1. Цели тестирования:
- Определить степень усвоения классом и каждым учеником материала по теме «Наука о живом мире».
- Выявить наиболее трудные для учащихся элементы содержания по данной теме.
- Оценить уровень освоения основных формируемых предметом видов деятельности на данном этапе изучения биологии.
2. Содержание теста – Биология. Тема «Наука о живом мире» - 9 ч.
3. Тест содержит 15 заданий, которые различаются как формой представления, так и уровнем сложности. Работа включает следующие типы заданий:
- Часть «А» - тестовые задания множественного выбора одного ответа из 4 предложенных (12 заданий).
- Часть «В» - тестовые задания множественного выбора нескольких правильных ответов из предложенных вариантов, в том числе одно – на установление соответствия (2 задания).
- Часть «С» - тестовое задание свободного изложения (1 задание).
4. Работа охватывает учебный материал темы “Наука о живом мире”, изученный в 5 классе по программе: под редакцией Пономарёвой И.Н., 2015 г. Биология. 6 класс. В рамках каждого варианта работы проверяется уровень подготовки школьников по всем элементам содержания данной темы:
- Наука о живой природе,
- Увеличительные приборы,
- Свойства живого, методы изучения живого,
- Клетка, ее строение и процессы жизнедеятельности.
5. Содержание работы определяется следующими документами:
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ МО от 5 марта 2004 г. №1089).
- Биология. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко; под ред. И.Н. Пономаревой.- 2-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2016. –128 с., С 4 - 32.
6. Учебник, рекомендуемый для подготовки к тестированию: Пономарёва И.Н. Биология, 5-й класс: Учебник для базового уровня. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2016. -128 с.
7. Применяемый подход к разработке и интерпретации педагогического теста – полиморфный критериально-ориентированный тест.
8. Структура теста - расположение заданий согласно логике предмета.
9. Требования к уровню подготовки респондента – базовый уровень.
10. Соотношение заданий в варианте по разделам предмета, видам деятельности и уровням усвоения знаний - 90%, тестовые задания ориентированы на фактуальные биологические знания и репродуктивный уровень усвоения.
11. Средний уровень трудности заданий - 50-80 %; инструкции по выполнению работы представлены в тесте; количество вариантов теста - 2.
12. Доминирующая деятельность испытуемого - письменные тесты.
13. Форма предъявления - бланковые тесты.
14. Форма заданий по способам оценки – дихотомическая (0/1) - для 1-12 вопросов – части «А»; политомическая (0,1,2) – для заданий части В, С.
Задание с выбором ответа (часть А) считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом. Все задания с выбором ответа оцениваются в 1 балл. Если ученик выбрал более одного ответа, то задание считается выполненным неверно.
Задание «В1» считается выполнены, если записанный ответ учащегося совпадает с верным ответом.
За выполнение задания части «В 2» ученик получает 2 балла, если в ответе верно указана последовательность букв, 1 балл ставится за ответ, в котором при сохранении последовательности букв одна буква указана неверно, 0 баллов – если ответ неверный или отсутствует.
Число баллов за вопрос части – С (полностью верный ответ - 2 балла, частично верный – 1 балл, неверный - 0 баллов). Номера верных ответов на задания с выбором ответа, верные ответы на задания с кратким ответом приведены в «ответах», которые предлагаются к каждому варианту работы.
Максимальный балл за выполнение всей работы - 18 баллов.
15. Примерное время на выполнение одного задания составляет:
- для заданий части - А (от 2 до 3 минут);
- для заданий части - В (от 3 до 4 минут);
- для заданий части - С (от 4 до7 минут).
На выполнение всей работы отводится 45 минут.
16. Критерии оценки:
- при получении 16-18 баллов учащийся получает отметку “5” - отлично;
- при получении 12-15 баллов учащийся получает отметку ”4” - хорошо;
- при получении 9-11 баллов учащийся получает отметку “3” - удовлетворительно;
- при получении 8 баллов и менее учащийся получает отметку “2” - неудовлетворительно.
Контрольная работа по биологии за 1 триместр, 5 класс
Вариант 1
Часть А. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. Ответ занесите в бланк ответов.
А 1. Микология - это наука:
а) о бактериях,
б) о растениях,
в) о животных,
г) о грибах.
А 2. Выберите тела живой природы из предложенного перечня:
а) синица, снег, ласточка,
б) Луна, кактус, обезьяна,
в) мох, жаворонок, рысь
г) камень, человек, ромашка.
А 3. Система увеличительных стекол микроскопа в нижнем конце тубуса:
а) зеркало,
б) объектив,
в) окуляр,
г) штатив.
А 4. Методы, применяемые в лабораториях:
а) наблюдение,
б) описание,
в) моделирование,
г) измерение.
