Копейка рубль бережёт. Собираюсь в магазин за покупками

Разделы: Начальная школа


Подчёркнутые ценности:

  1. Цена деньгам
  2. Сохранение ресурса
  3. Подготовка и планирование
  4. Тяжёлая работа
  5. Творческий потенциал
  6. Чувство собственного достоинства
  7. Ответственность

Цели:

  1. Обеспечить возможность для творческого самовыражения путём создания сбережений
  2. Привить чувство цены деньгам
  3. Привить ценность планирования и подготовки заранее
  4. Объяснить детям о необходимости ведения учётов

Процесс.

Дети напишут ответы на рабочем листе, обсудят свои ответы со всем классом. Спросить, что они чувствовали, если бы были в подобных ситуациях. Подчеркнуть важность упорной работы и терпения

Организационный момент.

- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, возьмёмся за руки, поздороваемся.

- Сейчас мы с вами команда ''Афлатун''. Что такое Афлатун?

Афлатун - это огонёк, дающий свет и тепло, путешествующий по миру, передающий свои знания другим детям из разных стран.

- Что такое команда? (команда - группа людей, объединенных достижением общей цели)

- Каждый из нас должен знать правила, чтобы стать хорошим членом команды.

Правила команды:

  • все члены команды равны между собой в своих правах;
  • нельзя никого выгонять из команды;
  • не выражать негодования по поводу высказывания мнения другим человеком, отличным от твоего;
  • выслушивать мнение всех членов команды

- Даже если ты отличаешься от своих друзей, вы всё равно можете работать вместе. Когда друзья работают вместе, дела идут быстрее и лучше. Афлатунцы всегда работают вместе!

Готов действовать.

- Ребята, умеете ли вы планировать свои действия заранее?

- Почему это надо делать? Каких сфер может коснуться планирование? (финансовых, социальных)

- Как вы понимаете слово  планирование? (человек ставит перед собой цель и идёт к ней в определённом участке времени)

- Кто из героев басен И.А.Крылова подходит под это определение? (Стрекоза и Муравей)

- Давайте послушаем басню И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

Дети инсценируют басню.

- Почему И.А.Крылов главным героем выбрал муравья? (муравьи являются одним из самых трудолюбивых насекомых: зимой питаются пищей, заготовленной летом, утепляют жилище)

- Что можно сказать о Стрекозе? (ленивая, не хочет работать, а жить за счёт других, не думает о будущем)

- Как можно охарактеризовать Муравья? (ответственный, работящий, думающий о своём будущем, планирующим свои действия)

Подумай об этом. Работа в тетради.

Прочти вопросы и напиши свой ответ.

1. Если Стрекоза весело поёт и довольно стрекочет, что это означает?
а) она счастлива
б) она очень печальна
в) она хочет есть

2. Какое слово лучше всего характеризует Муравья?
а) музыкальный
б) ответственный
в) небрежный

3. Какое слово лучше всего характеризует Стрекозу?
а) надёжная
б) полезная
в) ленивая

4. Какая фраза, приведённая ниже, описала бы урок или мораль этой басни?
а) не откладывай запланированные дела и подготовься к трудным дням заранее
б) никогда не лги
в) делай по-своему

5. На кого из этих двух насекомых ты хотел бы быть похожим? Почему?

Дети высказывают свои мнения, мотивируя их.

- Какой вывод можно сделать? (Оказывается, к зиме нужно готовиться. Муравей предвидел зиму, когда нечего будет есть, если к ней не подготовиться; он планировал свои действия.)

- Как люди готовятся к зиме? (нужно сделать различные заготовки в виде солений и компотов, заложить в овощехранилища картофель, морковь, капусту, лук, насушить сено для животных, утеплить своё жилище)

Вывод: человек, семья, общество тоже планируют свои действия.

- Точно так же и мы должны готовиться и планировать на будущее свои действия заранее.

- Продолжите алгоритм  действия:

1. на улице ненастная погода (надо взять с собой зонт)

2. меня пригласили в гости (обдумать, какой подарок купить)

3. собираюсь идти в магазин (составить список покупок)

- Почему собираясь в магазин, надо составлять список необходимых покупок? (Чтобы не купить лишнего и не тратить много денег, не забыть что-то купить)

- Первый шаг покупателя, прежде чем отправиться в магазин? (спланировать покупку самых необходимых товаров)

- Второй шаг? (подумать, какую сумму денег я могу потратить)

- Я могу сегодня потратить 700 рублей.

