Цель урока:
- Ввести понятие масштаба, учить читать масштаб, показать практическое применение.
- Привить навык решения задач, связанные с понятием масштаба.
- Формировать вычислительные навыки.
- Проверять полученные знания по изученному материалу.
- Воспитывать логическое мышление при решении прикладных задач.
Оборудование:
- ноутбки;
- интерактивная доска;
- проектор;
- теради;
- учебники,
- линейки;
- карандаши;
- циркуль.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
Опрос предыдущих тем по географии.
А) Что такое гидросфера
Б) в каком состоянии вода находится в природе?
В) из чего состоит мировой океан?
Г) Назовите части мирового океана?
SАнтл.ок. 91 660 000 км²
Sземли = 150 млн. км²
Sмир.океана = 361,3 млн. км²
Sтихийокеан=178 684 000 км²
Отношение Антл.ок к Тихому = 916600000/178684000 = 0,513
Отношение Sсуши к Sмир.ок. = 149/361 =0,4
3. Изучение нового материала.
Изучение нового материала по математике.
Определение масштаба по географии.
Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане уменьшены по сравнению с расстоянием на местности.
Виды масштаба?
Составьте отношения:
а) 1 см к 4000 м;
б) 1см к 120м;
в) 1см к 10 000км;
г) 1 см к 25 см.
Что нужно сначала сделать?
Запишем.
Подчеркните самый крупный из представленных масштабов: 1: 100; 1:1000; 1:10000
- Как вы думаете, какой масштаб 1 : 1000 или 1 : 50000 позволит изобразить на карте больший участок местности?
- Вам предстоит построить план участка местности 1 : 1 км. Какой масштаб вы выберете? Почему
История возникновения масштаба.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности называют масштабом карты.
Масштаб – жезл размерный или мерило, мерник, размерник, мера линейная (словарь Даля).
1) Найти на карте расстояние от Москвы до С-Петербурга. (634 км).
2) Найти расстояние от Москвы до Минска. 675 км.
3) Найти расстояние от Москвы до Варшавы 1150 км.
4) Найти расстояние от Москвы до Берлина 1611 км
5) Найти расстояние от Москвы до Лондона. 2501 км
Рассчитать настоящее расстояние.
- Физкультминутка.
- Работа в группах.
Работа с картами местности.
1. Использование план местности (рис.2), определите:
А) расстояние от А до В.
Б) расстояние от А и от В до моста через реку;
В) расстояние от В до смешанного леса.
2. За сколько часов туристы преодолевают расстояние от А до В (рис.3), если будут двигаться со скоростью: а) 5 км/ч; б) 4 км/ч.?
3. Можно ли начертить план здания (прямоугольной формы в основании) длиной 50 м и шириной 20 м на странице тетради, если использовать масштаб 1:50? Какой масштаб следует использовать, чтобы поместить на странице в тетради?
4. На рисунке 4 изображен комар в масштабе 4 :1. Определите истинную длину крыла комара.
5. Работа по плану (нахождение расстояния по масштабу).
Изучите план местности. По плану местности определите:
б) расстояние от домика лесника до родника?
в) расстояние от деревни Берёзкино до школы в поселке Речное по прямой.
5. Итог урока.