Цель: Создать условия для формирования целостной картины мира, развития интереса к природе, бережного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настроение у детей.
- Систематизировать и закрепить знания и представления детей о зимних явлениях природы.
- Развивать умения вступать в диалог, способствовать речевому общению детей.
- Воспитывать у детей любовь к природе, доброжелательное отношение друг к другу.
- Продолжать формировать умение отгадывать загадки.
Оборудование: проектор, экран, кукла бибабо Зайка, маски зимующих птиц, на тарелках корм для зимующих птиц (соло, зерно, ягоды).
Герои: Баба Яга, Зима.
Ход занятия
(Дети входят в зал)
Организационный момент
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинный зайка серый
Обернулся зайка белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
- Ответы детей
Слов. игра «Продолжи предложение»:
- Тихо-тихо, как во сне, падает на землю … (снег).
- С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки).
- На полянку, на лужок выпал беленький … (снежок).
- Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
- Словно в белый пуховик нарядился …(снеговик).
- Рядом-снежная фигурка, это девочка - … (снегурка).
- Мы с вами пришли сюда по просьбе Зимы. Она прислала нам письмо, где написала, что придёт к нам в гости. Давайте подождём её здесь.
(Звучит красивая музыка, но вместо Зимы вбегает Баба Яга)
Б.Я.: Здравствуйте, детки! А что это вы тут делаете?
Дети: Зиму ждём!
Б.Я.: Зиму? А я думала, что вы меня так радостно встречаете. Ну ничего, ждали Зиму, а пришла я. Я надеюсь вы рады меня видеть?
Дети: Совсем не рады.
Б.Я.: Ах, не рады… Ну и ладно, а Зиму свою можете и не ждать, она к вам не придёт. Хотите скажу, почему? Потому что я закрыла её в своей избушке, и она никуда теперь не выйдет. Да и зачем она вам нужна? Снег, мороз…, бр… даже вспомнить холодно. Как летом хорошо, солнышко светит, тепло… Так что идите домой. (Уходит)
Вос-ль: Ребята, что же нам делать? (На ширме появляется Зайчик, плачет)
Зайка, почему ты плачешь?
Заяц: Как же мне не плакать? Я стал совсем белый, а если зимы не будет, меня быстро волк найдёт. А тут ещё Бабу Ягу Встретил, она мне листок какой-то дала, говорит, детям передай, вот я и принёс. (Даёт лист воспитателю и убегает)
Вос-ль: Здесь написано, что если мы отгадаем загадки, Баба Яга отпустит Зиму. Попробуем их отгадать? (Читает загадки, потихоньку входит Баба Яга.) Ну вот, Баба Яга, мы твои загадки отгадали.
Б.Я.: А я ещё одну знаю. (Загадывает) Ой, и на эту ответ знают… Что же делать? Придётся отпускать Зиму. Да зачем она вам нужна?
Расскажите, чем вам зима нравится? Что вы зимой делать-то будете? (Слушает детей) Новый год, говорите? А что на новый год бывает? Ну хорошо. Вы много всего знаете, а теперь давайте в игру поиграем. У меня любимая есть – «Снежная карусель» называется.
П/игра «Снежная карусель»
(Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки.
После небольшого отдыха игра возобновляется).
Б.Я.: По секрету вам скажу, я бы и сама Зиму отпустила, да только ключ потеряла. Шла, шла по лесу, задумалась, споткнулась – он у меня из рук и выпал. Попал медведю в берлогу. А я медведя боюсь, не пойду туда, вдруг он меня съест? Как вы думаете, чем медведь зимой в берлоге занимается? (выслушивает ответы детей)
Б.Я.: Ну, тогда я потихоньку пойду, а вы покапоиграйте.
Игра «Какая бывает зимой погода?»
- Если идет снег, то погода какая? – снежная;
- если дует ветер, то погода какая? – ветреная;
- если холодно, то погода какая? – холодная;
- если пасмурно, то погода какая? – пасмурная;
- если хмуро, то погода какая? – хмурая;
- если мороз, то погода какая? – морозная;
- если солнечно, то погода какая? – солнечная;
- если ясно, то погода какая? – ясная.
Звучит волшебная музыка, появляется Зима.
Зима: Здравствуйте, мои друзья! Вот я и пришла к вам. Вы меня ждали? Спасибо, что помогли мне.
- Мне интересно знать, что вам известно о зимнем времени года? Расскажите?
- Как люди ласково называют зиму? - (Зимушка).
- Назовите зимние месяцы. - (Декабрь, Январь, Февраль.)
- Какие изменения происходят в природе зимой? (Падает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет)
-Что происходит зимой с деревьями? - (Они спят)
-Что происходит зимой с животными? - (Медведи, ежи спят, белки и зайцы поменяли шубки)
-Что происходит зимой с птицами? - (Перелётные улетели, а зимующие остались)
- Назовите зимующих птиц. - (Синица, воробей, снегирь, голубь, ворона)
- Почему их называют зимующими? (Эти птицы не улетают в теплые края, а остаются с нами в любое время года.)
