Полиморфный критериально-ориентированный тест по биологии для 5-х классов общеобразовательных учреждений по теме «Наука о животном мире»

Разделы: Биология

Класс: 5


1. Цели тестирования:

  1. Определить степень усвоения классом и каждым учеником материала по теме «Наука о живом мире».
  2. Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания по данной теме.
  3. Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на данном этапе изучения биологии.

2. Содержание теста – Биология. Тема «Наука о живом мире» - 9 ч.

3. Тест содержит 15 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает следующие типы заданий:

  1. Часть «А» - тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных (12 заданий).
  2. Часть «В» - тестовые задания множественного выбора нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, в том числе одно – на установление соответствия (2 задания).
  3. Часть «С» - тестовое задание свободного изложения (1 задание).

4. Работа охватывает учебный материал темы “Наука о живом мире”, изученный в 5 классе по программе: под редакцией Пономарёвой И.Н., 2015 г. Биология. 6 класс. В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания данной темы:

  1. Наука о живой природе,
  2. Увеличительные приборы,
  3. Свойства живого, методы изучения живого,
  4. Клетка, ее строение и процессы жизнедеятельности.

5. Содержание работы определяется следующими документами:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089).
  2. Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономаревой.- 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2016. –128 с., С 4 - 32.

6. Учебник, рекомендуемый для подготовки к тестированию: Пономарёва И.Н. Биология, 5-й класс: Учебник для базового уровня. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2016. -128 с.

7. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – полиморфный критериально-ориентированный тест.

8. Структура теста - расположение заданий согласно логике предмета.

9. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.

10. Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний - 90%, тестовые задания ориентированы на фактуальные биологические знания и репродуктивный уровень усвоения.

11. Средний уровень трудности заданий - 50-80 %; инструкции по выполнению работы представлены в тесте; количество вариантов теста - 2.

12. Доминирующая деятельность испытуемого - письменные тесты.

13. Форма предъявления - бланковые тесты.

14. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) - для 1-12 вопросов – части «А»; политомическая (0,1,2) – для заданий части В, С.

Задание с выбором ответа (часть А) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.

Задание «В1» считается выполнены, если записанный ответ учащегося совпадает с верным ответом.

За выполнение задания части «В 2» ученик получает 2 балла, если в ответе верно указана последовательность букв, 1 балл ставится за ответ, в котором при сохранении последовательности букв одна буква указана неверно, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует.

Число баллов за вопрос части – С (полностью верный ответ - 2 балла, частично верный – 1 балл, неверный - 0 баллов). Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в «ответах», которые предлагаются к каждому варианту работы.

Максимальный балл за выполнение всей работы - 18 баллов.

15. Примерное время на выполнение одного задания составляет:

  • для заданий части - А (от 2 до 3 минут);
  • для заданий части - В (от 3 до 4 минут);
  • для заданий части - С (от 4 до7 минут).

На выполнение всей работы отводится 45 минут.

16. Критерии оценки:

  • при получении 16-18 баллов учащийся получает отметку “5” - отлично;
  • при получении 12-15 баллов учащийся получает отметку ”4” - хорошо;
  • при получении 9-11 баллов учащийся получает отметку “3” - удовлетворительно;
  • при получении 8 баллов и менее учащийся получает отметку “2” - неудовлетворительно.

Контрольная работа по биологии за 1 триместр, 5 класс

Вариант 1

Часть А. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. Ответ занесите в бланк ответов.

А 1. Микология - это наука:
а) о бактериях,
б) о растениях,
в) о животных,
г) о грибах.

А 2. Выберите тела живой природы из предложенного перечня:
а) синица, снег, ласточка,
б) Луна, кактус, обезьяна,
в) мох, жаворонок, рысь
г) камень, человек, ромашка.

А 3. Система увеличительных стекол микроскопа в нижнем конце тубуса:
а) зеркало,
б) объектив,
в) окуляр,
г) штатив.

А 4. Методы, применяемые в лабораториях:
а) наблюдение,
б) описание,
в) моделирование,
г) измерение.

А 5. Наследственная информация о строении и функциях клетки и организма в целом хранятся:
а) в ядре,
б) в вакуоли,
в) в цитоплазме,
г) в пластидах.

А 6. Содержимое всех клеток может быть связано между собой
а) клеточной стенкой,
б) цитоплазмой,
в) порами,
г) пластидами.

А 7. Цитоплазма в клетке:
а) осуществляет связь между органоидами,
б) придает ей форму,
в) участвует в делении,
г) выполняет защитную функцию.

А 8. Ткани – это:
а) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих общее происхождение;
б) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих разное происхождение;
в) группа клеток, отличающихся строением, выполняемыми функциями и имеющих общее происхождение;
г) группа клеток, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих разные функции.

А 9. По какой ткани передвигаются питательные вещества?
а) образовательная,
б) проводящая,
в) эпителиальная,
г) нервная.

А 10. Из этой ткани состоят хрящи, кости, кровь.
а) образовательная,
б) соединительная,
в) эпителиальная,
г) нервная.

А 11. Выберите неорганические вещества из предложенного перечня:
а) крахмал,
б) соль,
в) гемоглобин,
г) жир.

А 12. Создал первую систематику ботанических понятий, первым обобщил знания о растениях
а) Аристотель,
б) Ч. Дарвин,
в) К. Линней,
г) Теофраст.

Часть «В»

В 1. Выберите правильные утверждения.

