Конструкторы LEGO на сегодняшний день незаменимые материалы для дошкольных учреждений. В педагогике LEGO-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры LEGO здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.
Конструктивная деятельность дошкольников очень тесно связана с развитием речи. Ведь ребенок говорит, что он хочет построить. Из каких деталей он будет конструировать (размер, цвет деталей). Какое количество деталей ему необходимо для постройки? Ребенок сам оценивает результат своей работы (нравится, не нравится, тем самым у ребенка формируется самооценка результата своего труда.
Развитие способностей к конструированию у детей дошкольного возраста активизирует мыслительные процессы. У дошкольников появляется интерес к решению поставленной «задачи», например: «Построй замок для принцессы или Космического робота». Ребенок проявляет инициативу, самостоятельность и становится маленьким изобретателем или архитектором.
Конструктор LEGO способствует развитию у детей сенсорных представлений, поскольку в данном конструкторе - имеются детали разной формы, окрашенные в основные цвета. Так как детали конструктора имеют разный размер, в процессе конструирования у детей развивается мелкая моторика и в дальнейшем, это тренировка кистей рук помогает ребенку подготовиться к письму. В процессе конструирования у детей развиваются и совершенствуются высшие психические функции (память, внимание, мышление, развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, классификация, обобщение.
В LEGO - конструировании могут принимать участие родители и педагоги дошкольных учреждений, и процесс конструирования становится еще интересней, так как взрослые способны повлиять на развитие способностей детей и выявить их таланты и интересы.
Стараясь шагать в ногу со временем, понимая выдвигаемые требования, и мы в детском саду тоже пытаемся подбирать, внедрять, совершенствовать педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность деятельного общения с окружающими, умение налаживать контакты со взрослыми и со сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, эмоционально откликаться на возникающие ситуации, то есть создать условия, обеспечивающие полноценное речевое развитие.
LEGO игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя, обучаясь в игре. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают — и так исследуют мир вокруг себя. Использование в работе с детьми LEGO конструкторов позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов развития мелкой моторики, психических процессов, фантазии, творчества.
Исходя из вышеизложенного, мы можем предположить, что новая многофункциональная педагогическая технология LEGO позволит сформировать конструктивно-игровую деятельность у детей дошкольного возраста, которая повысит их потенциальную готовность к речевому развитию в условиях интеграции образовательного процесса.
Таким образом, нами была поставлена цель - повышение эффективности процесса речевого развития дошкольников путём использования LEGO технологии во всех видах занимательной деятельности и в повседневной жизни дошкольников.
Для реализации выше обозначенной цели были определены следующие задачи:
- изучить теоретическую основу речевого развития дошкольников и методику применения LEGO технологии.
- разработать систему занимательной деятельности с использованием LEGO технологии, способствующую речевому развитию дошкольников в условиях интеграции образовательных областей.
- Разработать долгосрочный лего-проект, создавая условия, способствующие развитию языковых, творческих и коммуникативных способностей дошкольников.
- определить эффективность использования разработанной системы занимательной деятельности с применением LEGO технологии, способствующей речевому развитию дошкольников.
Итак, сначала возникает идея, которая изучается с помощью метода учебных исследований, а потом начинается трудовая деятельность по воплощению данной идеи в жизнь. Дети совместно с родителями и воспитателями при помощи LEGO конструктора создают развивающую среду в соответствии с выбранной темой: зоопарк, цирк, планетарий, Останкинская башня, Кремль. В процессе конструирования из LEGO, дети общаются, договариваются, рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом расширяется словарный запас, умение задавать вопросы, развивается диалогическая речь, дети учатся активно составлять рассказы из личного опыта, развивается монологическая речь. Получая информацию через другие образовательные области, дети, постоянно дополняют, видоизменяют развивающую среду. Это становится возможным, благодаря универсальности LEGO материала. Каждая постройка LEGO – это фантастическое новое приключение, каждый раз не обычное, всегда веселое, познавательное и желанное, так как с самодельными игрушками дети играют обычно с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому сюжетно-ролевые игры, подводящие итог совместной деятельности, не ограничиваются во времени и являются бесконечным источником речевого развития детей.
Итогом, в зависимости от темы, также могут быть:
- выставки детского творчества;
- совместная новогодняя Лего-елка;
- выставки-презентации книжек-малышек, иллюстрированных и сделанных руками детей и их родителей;
- сюжетно-ролевые игры в соответствии с выбранным объектом;
- неделя обыгрывания построек по технологии «Открытый класс».
Наша работа была бы менее эффективной без понимания и активного участия родителей в процессе обучения и воспитания детей, ведь по результатам анкетирования 80% опрошенных родителей из всех разновидностей конструирования предпочитают приобретать именно конструктор ЛЕГО и считают его величайшим изобретением среди детских развлечений. Поэтому мы включили в свою работу блок взаимодействия с семьями воспитанников.
Проведенная нами работа по развитию языковых, творческих и коммуникативных способностей наших воспитанников, диалогической и монологической речи с применением ЛЕГО-технологий делает обучающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала, а в дальнейшем и готовности к школьному обучению.