Наименование мини-музея: «Книжное Царство».
Профиль: музей одного образа.
Жанр: музей-театр.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста с нарушением зрения познавательного интереса к литературно-художественным произведениям, сказкам и книгам, в которых их можно найти; развитие читательского кругозора, речевой и творческой активности детей.
Задачи:
- Пробудить в детях интерес к слову, к сказке, к книге;
- Воспитание любви и бережного отношения к книге;
- Воспитание нравственных качеств: доброты, трудолюбия, отзывчивости, взаимопомощи;
- Воспитание любви к своей семье, природе, к своей Родине;
- Развитие прикладных умений и навыков, мелкой моторики;
- Развитие эстетического восприятия, внимания, мышления, творческого воображения;
- Развитие устной речи детей и навыков общения;
- Формирование активной жизненной позиции, культуры поведения.
Принципы:
- принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- принцип опоры на интересы ребенка;
- принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип содержательности;
- принцип последовательности;
- принцип интегративности (использование экспонатов и экспозиций мини-музея в непосредственной образовательной деятельности детей);
- принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Характеристика помещения: групповая комната
Руководители мини-музея: Воспитатели группы №7 «Дружные путешественники».
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательно-творческая;
Структура мини-музея:
Музей включает 10 разделов:
- Раздел «В гостях у сказки»
- Раздел «На чем писали книги в древности»
- Раздел «Чем книги писали раньше»
- Раздел «Как создавались первые книги»
- Раздел «Как делают книги сегодня»
- Раздел «Книги бывают разными»
- Раздел «Книжкина больница»
- Раздел «Библиотека»
- Раздел «Веселый язычок»
- Уголок самостоятельной деятельности «Волшебные ручки».
Предполагаемый результат:
Создание мини-музея позволит:
- сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей;
- приобщить маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей,
- расширить познавательный интерес и эмоциональное восприятие;
- пополнять музей новыми экспозициями;
- расширять словарный запас путем подбора картотеки загадок, пословиц, поговорок, интересных материалов;
- обогатить предметно-развивающую среду.
Правила поведения в мини-музее:
- В нашем музее экспонаты разрешается трогать руками и играть ими!
- Экспонаты нужно возвращать на место и ставить аккуратно и красиво.
- Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
- Можно и даже нужно: задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
- Приветствуется пополнение музея новыми экспонатами, творческими работами.
Социальные партнеры:
- Родители.
- Сотрудники ДОУ.
- Детская библиотека № 4 им. С.В. Михалкова г. Магнитогорск.
План работы по созданию мини-музея «Книжное Царство».
N |
Название этапа |
Содержание работы |
Сроки реализации |
Ожидаемый результат |
1 |
Подготовительный этап. |
1. Консультация с родителями по теме: |
Сентябрь 2016г. |
1.Определение темы и названия музея. |
2 |
Практический этап. |
1. Сбор экспонатов |
Октябрь 2016г.-апрель 2017г. |
Создания, пополнение и развитие мини-музея «Книжное царство» |
3 |
Подведение итогов |
Презентация работы мини-музея |
Май 2017г. |
Фотоальбом, Презентация, Выставка экспонатов мини-музея |
Каталог мини-музея «Книжное Царство».
Разделы и экспонаты
Раздел «В гостях у сказки» (средний дошкольный возраст).
В данном разделе представлены экспонаты:
1. Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» (экспозиция временная).
2. Сказка «Лиса и кувшин» (экспозиция временная).
3. Сказка «Мужик и медведь» (экспозиция временная).
4. Сказка «Курочка ряба» (экспозиция постоянная).
5. Сказка «Заяц- хваста» (экспозиция временная).
6. Сказка «Смоляной бычок» (экспозиция временная).
7. Сказка «Гуси-лебеди» (экспозиция временная).
8. Сказка «Колобок» (экспозиция постоянная).
9. Сказка «Теремок» (экспозиция постоянная).
10. Сказка «Репка» (экспозиция постоянная).
11. Кукольный театр по сказке «Репка» (экспозиция постоянная).
12. Кукольный театр «Колобок» (экспозиция постоянная).
13. Кукольный театр «Курочка ряба» (экспозиция постоянная).
14. Кукольный театр «Теремок» (экспозиция постоянная).
15. Сказки К.Чуковского «Телефон», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Бармалей» (в разделе «Библиотека») постоянно. Законный представитель (родитель) – семья Шуниной Ани.
16. Пальчиковый театр «В гостях у сказки». Законный представитель (родитель) - семья Савинковой Даши.
17. Куклы-перчатки (шитье) по темам сказок. Воспитатель Романченко Е.Х.
18. Настольная театральная ширма (из картона). Воспитатель Курочкина Г.Н.
19. Магнитные доски (настенные и настольные) – для составления рассказов по сказкам с помощью предметных и сюжетных картинок и обыгрывания сюжетов литературно-художественных произведений с помощью теневого театра.
20. Трафареты и раскраски по темам сказок; материалы для совместной и самостоятельной художественной деятельности (альбомные листы, карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки, клеящие карандаши).
21. Разрезные картинки по сказочным сюжетам.
22. Книжки с вырезными персонажами сказок из серии «Сделай сам» по сказочным сюжетам.
Материалы мини-музея «Книжное Царство» по ознакомлению детей с русской народной сказкой «Репка» (книжка-ширма и фигурки сказочных персонажей для настольно кукольно театра).
Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-хваста».
Речевая деятельность по русской народной сказке «Колобок».
Материалы для речевой и театрализованной деятельности по русским народным сказкам: «Колобок» и «Курочка Ряба»: книги, картинки, фигурки персонажей сказок.
Раздел «На чем писали книги в древности».
В данном разделе представлены иллюстрации (и реальные предметы):
глиняные и восковые таблички, камни, береста, пергамент - что использовалось в древности как материальная основа для создания книг.
Раздел «Чем книги писали раньше».
В данном разделе представлены «предметы древности» - то, чем писали книги раньше: заостренные палочки, птичьи перья, уголь.
Раздел «Как создавались первые книги».
В данном разделе находится картинки с изображение монаха, склонившегося за написанием книги, иллюстрации с изображением книг ручной работы с красивым переплетом и кожаными застежками, образцы рукописных заглавных букв.
Раздел «Как делают книги сегодня».
В разделе находится подборка иллюстраций, поясняющих современный процесс производства книги. В этой экспозиции отражается труд лесников (сажают леса), лесорубов, рабочих деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного комбинатов, работа в типографии, а также портреты авторов и иллюстраторов книг.
Раздел «Книги бывают разными». Игровая деятельность с необычной деревянной «Книгой-пазлом»: собираем сказочные сюжетные картинки.
Рассматриваем «взрослые» книги - о разных профессиях.
Знакомимся с необычной «звучащей книгой»: «Кто нас охраняет» (о военных и военной технике) к 23 февраля – «Дню Защитника отечества».
В данном разделе представлены разнообразные книги: с картинками, без картинок, «звучащие», взрослые, детские; книги-пазлы; старинные, специализированные (словарь, учебник), с необычными шрифтами; книги со шрифтом Брайля и движущимися, объемными деталями.
Раздел «Книжкина больница».
В данном разделе собран материал для ремонта старых, потрепанных книг, представлены поэтапные схемы действий по их ремонту. Экспозиция отмечена специальным знаком с медицинским символом.
Раздел «Библиотека».
В филиале музея, на отдельной полочке - представлен уголок для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (старший дошкольный возраст) - с книгами для домашнего чтения. В совместной деятельности, на занятии по ручному труду (в старшем дошкольном возрасте) дети сами изготавливают читательские формуляры. В качестве формуляра используется сложенный пополам прямоугольник из плотной бумаги с небольшим карманчиком внутри. Такие же карманчики наклеивают на обложку книги. В книжный карманчик вставляется «паспорт книги», который также могут изготовить дети. Ширина «паспорта» (бумажного листа) должна быть такой, чтобы он легко входил в кармашек, верхняя часть «паспорта» должна быть видна, на нем дети символически изображают название книги, например: Колобка, Красную шапочку, Золушку.
А когда дети начинают осваивать грамоту - пишут название книг сами. В момент выдачи книги библиотекарь вынимает паспорт из книжного карманчика и вкладывает его в формуляр. По возвращении книги - производится обратная процедура. В «Библиотеке» размещены: фотографии любимых детских писателей, а также выставка книжек-малышек, самостоятельно изготовленных детьми и родителями.
Раздел «Веселый Язычок».
В данном разделе представлен материал совместной деятельности со специалистом-логопедом (зеркала по числу детей; картинки с изображением артикуляционной гимнастики; набор букв (магнитных и вырезных бумажных); предметные картинки со словесным обозначением; речевые и пальчиковые гимнастики - для формирования навыков речевой деятельности и обучению грамоте.
Уголок самостоятельной продуктивной творческой деятельности «Волшебные ручки».
В данном уголке, для самостоятельной творческой деятельности детей - выложены разные трафареты, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, раскраски по темам сказок, а также книги и материалы для их ремонта.
Использование экспозиций мини-музея «Книжное царство».
С учетом требований ФГОС дошкольного образования - экспозиции мини-музея используются как в непосредственно-образовательной деятельности: по развитию речи, познавательному развитию (формированию целостной картины мира, ознакомлению с миром природы); социально-коммуникативному развитию, художественно-эстетическому развитию, физическому развитию, так и в самостоятельной продуктивной творческой деятельности детей.
Темы экскурсий.
Для детей старшей группы и детей других групп ДОУ проводятся познавательно-творческие экскурсии по темам: «Старинные книги», «Кто такие писатели», «Как создаются книги», «Для чего нужны книги», «От гусиного пера до современной авторучки», «Говорящие книги», «Книги о природе» и другие.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ МИНИ-МУЗЕЯ
Перспектива развития мини-музея.
1. Пополнение мини-музея экспонатами (разделы: «В гостях у сказки», «На чем писали книги в древности»; «Чем книги писали раньше»; «Как создавались первые книги»; «Как делают книги сегодня»; «Книги бывают разными»).
2. Пополнение картотеки речевых игр.
3. Подбор конспектов мероприятий с детьми с использованием АМО (активных методов обучения) в мини-музее: «Викторин», «Почемучек», «Что-Где-Когда», «Литературных посиделок», дидактических и подвижные театрализованных игр.
4. Продуктивная деятельность-создание «Книжек-малышек» сказочной и познавательно-исследовательской тематики.
5. Театрализованная деятельность: дальнейшее развитие творческих способностей детей при инсценировке литературно-художественных произведений с использованием разного вида театров: кукольного, пальчикового, а также непосредственной самостоятельной ролевой артистической деятельности.
6. Подбор видео и аудиоматериалов по теме «Наши любимые сказки»; «Мир вокруг нас».
7. Подготовка детей-экскурсоводов и проведение экскурсий для детей других групп детского сада.
Список литературы
1. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4—5 лет. — СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.
2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
4. Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.
5. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
6. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
7. Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.