Развитие познавательных способностей (восприятия, памяти, внимания, мышления) тесно связано с развитием зрительного восприятия. Это сложная системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной информации, ее оценку, интерпретацию, категоризацию. Основой этой деятельности являются сенсорные процессы, происходящие в зрительном анализаторе. При глубоком слабовидении и остаточном зрении нарушается первичная сенсорная обработка признаков объектов, что ведет к отклонениям от нормы зрительного восприятия в целом, а как следствие – снижается уровень развития познавательных процессов.
Зрительное восприятие, внимание, мышление и память – тесно взаимосвязанные процессы.
Исходя из опыта нашей работы с детьми с нарушением зрения, мы предлагаем следующие рекомендации по повышению уровня развития зрительного восприятия и познавательных процессов:
- Педагогу в процессе организации совместной деятельности с детьми - нужно выработать у них мотивационную потребность в саморазвитии с помощью положительных предвосхищающих, поощрительных установок: «Ребята, вы - молодцы»; «У вас-все получится»; «Вы можете стать лучше, умнее, выполнять задания точнее» и т.д.
- Педагогу необходимо также учитывать индивидуально-психологические особенности детей (офтальмологические и сопутствующие диагнозы).
- Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения тесно взаимосвязано с организацией развивающей среды, способствующей формированию их познавательной активности. Мы рекомендуем взять за основу комплексный подход к организации познавательной деятельности детей с нарушением зрения, который предусматривает не только упражнение зрения, развитие зрительных возможностей и формирование математических представлений, но и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности.
Процесс формирования зрительного восприятия и развития основ познавательной деятельности должен учитывать следующие задачи:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития (развития мелкой моторики кисти и пальцев рук, навыков каллиграфии, развитие артикуляционной моторики);
- коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие зрительной памяти и внимания, формирование обобщенных представлений о свойствах предметов – цвет, форма, величина; развитие пространственных представлений, представлений о времени, слухового внимания и памяти, фонетико-фонематических представлений);
- развитие основных мыслительных операций (навыков анализа, группировки и классификации, умения планировать деятельность);
- развитие различных видов мышления (от наглядно-образного к словесно-логическому, абстрактному);
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям);
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Например, на занятиях по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) можно использовать следующие виды практической деятельности детей: обведение по контуру (при счете предметов); обкалывание; шнуровку; обведение через кальку, измерение с помощью условных мерок (для измерения объема жидкостей; количества различных сыпучих веществ).
Поскольку цель нашей работы вытекает из задач, стоящих перед ДОУ по эффективной адаптации ребенка к внешнему миру, развитию у него зрительного восприятия, как одного из факторов адаптации, и учитывая то, что зрительное восприятие внешнего мира невозможно как без внимания, направленного во вне, так и без внимания, нацеленного на образы-эталоны памяти, мы предлагаем следующиеигры и упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания:
1) Игры и упражнения на активизацию зрительного восприятия и внимания.
- Игры с «волшебным» фонариком (на прослеживание в каком углу он зажегся; сколько раз; какого цвета);
- Зрительный поиск фигур, отличающихся сначала по 1 признаку, затем по 2, 3 и т.д. (игры «Найди такой же по цвету предмет», «Найди предмет одинаковой формы и цвета», «Найди предмет такой же формы, цвета, размера» и др.).
Дети учатся сами выделять из разнообразной группы предметов объекты, объединенные общими признаками. Задачи, поставленные в таких играх, требуют распределение зрительного внимания и детального анализа объектов;
- Использование «зашумленных картинок» – ребенок находит спрятанные изображения (листы можно поместить в файлы и по ним ребенок может вести пальцем или палочкой, фломастером);
- Упражнения с активизацией предметной деятельности: «Построй такой же домик, как на схеме», «Выложи так же, как на образце». Усложнение: показать схему или образец на несколько секунд, затем убрать; ребенок воспроизводит;
- В конце каждого занятия включать игровые моменты. Например, «Чудесный мешочек» – ребенку еще раз дают те предметы, которые он обследовал в начале занятия – определить предметы на ощупь;
2) На развитие объема зрительного восприятия и внимания:
- Предложить ребенку набор предметов (от 3 до 10). В течение 3-4 секунд ребенок рассматривает набор, а затем в другом наборе предметов находит те, предметы, которые были в первоначальном наборе. При этом лучше, чтобы ребенок сопровождал свой выбор словами, смог обосновать его;
- Игра «Найди одинаковые предметы».