Действия покупателя

1. осознание необходимости покупки

2. поиск информации о товаре

3. оценка своих доходов

4. принятие решения о покупке

5. покупка

- Предлагаю вам список необходимых товаров:

1) батон белого хлеба

2) буханка чёрного хлеба

3) 3 пакета молока

4) бутылка подсолнечного масла

5) шампунь

6) 2 кг яблок

- Теперь нужно выбрать магазин, куда пойти за покупками.

- Какими принципами при этом надо руководствоваться?

Ученик: 

1. Пойду в тот магазин, где сегодня есть скидки (распродажи)

2. У меня есть дисконтная (накопительная) карта  магазина

3. Скидки по карте постоянного покупателя

4. Две по цене одной; две вещи купил, третья в подарок

5. Скидка по социальной карте

6. Скидка на товар с жёлтыми и красными ценниками

7. Можно пойти за овощами и фруктами на рынок и поторговаться

- Как об этом узнать? (из рекламы, вынутой из почтового ящика, объявлений около магазина, информация в СМИ или  от соседей)

- Это называется экономией семейного бюджета.

Готов действовать

- Перед вами цены на некоторые товары в магазине:

  • белый хлеб 35 руб.,
  • буханка чёрного хлеба 40 руб.,
  • 1 пакет молока 50 руб.,
  • бутылка подсолнечного масла 100 руб.,
  • шампунь 120 руб. (акция 80 руб.),
  • 1 кусок мыла 50 руб.,
  • 1 десяток яиц 85 руб. (по дисконтной карте магазина 65 руб.),
  • 1 кг яблок 100 руб.

- Какие  из предложенных товаров  я не рассчитывала покупать? (яйца и мыло)

- Почему покупатель решил их приобрести? (есть скидка на эти товары, есть деньги в кошельке, позволяющие сделать эти покупки)

- Посчитайте, какую сумму надо отдать в кассу. (720 руб.)

- Хватит ли той суммы, что лежит в кошельке? (нет)

- Что нужно сделать? (не брать какой-то товар)

- Подумайте, что можно не брать? (дети дают разные варианты ответов)

Обратить внимание детей, что яблок надо купить 2 кг, а молока 3 пакета.

- Почему? (учитель просит дать обоснование своему выбору)

Ответ ученика: мне ничего сегодня больше не нужно; покупать надо только необходимые вещи.

- Какая пословица подходит к данной ситуации?

Дети выбирают пословицу.

  • Не в свои сани не садись.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Копейка рубль бережет. 
  • Тише едешь – дальше будешь.
  • На чужой каравай рот не разевай.

- Как вы понимаете смысл пословицы, которую выбрали? (нужно бережно относиться к тому, что дается тебе в жизни; без копейки не будет рубля, поэтому не надо бездумно тратить  деньги)

Работа в группах

- Сейчас я раздам каждой группе задание. На листочках написаны русские народные пословицы. Каждая команда попытается объяснить её смысл.

Скупой платит дважды

Часто человек экономит там, где этого делать не следует и впоследствии эта экономия обходится в разы дороже. Также часто люди покупают дешевые и некачественные вещи, которые сразу ломаются или приходят в негодность, приходится покупать заново.

Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял

Главное беречь свое здоровье и ценить свое время. Здоровье и время не вернуть никогда, а деньги можно всегда заработать заново

Деньги счет любят

Деньги водятся у тех людей, кто считает свои деньги, кто держит порядок в деньгах и своих финансовых делах

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Самое ценное в человеческих взаимоотношениях — это дружба. Сто рублей потратишь, и их нет, а верные друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, выручат и поддержат когда тебе плохо, и даже могут занять те же сто рублей

Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи

Человек покупает только дорогие и качественные вещи, которые прослужат ему долго и надежно. Дешевые же вещи, как правило, некачественные и очень быстро выходят из строя

Собери пословицу:

  • Деньги для человека, а не человек для денег.
  • Не было ни гроша, да вдруг алтын.
  • Деньги есть, так на печь лезь.
  • Деньги не в деньгах, а в делах.
  • Деньги не грибы, можно и зимой найти.
  • Денег нет, так и всякая цена высока.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
Деньги для человека,

так на печь лезь

Не было ни гроша

 а не человек для денег

Деньги есть,

да вдруг алтын

Деньги не в деньгах,

можно и зимой найти

Деньги не грибы,

так и всякая цена высока

Денег нет,

а в делах

Денежка без ног,

кто деньги бережет

Тот без нужды живет,

а весь свет обойдет

 У каждой пословицы объясняется смысл.
 
Итог занятия.

- Что такое планирование?

- Для чего нужно учиться планировать свои действия?