Цель: Знакомство с новой орфограммой-правописанием мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода.
Задачи:
- Научить обосновывать написание слов с новой орфограммой на основе определения рода;
- Различать функции употребления мягкого знак в словах;
- Развивать связную речь учащихся.
Планируемые результаты.
Регулятивные:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Адекватно оценивать правильность выполнения действий на основе соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные:
- Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- Осуществлять анализ объектов, обобщать, делать вывод.
Коммуникативные:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- Формулировать собственное мнение, позицию;
- Договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: SMARTдоска, учебник «Русский язык» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас здоровыми и улыбающимися. Каждый раз, приходя в этот класс, вы из обыкновенных мальчишек и девчонок превращаетесь маленьких исследователей. И сегодняшний урок не будет для вас исключением. На уроке вы много нового, ранее вам незнакомого. Готовы к работе? Тогда вперед, я желаю вам успеха.
3. Актуализация знаний и фиксирования затруднения в проблемном действии
- За окном стоит прекрасное время года – зима. Совсем недавно наш народ отгулял свои любимые праздники: Новый год и Рождество, а уже завтра заканчивается первый месяц года, второй месяц зимы – январь. В народе много сложено пословиц, поговорок, примет, загадок об этом месяце. У вас было домашнее задание, найти их. Зачитаем, только некоторые пословиц, поговорки, приметы. (Дети зачитывают)
- Одну из поговорок используем для минутки чистописания.
Январь - лютовей, трескун, снеговик, сечень, ломонос, просинец
- Почему народ так называл январь? Объясните. (Лютует стужа, трещат морозы, снега много, рассекает зиму на две половины, мороз щиплет нос и щёки, от глагола сиять, время прибавления солнечного света). Поговорка записывается.
- Много и загадок о январе. Прочитайте одну из них.
Посмотрите, во дворе
Все деревья в серебре.
Пляшет белая метель
В новогодний первый день.
Отшумели праздники,
Говорят проказники:
«Старый год немного жаль,
А на улице …! (Январь)
- Найдите здесь имена существительные, определите род. Как определяем род имен существительных. А если существительное стоит во множественном числе?
- Найдите и выпишите слова с орфограммами: безударная гласная в корне, проверяемая ударением, непроизносимая согласная, парная согласная на конце слова, слова с мягким знаком. Устно подобрать проверочные слова.
(Посмотрите, во дворе, в серебре, метель, новогодний, говорят; праздники, год; метель, день, деревья.)
- Итак, мы сказали, что в русском языке мягкий знак может употребляться:
- для обозначения мягкости согласного звука на письме;
- как разделительный.
Но есть еще и третий случай, когда употребляется мягкий знак. Вы об этом сами мне расскажите после небольшого исследования.
- Прочитайте имена существительные. Что у них общего? На какие две группы их можно разделить?
Мышь, стриж, ночь, ёж, чиж, уж, рожь, тишь, лещ, нож, сушь, дочь.
- Спиши в два столбика. Какую надпись ты сделаешь над каждым столбиком?
ж.р. |
м.р. |
мышь |
стриж |
ночь |
ёж |
рожь |
чиж |
сушь |
уж |
тишь |
лещ |
дочь |
нож |
- Какую закономерность ты заметил в написании этих существительных?
- Как обозначить эту орфограмму? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных)
- Можно ли дописать в один столбик существительные рысь, лошадь, а в другой – ястреб, коршун. Почему? Объясни.
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Сформулируйте тему нашего урока. Какую цель вы поставите перед собой на сегодняшнем уроке?
5. Реализация построенного проекта
- Вернёмся к нашему заданию. Попробуйте сформулировать правило самостоятельно. Правило у вас есть в учебнике на с.13. Прочитаем его. А как можно представить в виде схемы, удобной для запоминания.
- В русском языке мягкий знак употребляется в трёх случаях:
1) для обозначения мягкости согласного звук на письме;
2) как разделительный;
3) как показатель определённой грамматической формы слова(например, формы рода)
- Как вы думаете, какой из трёх случаев подходит для объяснения, почему пишется мягкий знак в существительных мышь, ночь, рожь и т.п.
- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву ь на конце существительных после шипящих?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Упр.№18, с.13 (с проговариванием)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Работа по вариантам. Ученики получают карточку с заданием и ещё одну с правильным выполнением задания другого варианта для проверки.
1 вариант:
ноч…, малыш…, багаж…, карандаш…, доч…, плащ…, плющ…, сторож…, глуш…, стриж…, врач…, товарищ…, луч…, молодеж…, уж…, камыш…, шалаш…
2 вариант:
рож…, ковш…, чиж…, мяч…, сыч…, туш…, обруч…, грач…, ерш…, пустош…, этаж…, полноч…, выигрыш…, вещ…, нож…, плач…
Проверка. Ученики обмениваются тетрадями и по эталону проверяют. Работу товарища оценивают.
(Для проверки.
- 1 вариант. Ночь, малыш, багаж, карандаш, дочь, плащ, плющ, сторожглушь, стриж, врач, товарищ, луч, молодёжь, уж, камыш, шалаш.
- 2 вариант. Рожь, ковш, чиж, мяч, сыч, тушь, обруч, грач, ёрш, пустошь, этаж, полночь, выигрыш, вещь, нож, плач, гараж.)
8. Включение в систему знаний и повторения
- Зима оказывается едва ли не самым серьезным испытанием в жизни многих диких животных. Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком снегу.
Детям предлагается карточка с текстом про волка.
Волк
Воет, гудит вьюга в лесу. Тропинки и дорожки занесло снегом. Шуршит сухой камыш. Холодно. Голодно волку. Бродит он по сугробам, добычу ищет. Хвост поджал, глаза сверкают. Но вот погас последний луч солнца. Наступила ночь. Кругом полная тишь. Только мороз потрескивает.
На краю леса стоит маленькая деревушка. Тихо крадётся волк к деревне. Но собаки почуяли серого, завыли, залаяли. Вышел сторож с ружьём. Услышал волк шаги и скорее убежал в лес.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Подведем итог урока. Какая тема урока у нас сегодня была? Какую цель мы сегодня ставили перед собой?
- Оцените свою работу на уроке, нарисуйте смайлик на полях.
- Д.З.