А 5. Наследственная информация о строении и функциях клетки и организма в целом хранятся:
а) в ядре,
б) в вакуоли,
в) в цитоплазме,
г) в пластидах.
А 6. Содержимое всех клеток может быть связано между собой
а) клеточной стенкой,
б) цитоплазмой,
в) порами,
г) пластидами.
А 7. Цитоплазма в клетке:
а) осуществляет связь между органоидами,
б) придает ей форму,
в) участвует в делении,
г) выполняет защитную функцию.
А 8. Ткани – это:
а) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих общее происхождение;
б) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих разное происхождение;
в) группа клеток, отличающихся строением, выполняемыми функциями и имеющих общее происхождение;
г) группа клеток, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих разные функции.
А 9. По какой ткани передвигаются питательные вещества?
а) образовательная,
б) проводящая,
в) эпителиальная,
г) нервная.
А 10. Из этой ткани состоят хрящи, кости, кровь.
а) образовательная,
б) соединительная,
в) эпителиальная,
г) нервная.
А 11. Выберите неорганические вещества из предложенного перечня:
а) крахмал,
б) соль,
в) гемоглобин,
г) жир.
А 12. Создал первую систематику ботанических понятий, первым обобщил знания о растениях
а) Аристотель,
б) Ч. Дарвин,
в) К. Линней,
г) Теофраст.
Часть «В»
В 1. Выберите правильные утверждения.
А) Ручная лупа увеличивает предметы в 50 раз.
Б) Рост и развитие, раздражимость, размножение, обмен веществ и энергии, питание, дыхание и выделение являются признаками живого.
B) Главную роль в процессе деления играют вакуоли.
Г) Хлоропласты обеспечивают передачу наследственной информации.
Д) Белок крови «гемоглобин» доставляет к клеткам организма позвоночных животных и человека кислород и удаляет углекислый газ.
Е) Клеточная стенка клеток растений образована углеводом клетчаткой (целлюлозой).
Ж) Клеточный сок содержит хитин.
Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк ответов.
Ответ: _________________
В 2. Установите соответствие. Ответ занесите в бланк ответов.
Организм | Ткани |
А) растения |
1. образовательная |
Часть С
С 1. Какая клетка указана на рисунке? Подпишите отмеченные цифрами части. Ответ занесите в бланк ответов.
БЛАНК ОТВЕТОВ
ЧАСТЬ «А» | |||||||||||||
А 1 |
А 2 |
А 3 |
А 4 |
А 5 |
А 6 |
А 7 |
А 8 |
А 9 |
А 10 |
А 11 |
А 12 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ЧАСТЬ «В» |
|||||||||||||
В 1 |
|
||||||||||||
В 2 |
Растения |
|
|||||||||||
Животные |
|
||||||||||||
Часть «С» |
|||||||||||||
С |
1 |
|
|||||||||||
2 |
|
||||||||||||
3 |
|
||||||||||||
4 |
|
||||||||||||
5 |
|
||||||||||||
6 |
|
||||||||||||
7 |
|
Контрольная работа по биологии за 1 триместр, 5 класс
Вариант № 2
Часть А. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ. Ответ занесите в бланк ответов.
А 1. Микробиология изучает:
а) животных,
б) растений,
в) бактерий,
г) грибов.
А 2. Выберите тела живой природы из предложенного перечня:
а) мох, аист, ягуар,
б) солнце, алоэ, обезьяна,
в) утка, дождь, тюлень,
г) камень, человек, ландыш.
А 3. Система увеличительных стекол микроскопа в верхнем конце тубуса:
а) зеркало,
б) окуляр,
в) объектив,
г) штатив.
А 4. Методы, применяемые в природе:
а) наблюдение,
б) моделирование,
в) эксперимент,
г) сравнение.
А 5 . Резервуар, заполненный клеточным соком, в котором накапливаются запасные питательные вещества и продукты жизнедеятельности, не нужные клетке.
а) ядро,
б) цитоплазма,
в) вакуоль,
г) пластиды.
А 6. Определяет форму клетки, окружает и отделяет ее от внешней среды…
а) клеточная стенка,
б) пора,
в) цитоплазма,
г) пластиды.
А 7. В результате деления в клетке:
а) образуются органические вещества,
б) число хромосом уменьшается,
в) число хромосом увеличивается,
г) число хромосом не меняется.
А 8. Ткани – это:
а) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих разное происхождение;
б) группа клеток, отличающихся строением, выполняемыми функциями и имеющих общее происхождение;
в) группа клеток, сходных по строению, выполняемым функциям и имеющих общее происхождение;
г) группа клеток, сходных по строению, имеющих общее происхождение и выполняющих разные функции.
А 9. Какая ткань выполняет защитную функцию?
а) механическая,
б) покровная,
в) эпителиальная,
г) образовательная.
А 10. Образует покровы тела, защищает внутренние органы
а) механическая,
б) покровная,
в) эпителиальная,
г) образовательная.
