музыка …. Муз-ТВ 2017 (исполняют дети). Мелодия без слов ,классическая музыка для детей, Сергей Рахманинов.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки «Приключения Буратино», «В мире цифр». Беседа «Сказочная страна – Математика». Счёт до 9 и обратно.
  • Дидактические игры: «Дорисуй цифрам картинку».

Ссылки на источники

1.Утёмов В.В., Зиновкина М.М., Горев П.М. Педагогика креативности.

 Используемая литература

1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Помораева И.А.,Позина В.П. ФЭМП

3. В.П.Новикова. Авторская программа. Математика в детском саду.

4. Жихар О.П. ОТCМ - ТРИЗ в дошкольном образовании.

5. Гин А.А. «Да» и «нет» говорите. Педагогика + ТРИЗ: Сборник статей для учителей, воспитателей.

6. Выготcкий Л.C. Воображение и творчество в детском возраcте.

7. Корзун А.В. Весёлая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе c дошкольниками.

Представляю свой опыт по составлению конспекта, используя структуру креативного занятия:

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).

Блок 2. Содержательная часть занятия (1).

Блок 3. Психологическая разгрузка

Блок 4. Головоломка.

Блок 5. Интеллектуальная разминка.

Блок 6. Содержательная часть занятия (2).

Блок 7. Резюме

Ход занятия

Сл.1

Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)

Дети входят в музыкальный зал и приветствуют воспитателя и друг друга.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, настроение у нас хорошее, я сегодня вас приглашаю в путешествие в сказочную страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Мы с вами сегодня будем считать , рассуждать, и в одной из сказок поможем героям. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.

Сл.2

Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:

Он большой, густой, зелёный,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)

Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия.

Предлагаю сделать зарядку «Пяточка. носочек..» - флешь. В путь!

Воспитатель: Ребята, утром, пока вас не было в группе, забегала Мальвина, хотела раскрыть «страшную тайну», но очень торопилась и убежала, оставив вам подсказки: (садятся на стульчики полукругом). О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета – все получилось, синего – встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, жёлтого – «у меня не получилось, прошу помочь».
(фишки разложены на столике).

Сл.3.

Блок 2.Содержательная часть занятия (1)

 - Дети садятся на стульчики полукругом

Воспитатель: -Что за «тайна», и где она находится? Давайте посмотрим на экран с разноцветными геометрическими фигурами. Может быть, за одной из этих фигур и находится «тайна»? А вот за какой, вы должны угадать. Задавайте наводящие вопросы, а я буду отвечать да или нет. За одной из вышеуказанных геометрических фигур (в данном случае большой оранжевый овал) воспитатель располагает картинку с изображением Мальвины с внутренней стороны и цифрой (в данном случае «2») с внешней стороны. Дети задают вопросы.

По расположению (это находится справа, слева, внизу, вверху, посередине, перед, после, над, под, рядом, между); - По размеру, по цвету; - По названию геометрической фигуры. (Например, тайна находится в верхнем правом углу? Находится за маленьким красным прямоугольником? и т.д.).

Воспитатель открывает фигуры, пока дети не отгадают.

После указания детьми фигуры с нужным цветом и размером - берёт фишку (кто отгадал)

Воспитатель: - Это же фотография самой Мальвины, а с другой стороны цифра «2».

- Что может означать эта цифра, как думаете? - свободные ответы детей.

- Может это месяц, число, а может это второй день недели?

- Какой второй день недели?

- Сколько всего дней недели?

- Какой день недели наступает после четверга?

- Какой день недели наступает перед четвергом?

- Какой день недели находится между субботой и понедельником?

- Какой сегодня день недели? - Какой вчера был день недели?

 - Какой наступит завтра день недели? Молодцы, берите фишки

 Сл.4.

- Значит цифра «2» означает то, что Мальвина была во вторник, т.е. (в данном случае) сегодня и очень хотела увидеть вас. Здесь кроется какая-то «тайна». Скорее отправляемся к Мальвине в гости. Прежде чем отправиться к Мальвине нам нужно выяснить следующее: – Сколько у нас сейчас девочек? - А сколько мальчиков? - Кого больше? Меньше? На сколько? - Как узнали? А как мы можем узнать кого больше, не считая?

Дети: встать парами - мальчик с девочкой, дети встают парами

 - Сколько мальчиков и девочек осталось без пары? - Значит кого больше? Меньше? На сколько? - Как узнали?

 А как мы можем узнать кого больше, не считая? - ответы детей (встать парами).

- Молодцы, оцените себя фишкой, можете помогать друг другу, будьте честными.

(Дети: встают парами - мальчик с девочкой).

Блок 3. Психологическая разгрузка

- Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга(парами), почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились и пора снова в путь. Поехали!, мелодия без слов «Если с другом вышел в путь ….»

- Дети парами идут по кругу - остановка у столиков.

Сл.5.

Блок 4. Головоломка

Воспитатель: - Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились.

Отправляемся дальше. У меня для вас игра «Зачеркни лишний предмет, и объясни, почему он лишний?

- Предлагаю вам сесть за столы (дети выполняют задания)

- А теперь берите свои работы и прошу вас встать в шеренгу, и показать, и рассказать как вы справились с заданием, пока кто то один рассказывает, все остальные внимательно следите за правильностью выполнения. А теперь посчитайте сколько всего предметов на вашей карточке? У кого больше? Меньше? (Поровну)

 - Сами также оцените фишками результат своей работы.