Зима: Птицы приносят огромную пользу человеку истребляя вредных насекомых. В то же время они украшают нашу природу, особенно зимой, своим ярким оперением, оригинальной внешностью и своеобразным «пением».
Физминутка «Скачет шустрая синица»
- Вокруг себя вы повернитесь и в синичек превратитесь!
Скачет шустрая синица, |
(Прыжки на месте на двух ногах.) |
Ей на месте не сидится, |
(Прыжки на месте на левой ноге.) |
Прыг-скок, прыг-скок, |
(Прыжки на месте на правой ноге.) |
Завертелась, как волчок. |
(Кружимся на месте.) |
Вот присела на минутку, |
(Присели.) |
Почесала клювом грудку, |
(Встали, наклоны головы влево-вправо.) |
И с дорожки — на плетень, |
(Прыжки на месте на левой ноге.) |
Тири-тири, |
(Прыжки на месте на правой ноге.) |
Тень-тень-тень! |
(Прыжки на месте на двух ногах.) |
(А. Барто) |
|
- Вокруг себя вы повернитесь и в ребяток превратитесь!
- А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знаете этих зимующих птиц. Внимание на мой ледяной экран! (дети садятся на «пеньки»)
(Приложение 1)
- А сейчас мои ребятки
Загадаю вам загадки
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
1.
Эту птицу каждый знает.
В теплый край не улетает,
Эта птица - круглый год
Во дворе у нас живет
И чирикает она
Громко с самого утра:
«Просыпайтесь поскорей,» -
Всех торопит (Воробей)
(Слушаем пение птицы).
2.
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте что за птица?
Называется…. (Синица)
3.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто она? … Ворона.
4.
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это – (снегири)
5.
Черный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
6.
Кто там прыгает, шуршит.
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистым, чистым -
Клё! Клё! Клё! Поёт со свистом.
(Это клёст).
- Клест размером с воробья. У него необычный сильный клюв. На что похож клюв клеста? Верхний клюв загнут вниз, а нижний вверх, перекрезивается. – (на крест). Для чего ему нужен такой сильный клюв? Клюв крестом. Как думаете чем питается? Эти птицы легко шелушат еловые шишки своим клювом, доставая оттуда семена. А вы знаете, что клест - единственная птица, которая птенцов выводит зимой, в самые трескучие морозы. От холода птенцов спасает глубокое теплое гнездо. Клестиха – мама из гнезда, не вылетает до тех пор, пока птенцы не оперятся. Кормит ее в это время заботливый папа – клест. Издаёт интересные звуки: «Клё-Клё».
- Ребята, вы много интересного узнали про эту птицу. Теперь можете рассказать о клесте своим родителям и друзьям.
- Скажите, почему эти птицы не улетают в теплые края? (Они не боятся морозов)
- Но зимой корма мало. Легко ли птицам в эту пору? - (Трудно)
- Правильно, ребята, птицам зимой трудно добывать себе корм, потому что нет жучков, червячков и т.д.
Давайте
За руки мы все возьмемся,
В круг скорее соберемся,
Кто что кушает найдем,
Птиц накормим и пойдем!
Вокруг себя вы повернитесь, в веселых птичек превратитесь! (маски)
Ребята, вы будете птицами, и, пока звучит музыка, вы летаете по лесу. Как только музыка прекратится, вы должны подлететь к своему корму.
(Дети – птицы ищут корм (в блюдцах)).
Игра «Кто чем питается?» (музыка)
Зима: Кто приходит на помощь птицам? - (Человек)
- Без помощи человека птицы пропадут, погибнут. Что произойдёт, если птиц не станет? - (Ответы детей)
- Если погибнут птицы, то некому будет уничтожать вредных насекомых. Тогда заболеют деревья, кусты и травы. Животным нечего будет есть, и они покинут лес. Без птиц, без животных, без растений, ягод и цветов людям не прожить. Поэтому птиц надо беречь и помогать им.
- Как можно помочь зимующим птицам? - (Сделать для них кормушки)
- Вы приготовили птицам кормушки? - (отв. детей)
- Посмотрите, какие разные можно смастерить кормушки, а потом развесить их на деревьях. (смотрят слайд с кормушками. ….)
- Хотите смастерить такие кормушки?
- Тогда я попрошу вас изготовить кормушки вместе со своими родителями.
- Вы согласны? (да)
- Потом вы сможете сфотографировать, как кормите птиц в кормушках, и пополнить альбом фотографиями, а альбом пришлёте мне.
Зима:
- С вами мне пора уже прощаться,
А вам в группу снова возвращаться!
Литература
- Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2004 – 144 с. (Серия «Программа развития»).
- www.maam.ru
- www. ucthat-v-shole.ru
- www. infouroc.ru