А 11. Выберите органические вещества из предложенного перечня:
а) сода,
б) соль,
в) вода,
г) гемоглобин.
12. Исследователь внешнего и внутреннего строения животных, обобщил биологические понятия, разработал систему животных и определил в ней место человеку.
а) Ч. Дарвин,
б) Теофраст,
в) К. Линней,
г) Аристотель.
Часть «В»
В 1. Выберите правильные утверждения.
А. Питательные вещества и воздух в клетке перемещаются за счет движения цитоплазмы.
Б. Клеточный сок содержит сахар.
В. Клетка растений снаружи покрыта клеточной мембраной.
Г. Нервная ткань способна делиться всю жизнь.
Д. Основная функция цитоплазмы – обеспечивает связь частей в клетке.
Е. Дыхание – это процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа.
Ж. У многоклеточных организмов все клетки одинаковые.
Выбранные буквы запишите в алфавитном порядке без знаков препинания. Ответы перенесите в бланк ответов.
Ответ: _________________
В 2. Установите соответствие. Ответ занесите в бланк ответов.
Организм | Ткани |
А) растения |
1. образовательная |
Часть «С». Подпишите отмеченные цифрами части. Ответ занесите в бланк ответов.
БЛАНК ОТВЕТОВ
ЧАСТЬ «А» | |||||||||||||
А 1 |
А 2 |
А 3 |
А 4 |
А 5 |
А 6 |
А 7 |
А 8 |
А 9 |
А 10 |
А 11 |
А 12 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ЧАСТЬ «В» |
|||||||||||||
В 1 |
|
||||||||||||
В 2 |
Растения |
|
|||||||||||
Животные |
|
||||||||||||
Часть «С» |
|||||||||||||
С |
1 |
|
|||||||||||
2 |
|
||||||||||||
3 |
|
||||||||||||
4 |
|
||||||||||||
5 |
|
||||||||||||
6 |
|
||||||||||||
7 |
|
||||||||||||
8 |
|
||||||||||||
9 |
|
||||||||||||
10 |
|
||||||||||||
11 |
|
||||||||||||
12 |
|
||||||||||||
13 |
|
Таблица ответов
Вариант №1
ЧАСТЬ «А» | |||||||||||||
А 1 |
А 2 |
А 3 |
А 4 |
А 5 |
А 6 |
А 7 |
А 8 |
А 9 |
А 10 |
А 11 |
А 12 |
||
Г |
В |
Б |
В |
А |
В |
А |
А |
Б |
Б |
Б |
Г |
||
ЧАСТЬ «В» |
|||||||||||||
В 1 |
БДЕ |
||||||||||||
В 2 |
Растения |
1 3 4 6 9 |
|||||||||||
Животные |
2 5 7 8 |
||||||||||||
Часть «С» |
|||||||||||||
С |
1 |
Ядро |
|||||||||||
2 |
Клеточная оболочка |
||||||||||||
3 |
Цитоплазма |
||||||||||||
4 |
Вакуоль |
||||||||||||
5 |
Хлоропласты |
||||||||||||
6 |
Клеточная стенка |
||||||||||||
7 |
Органоиды |
Вариант №2
ЧАСТЬ «А» | |||||||||||||
А 1 |
А 2 |
А 3 |
А 4 |
А 5 |
А 6 |
А 7 |
А 8 |
А 9 |
А 10 |
А 11 |
А 12 |
||
В |
А |
Б |
А |
В |
А |
Г |
В |
Б |
В |
Г |
Г |
||
ЧАСТЬ «В» |
|||||||||||||
В 1 |
АБДЕ |
||||||||||||
В 2 |
Растения |
1 3 4 6 9 |
|||||||||||
Животные |
2 5 7 8 |
||||||||||||
Часть «С» |
|||||||||||||
С |
1 |
Окуляр |
|||||||||||
2 |
Насадка |
||||||||||||
3 |
Штатив |
||||||||||||
4 |
Основание |
||||||||||||
5 |
Револьверная головка |
||||||||||||
6 |
Объективы |
||||||||||||
7 |
Координатный столик |
||||||||||||
8 |
Предметный столик |
||||||||||||
9 |
Конденсор с ирисовой диафрагмой |
||||||||||||
10 |
Осветитель |
||||||||||||
11 |
Переключатель |
||||||||||||
12 |
Винт макрометрической (грубой) фокусировки |
||||||||||||
13 |
Винт микрометрической (точной) фокусировки |
Использованная литература.
- Пономарёва И.Н. Биология, 5-й класс: Учебник для базового уровня. - М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2016. -128 с.
- Яндекс-картинки.
Ссылки.
- http://opticalmarket.com.ua/mikroskop_construction.html
- http://kontrafaktam.ucoz.de/blog/?page1