А) Ручная лупа увеличивает предметы в 50 раз.
Б) Рост и развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание и выделение являются признаками живого.
B) Главную роль в процессе деления играют вакуоли.
Г) Хлоропласты обеспечивают передачу наследственной информации.
Д) Белок крови «гемоглобин» доставляет к клеткам организма позвоночных животных и человека кислород и удаляет углекислый газ.
Е) Клеточная стенка клеток растений образована углеводом клетчаткой (целлюлозой).
Ж) Клеточный сок содержит хитин.

Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк ответов.
Ответ: _________________

В 2. Установите соответствие. Ответ занесите в бланк ответов.

Организм

Ткани

А) растения
Б) животные

1. образовательная
2. эпителиальная
3. механическая
4. покровная
5. соединительная
6. проводящая
7.мышечная
8. нервная
9. основная

Часть С

С 1. Какая клетка указана на рисунке? Подпишите отмеченные цифрами части. Ответ занесите в бланк ответов.

БЛАНК ОТВЕТОВ

ЧАСТЬ «А»

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ «В»

В 1

 

В 2

Растения

 

Животные

 

Часть «С»

С

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

Контрольная работа по биологии за 1 триместр, 5 класс

Вариант № 2

Часть А. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. Ответ занесите в бланк ответов.

А 1. Микробиология изучает:
а) животных,
б) растений,
в) бактерий,
г) грибов.

А 2. Выберите тела живой природы из предложенного перечня:
а) мох, аист, ягуар,
б) солнце, алоэ, обезьяна,
в) утка, дождь, тюлень,
г) камень, человек, ландыш.

А 3. Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса:
а) зеркало,
б) окуляр,
в) объектив,
г) штатив.

А 4. Методы, применяемые в природе:
а) наблюдение,
б) моделирование,
в) эксперимент,
г) сравнение.

А 5 . Резервуар, заполненный клеточным соком, в котором накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, не нужные клетке.
а) ядро,
б) цитоплазма,
в) вакуоль,
г) пластиды.

А 6. Определяет форму клетки, окружает и отделяет ее от внешней среды…
а) клеточная стенка,
б) пора,
в) цитоплазма,
г) пластиды.

А 7. В результате деления в клетке:
а) образуются органические вещества,
б) число хромосом уменьшается,
в) число хромосом увеличивается,
г) число хромосом не меняется.

А 8. Ткани – это:
а) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих разное происхождение;
б) группа клеток, отличающихся строением, выполняемыми функциями и имеющих общее происхождение;
в) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих общее происхождение;
г) группа клеток, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих разные функции.

А 9. Какая ткань выполняет защитную функцию?
а) механическая,
б) покровная,
в) эпителиальная,
г) образовательная.

А 10. Образует покровы тела, защищает внутренние органы
а) механическая,
б) покровная,
в) эпителиальная,
г) образовательная.

А 11. Выберите органические вещества из предложенного перечня:
а) сода,
б) соль,
в) вода,
г) гемоглобин.

12. Исследователь внешнего и внутреннего строения животных, обобщил биологические понятия, разработал систему животных и определил в ней место человеку.
а) Ч. Дарвин,
б) Теофраст,
в) К. Линней,
г) Аристотель.

Часть «В»

В 1. Выберите правильные утверждения.
А. Питательные вещества и воздух в клетке перемещаются за счет движения цитоплазмы.
Б. Клеточный сок содержит сахар.
В. Клетка растений снаружи покрыта клеточной мембраной.
Г. Нервная ткань способна делиться всю жизнь.
Д. Основная функция цитоплазмы – обеспечивает связь частей в клетке.
Е. Дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа.
Ж. У многоклеточных организмов все клетки одинаковые.

Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк ответов.

Ответ: _________________

В 2. Установите соответствие. Ответ занесите в бланк ответов.

Организм

Ткани

А) растения
Б) животные

1. образовательная
2. эпителиальная
3. механическая
4. покровная
5. соединительная
6. проводящая
7.мышечная
8. нервная
9. основная

Часть «С». Подпишите отмеченные цифрами части. Ответ занесите в бланк ответов.

БЛАНК ОТВЕТОВ

ЧАСТЬ «А»

А 1

А 2

 А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧАСТЬ «В»

В 1

 

 

В 2

Растения

 

Животные

 

Часть «С»

С

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

Таблица ответов

Вариант №1

ЧАСТЬ «А»

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

Г

В

Б

В

А

В

А

А

Б

Б

Б

Г

ЧАСТЬ «В»

В 1

 БДЕ

В 2

Растения

 1 3 4 6 9

Животные

 2 5 7 8

Часть «С»

С

1

Ядро

2

Клеточная оболочка

3

Цитоплазма

4

Вакуоль

5

Хлоропласты

6

Клеточная стенка

7

Органоиды

 
Вариант №2

ЧАСТЬ «А»

А 1

А 2

 А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

В

А

Б

А

В

А

Г

В

Б

В

Г

Г

ЧАСТЬ «В»

В 1

 АБДЕ

В 2

Растения

 1 3 4 6 9

Животные

 2 5 7 8

Часть «С»

 С

1

Окуляр

2

Насадка

3

Штатив

4

Основание

5

Револьверная головка

6

Объективы

7

Координатный столик

8

Предметный столик

9

Конденсор с ирисовой диафрагмой

10

Осветитель

11

Переключатель

12

Винт макрометрической (грубой) фокусировки

13

Винт микрометрической (точной) фокусировки

 
Использованная литература.

  1. Пономарёва И.Н. Биология, 5-й класс: Учебник для базового уровня. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2016. -128 с.
  2. Яндекс-картинки.

Ссылки.

  1. http://opticalmarket.com.ua/mikroskop_construction.html
  2. http://kontrafaktam.ucoz.de/blog/?page1