Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (ФГОС СОО) устанавливает требования к личностным, предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (ООО). Не существует в настоящее время механизмов изменения личностных результатов освоения ООО, невозможно оценить в количественном (и качественном) эквиваленте уровень личностных качеств выпускника. Оценка предметных результатов прозрачна и понятна, а вот с метапредметными результатами на данном этапе введения ФГОС СОО есть некоторые сложности.
На основании примерной основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО) оценить метапредметные результаты освоения ООП СОО возможно через индивидуальный проект выпускника, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)».
Индивидуальный проект обучающего математического класса (выпускника 2018 года) нашей общеобразовательной организации выполнялся самостоятельно под руководством учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Из 25 учащихся этого класса 18 проектов имели направленность в соответствии с профилем класса (выбранные темы были в рамках предметов – математика, физика и информатика).
Этапы работы над проектом включали в себя:
Подготовительный. Знакомство с основными требованиями, предъявляемыми к индивидуальному итоговому проекту выпускника, со структурой проекта, сроками его реализации и последующей защиты. Многие ученики столкнулись со сложностью выбора темы проекта, руководителя. На данном этапе классному руководителю важно донести до каждого ученика информацию, обсудить общие подходы в процессе подготовки и реализации проекта, а также, помочь с выбором руководителя или темы будущего проекта.
Практика показала, что многие ученики выбирают сначала руководителя проекта, а уже затем - тему проекта. У большинства старшеклассников направленность темы проекта остается в рамках профильных (углубленно изучаемых учебных) предметов.
Подготовительный этап длится 1-1,5 месяца.
Основной. Тема проекта определена. Ученик, консультируясь со своим руководителем, определяет цели и задачи проекта, оговаривает этапы реализации, оформляет работу в соответствии с требованиями к оформлению проектных работ, которые опубликованы на сайте лицея. На этом этапе классный руководитель следит за активностью работы своих учеников над проектом, регулярно общаясь с руководителями проектов и родителями учеников. Хочется отметить, что иногда (не часто) происходят корректировки тем и целей проектов, очень редко ученик меняет кардинально свою тему и руководителя. В течение работы над проектом ученик самостоятельно выполняет намеченные задачи, руководитель координирует выполнение, ставит в известность классного руководителя о достигнутых промежуточных результатах.
Основной этап длится 5-6 месяцев.
Заключительный. Подготовка к защите и защита проекта. Этот этап включает в себя предзащиту, на которой ученик озвучивает тему проекта, актуальность, задачи, кратко - ход реализации и выводы (на все - 3 минуты). На предзащите присутствуют одноклассники, 2-3 человека из состава комиссии по защите проектов (завучи лицея) и классный руководитель. Предзащита дает возможность ученику внести коррективы, обсудить возникшие вопросы по представлению продукта или оформлению работы. Предзащита для ученика является своего рода «тренировкой» перед защитой. Конечно, и на этом этапе роль классного руководителя важна, ведь обеспечение комфортного психологического климата, моральная поддержка «своих детей», создание благоприятной атмосферы направлены на снижение уровня тревожности учеников на защите проекта.
Длительность заключительного этапа - от предзащиты до защиты проекта - 2 месяца.
Анализируя результаты выполнения индивидуального проекта нашими лицеистами, которые показали высокий и повышенный уровни сформированности навыков проектной деятельности, самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, способность постановки цели, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, презентации результатов, необходимо отметить важную роль классного руководителя в проектной деятельности ученика:
- во-первых, классный руководитель владеет основами проектной деятельности, знает нормативно-правовую документацию, утвержденную в образовательной организации об итоговом индивидуальном проекте выпускника среднего общего образования;
- во-вторых, ведет мониторинг выполнения работ на всех этапах проектной деятельности;
- в-третьих, сотрудничает с руководителями проектов и родителями учеников;
- в-четвертых, создает благоприятные психолого-педагогические условия сопровождения проектной деятельности учеников своего класса.
Таким образом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), организацию учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, будут высоки и качественны при грамотном сопровождении и активной психолого-педагогической поддержке классного руководителя.