 Блок 5. Интеллектуальная разминка

– Предлагаю сесть на стульчики перед экраном

Сл.6.

Воспитатель: - Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них – рыба).

- Кого мы встретили? (обитателей природы)

- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.

- Кто здесь лишний? Почему?

- Рыба, потому что она живёт в воде, а остальные на суше.

- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь? - 8 (заяц, ёж)

- Сколько всего обитателей? - 6.

- Сколько у них хвостов? - 6.

- Сколько у них ушей?- 10, так как у рыбы ушей нет.

- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (лошадь, корова, телёнок, заяц, ёж, рыба)

 - Кто же идёт третьим? - ёж

 - Каким по счету лошадь?...первая –

 - Кто последним прибудет в математику? рыба

 - Зачем в математике животные? - ответы – (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)

 - Можно ли этих животных поделить и как?

Можно - (дикие и домашние), рыба? - ответы детей – живёт в воде.

Вы уже знаете что такое задачи? – ответы детей – берут фишки

- Посмотрите на картинки (показываю таблицы), давайте поиграем в задачки.

Предлагаю мнемотаблицы: таблица № 1 - «В мире предметов»

Дети по очереди рассказывают задания - берут фишки

- А теперь мы можем и сказку сочинить (схема сказки «Теремок»), посмотрите внимательно на таблицу, подумайте. таблица №2 - «Расскажи сказку», дети рассказывают - берут фишки

Физминутка. Предлагаю отдохнуть и встать в круг

«Повторялки» - музыка «Мы смешные повторялки..»- флешь

 Блок 6. Содержательная часть занятия

 Сл.7

- Отправляемся в чащу леса, где находится, угадайте что? – болото!

Там черепаха Тортилла раскроет нам «тайну». Быстрее на болото!

Воспитатель: Здесь кочки (физо – оборудование на полу), на которых цифры от 1 до 9. Нам нужно перебраться на другой берег, перейти по кочкам, с цифры на цифру по порядку (дети шагают по кочкам - цифрам от 1 до 9.

 - Ребята, черепаха сказала, что откроет «тайну», если мы сосчитаем все её болотное хозяйство, нам только нужно перебраться обратно по кочкам, только уже в обратном счёте. – садятся на стульчики полукругом перед экраном

 -Посмотрите на экран - обозначьте (скажите) цифрой количество лягушек?

Кувшинок? Кочек? Крокодилов? Камышей? Дети отвечают - берут фишки

Все сосчитали. Черепаха раскрыла «страшную тайну»! Карабас-Барабас похитил Буратино и запер в чулан. На замке есть код, но она его не знает.

 Сл.8

- Нам может помочь вот эта картинка, здесь буквы - цифры Поможем Буратино?

А вот и чулан. На нем замок, вместо цифр буквы. Читаем: «ГАВ» - Что это, замки вместо собак гавкать стали? - Код должен состоять из цифр, а здесь буквы. - Чем же нам может помочь эта картинка?

Дети разгадывают: записываю на листочке, Г= 4 , А=1, , В=3 - Получаем код «413». Открывается картинка . Вот замок и открылся!

Воспитатель:- Вы такие умники, так трудились, берём фишки,предлагаю поиграть в интересную игру. Игра «Волшебные картинки»

Сл.9

- Ребята, сейчас садитесь за столики, возьмите любой фломастер, и закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части, придумайте рисунки, дети садятся за столики и выполняют задание, музыка …. Мелодия без слов, рисунки оставляют на столах.

Воспитатель: – Ребята, нам нужно скорее бежать отсюда, пока Карабас-Барабас не поймал нас - На чем мы можем быстро скрыться?

Может есть то, посмотрите, что поможет нам?

Сл.10

- Вот, ковёр-самолёт! Посмотрите, он сложен из геометрических фигур:

 - Какие здесь есть фигуры? Сколько их?

Берите их скорее, дети берут, ковёр рассыпается.

Воспитатель: - Смотрите, что с ним случилось?

Давайте, скорее, починим (дети собирают ковёр из геометрических фигур).

Воспитатель: Ковёр починили! Забирайте свои рисунки, фишки и отправляемся дальше.

Блок 7. Резюме

Предлагаю присесть вокруг «ковра-самолёта»

Воспитатель - представьте что мы все на ковре самолёте –волшебном, садитесь поудобнее, кажется нам пора вернуться домой, в группу. (провожу беседу по занятию)

- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?

- Чему учились во время путешествия? – Все ли у нас получилось?

 - Что вам запомнилось и понравилось сегодня?

- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.

- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось помочь Буратино.

- А я вас благодарю за хорошую работу, настойчивость, дружбу.

Сл.11.

- А теперь поиграем ещё (предлагаю встать)

- Если правильно я говорю – кивайте головой

- Если говорю не правильно – топайте ногами.

- В детский сад ходят для того, чтобы:

  • Играть
  • Спать
  • Разговаривать и смеяться за едой
  • Дружить
  • Рисовать
  • Драться
  • Узнавать что-то новое
  • Толкаться на лестнице
  • Расти и становится умнее
  • Выполнять задания воспитателя.

- Молодцы, вы все знаете, для чего ходят в детский сад, мы возвращаемся в группу, посчитаем сколько каких у кого фишек и поделимся своими впечатлениями.

Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач.

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

Раскрывая удивительный мир окружающих чисел и фигур, математика учит мыслить яснее, последовательней, развивает мозг и внимание, воспитывает настойчивость и волю, учит детей приобретать знания.

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами. В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребёнка.