Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать ранее полученные знания по азотосодержащим и кислородосодержащим органическим соединениям;
- сформировать представление о свойствах и строении α-аминокислот;
- научиться составлять формулы и уравнения химических реакций, характерных для аминокислот;
- определить амфотерный характер аминокислот;
Развивающие:
- продолжить формирование умений работать с информацией
- способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления
Воспитывающие:
- Продолжить формирование у учащихся навыков логического мышления, умений делать выводы, обобщать и сравнивать.
Оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева,
- Учебник «Химия-10» Кузнецова Н.Е.
- Мультимедийное оборудование
- электронная презентация урока PowerPoint «Аминокислоты»
Тип урока: изучение нового учебного материала.
Ход урока
I. Организационный момент
Тема урока на слайде 1. (Слайд № 1)
II. Вводная часть
Мы продолжаем подробное знакомство с классами органических соединений.
Сегодня речь пойдёт об веществах, имеющих в своем составе две функциональные группы. Это аминокислоты.
Даем определение аминокислот и схему образования биполярного иона.
(Слайд № 2)
III. Основная часть урока
1. Классификация аминокислот. (Слайд № 3)
- По расположению функциональных групп.
- По характеру радикала.
2. Знакомим с некоторыми представителями класса аминокислот и видами названий молекул веществ. (Слайд № 4)
3. Зная строение аминокислот, какие виды изомерии можно предположить у них?
- Структурная (изомерия углеродного скелета, положения функциональных групп)
- Пространственная (оптическая изомерия). (Слайд № 5)
4. Физические свойства простых веществ. (Слайд № 6)
Знакомимся с физическими свойствами аминокислот на примере аминоуксусной кислоты.
Проводим лабораторный опыт
- Исследуем внешний вид вещества.
- Проводим растворение порции вещества и делаем вывод о его растворимости.
Учитель добавляет сведения о способности к плавлению и электропроводности в водных растворах.
Вывод: аминокислоты - твердые кристаллические вещества, хорошо растворимые в воде, водные растворы электропроводны.
4. Химические свойства.
1). Аминокислоты проявляют кислотно-основную двойственность (амфотерность) за счет наличия функциональных групп двух видов.
Карбоксильная группа определяет кислотные свойства, аминогруппа - основные.
Следовательно, по аминогруппе возможно взаимодействие с кислотами, по карбоксильной группе - с основаниями. (Слайд № 7)
2). Взаимодействие аминокислот друг с другом с образованием пептидов. (Слайд № 8)
5. Получение аминокислот. (Слайд № 9)
Рассматриваем способы получения аминокислот.
1) Замещение галогена на аминогруппу
2) Присоединение аммиака к непредельным кислотам
3) Гидролиз белков и пептидов
6. Нахождение в природе.
Беседа по содержанию слайдов. (Слайды № 10-14).
IV. Закрепление изученного материала
Работа по вариантам: (Слайд № 15).
Составьте уравнение образования трипептида по соответствующему названию.
Беседа по материалу темы: (Слайд № 16).
- Какие вещества относят к аминокислотам?
- Какие виды изомерии есть у аминокислот?
- Какие химические свойства проявляют аминокислоты?
- Назовите лабораторные способы получения аминокислот.
- Как образуются полипептиды?
V. Домашнее задание
- Учебник «Химия-10». Кузнецова Н.Е. § 34, № 1-3.