Описание игры: в конце занятия можно раздать листы с разнообразными изображениями предметов, как только ребенок увидит заданную фигуру, которую нужно найти в каждой строке – обводит ее или закрашивает, или штрихует.
- Игры «Какого предмета в ряду не хватает?», «Что изменилось?», «Найди 6 отличий», «Найди 5 отличий, которые допустил художник».
3) Игры на развитие произвольного внимания:
- Например, «Самый зоркий». (Описание игры: для игры берется набор предметных или сюжетных картинок и их дубликаты. Детям на несколько секунд под счет «Раз, два, три – внимательно смотри» показывается та или иная картинка. Затем ее прячут и ребенку следует быстро отыскать ее среди 4-5 других);
- Игра «Что лежит в волшебном мешочке?». Задание: внимательно посмотреть на игрушки и постараться их запомнить. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1, 2 или 3 игрушки в мешочек. Дети по команде воспитателя открывают глаза и перечисляют спрятанные игрушки);
- Игры без вспомогательных образцов – эталонов: «Найди одинаковых гном», «Найди одинаковые варежки», «Найди футболистов в одинаковой форме» и т.п.
Для обогащения зрительного восприятия на занятиях по математике мы рекомендуем задействовать и другие сенсорные процессы (в частности – осязательное восприятие).
Обследование любого предмета или изображения проводить двумя руками. Обе руки при этом должны действовать синхронно, а их функции распределяются таким образом: правая рука – поисковая, левая – контролирующая. Например, на определение формы геометрических фигур: левая рука может фиксировать начальный пункт обследования предмета, правая – проводит по всему предмету, последовательно выделяя все его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, т.е. соединяется с левой рукой.
При обследовании объемных геометрических фигур (шар, конус, цилиндр) следует сначала обращать внимание на форму этих предметов, а затем – на размер (у плоскостных – сначала на размер, затем на форму).
Коррекционное обследование сложных фигур животных начинать с головы, затем переходить к туловищу и остальным деталям. Например, игра на занятии «Сосчитай всех зверей на поляне» (с открытыми и закрытыми глазами).
Восприятие (при ознакомлении на занятиях с новыми и малознакомыми объектами) должно сопровождаться подробной инструкцией педагога, словесным объяснением, в котором характеризуя выделенные признаки, педагог излагает или напоминает способ осязательного обследования. Если ребенок затрудняется выполнить упражнение, то воспитатель может взять его руки в свои и проделать работу совместно с ребенком.
Когда процесс осязательного обследования станет более автоматизированным, воспитатель может называть только части предмета, подлежащие более детальному изучению.
Учитывая связь зрительного восприятия с развитием мелкой моторики руки, мы рекомендуем для развития мелкой моторики применять разнообразные игровые приемы:
- Например, посчитать, сколько бусинок в бусах для Барби (обводя их по контуру пальцами), определить, из каких геометрических фигур они сделаны, и определить фактуру их поверхности; перерисовать на лист бумаги все бусинки – геометрические фигуры;
- Использовать разные прописи (со штриховкой изображения, дорисовкой, обведением по контуру);
- Использовать отдельные упражнения (соединение по точкам; вырезывание нарисованных фигур; обрывание по уже обколотому контуру);
- Использовать на занятиях нетрадиционные приемы изобразительной деятельности, сочетая их с разными заданиями. Например, пальцевую технику – для рисования геометрических фигур, разукрашивания внутри контура, для ориентировки на микроплоскости (математический диктант: указательным пальцем нарисовать в верхнем левом углу треугольник, в нижнем левом углу – квадрат, в верхнем правом углу – круг, в нижнем левом углу – прямоугольник, в центре – круг и соединить все эти фигуры между собой линией (предположим, волнистой);
- Использовать приемы лепки (например, вылепить 5 шаров и найти цифру, обозначающую количество этих предметов на числовой ленте).
- Исходя из нашего опыта, советуем проводить на занятиях физкультурные минутки с использованием цифр (прыжки, приседания, наклоны и т.д.); в этом случае у детей развиваются счетные навыки и самоконтроль;
- Рекомендуем также при ознакомлении с цифрами и в дальнейшей работе использовать художественное слово (стихи, загадки, поговорки, пословицы), занимательные моменты.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения будет более эффективно развиваться зрительное восприятие, будут формироваться познавательные способности, что в дальнейшем послужит основой успешного формирования предпосылок будущей учебной деятельности детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. – Калуга: Изд-во «Адель», 1998.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М.: Изд-во «ГороД», 1998.