Методические материалы «Первые шаги к профессиональному стандарту»

Разделы: Профессия — педагог


Введение

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта – обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

В сравнении с действующим до введения профессионального стандарта «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 №761-н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) представленные в разрезе специализации педагогических работников.

Профессиональный стандарт предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.

Внедрение профессионального стандарта приведет к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.

Для обеспечения плавного перехода образовательного учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагога» необходимо решить следующие задачи:

  1. Оказание методической и административной поддержки педагогам в процессе перехода на профессиональный стандарт «Педагога».
  2. Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог».
  3. Внедрение пакета нормативных документов МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко», работающего в условиях профстандарта «Педагог».
  4. Апробация системы оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».
  5. Выявление дефицита профессиональных компетентностей и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога.
  6. Приведение в соответствие на уровне МКДОУ процедуры аттестации педагогов.

1. План методического сопровождения введения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

2. План рабочей группы «Новаторы» по введению профессионального стандарта «Педагог»

Цель: Обеспечение плавного перехода учреждения на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагога».

Задачи:

  1. Оказание методической и административной поддержки педагогам в процессе перехода на профессиональный стандарт «Педагога».
  2. Совершенствование системы повышения квалификации педагогических работников учреждения в соответствии с требованиями профстандарта «Педагог».
  3. Внедрение пакета нормативных документов МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Солнышко», работающего в условиях профстандарта «Педагог».
  4. Апробация системы оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».
  5. Выявление дефицита профессиональных компетентностей и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога.
  6. Приведение в соответствие на уровне МКДОУ процедуры аттестации педагогов.

Планируемые результаты:

  • Успешно апробирована система оценки соответствия педагогических работников уровню профстандарта «Педагог».
  • Создана современная, гибкая система повышения квалификации педагогов МКДОУ.
  • Разработаны единые, индивидуальные подходы к определению, содержанию повышения квалификации педагогических работников МКДОУ.
  • Приведена в соответствие на уровне МКДОУ процедура аттестации педагогов.
  • Усовершенствована система организационно-методического сопровождения образовательного процесса.
  • Произошло повышение профессионального мастерства педагогов.
  • Приведен в соответствие пакет нормативно-правовых документов МКДОУ согласно профессиональному стандарту «Педагог».
  • Положено начало перехода учреждения на новый профессиональный стандарт в образовании.

3. Механизм проведения количественного и качественного анализа и алгоритм деятельности образовательной организации по приведению уровня владения трудовыми функциями к уровню требований, предъявляемых профстандартом

Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями учителя, воспитателя требованиям профессионального стандарта и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.

В процессе самоанализа педагогам предоставляется возможность оценить собственную компетентность в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог» по уровню «воспитатель».

Им предлагается проанализировать свою профессиональную деятельность и оценить степень владения компетенциями, необходимыми для воспитателя, используя 3-балльную шкалу:

  • «2» – данным требованием профстандарта владею достаточно полно, всесторонне (требование выполняется на оптимальном уровне).
  • «1» – данным требованием профстандарта владею частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования).
  • «0» – данным требованием профстандарта не владею (требование практически не выполняется).

Приложение 1.

Баллы отмечаются в соответствующей колонке. В колонке комментарий целесообразно конкретизировать, что именно в данной компетенции у педагога вызывает трудности или чему именно он может научить других.

Количественный анализ уровней квалификации представляется в виде таблиц 1–4 (Уровень владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция. Обучение» (A/01.6), Уровень владения трудовой функцией «Воспитательная деятельность» (A/02.6), Уровень владения трудовой функцией «Развивающая деятельность» (A/03.6), Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования (В/01.5  /4).

Уровень владения трудовой функцией «Общепедагогическая функция.

Обучение» рассчитывается по следующей формуле:

Уровень A/01.6 =  Sфакт/Smax* 100%,

где в числителе дроби – суммарное количество баллов по всем показателям (столбец таблицы №3), в знаменателе – количество показателей (столбца таблицы №2), умноженное на два (∑max =27 ∙ 2 = 54).

Обработка результатов:

  • оптимальный уровень – 100–85%;
  • допустимый уровень – 84–60%;
  • критический уровень – 59–50%;
  • недопустимый уровень – < 50%.

Итоговый уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям профессионального стандарта можно рассчитать как среднее арифметическое вышеобозначенных уровней:

Уровень владения трудовыми функциями = 
= (Уровень A/01.6. +  Уровень A/02.6. +  Уровень A/03.6.) + Уровень В/01.5  /4

Таблица 1.
Анализ профессионального развития педагогов
в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» (Воспитатель)

ФИО воспитателя

Оценка профессиональной деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Итоговый

Общепедагогическая функция. Обучение

Воспитательная деятельность

Развивающая деятельность

Н.А.

55

52

50

54

53

Т.В.

56

64

43

63

56

А.А.

57

68

22

67

54

О.В.

62

57

59

76

64

М.М.

71

89

76

88

81

И.В.

50

50

50

50

50

С.В.

76

88

89

63

79

И.В.

60

63

67

77

67

Т.В.

38

48

44

50

45

С.В.

55

61

72

75

66

Е.А.

78

69

77

65

72

И.Е.

61

62

61

52

60

Т.В.

74

68

63

69

69

Г.В.

60

63

63

57

61

Е.В.

75

95

96

92

90

В.М.

79

95

98

98

93

По ДОУ в целом

63

68

64

69

66

Полученные данные можно представить в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат –  полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы образовательной организации по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов. (Приложение 5)

Качественный анализ и деятельность образовательной организации по приведению уровня владения трудовыми функциям к уровню требований профстандарта можно представить в виде следующего алгоритма:

  1. Самоанализ уровня подготовки педагога к выполнению трудовых функций. Педагоги самостоятельно анализируют, каким требованиям профстандарта они отвечают, где имеются затруднения, определяют, как их решить: с помощью дополнительного профессионального образования, внутрисадовой методической учебы, посещения ОД опытных коллег или самообразования. (Приложение 2)
  2. Анализ затруднений педагогов на заседаниях методических объединений, определение возможности их преодоления на уровне образовательной организации (мастер-классы, стажировки, взаимопосещение ОД и различных мероприятий, диссеминация передового педагогического опыта и т.д.). (Приложение 3)
  3. Анализ уровня подготовки педагогов заместителями директора образовательной организации по ВМР и старшими воспитателями. На основе результатов внутрисадового контроля (анализа посещенных ОД и различных мероприятий, диагностики уровней развития детей) анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
  4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон на педагогическом совете «Ресурсы развития выполнения трудовых функций на основе профстандарта педагога» и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого учителя, воспитателя – составление индивидуальной профессионально-личностной образовательно-методической траектории педагога: что, когда, где, за какие средства. (Приложение 4)
  5. Реализация намеченных мероприятий в максимально короткие сроки.