Тип урока: рефлексия (обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, способов деятельности).
Цель: обобщение и систематизация темы «Силы», решение задач практического содержания, формирование умения анализировать и систематизировать.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
- формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости физических знаний в практической деятельности;
- реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Метапредметные результаты:
- Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать своѐ затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.
- Способность к использованию знаково-символических средств физического языка.
- Готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь своѐ мнение, способность аргументировать свою точку зрения.
- Умение работать индивидуально и в парах, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основные понятия: сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.
Задачи урока:
- Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
- Образовательная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе.
- Развивающая – развитие творческого мышления, памяти и внимательности.
Методы обучения:
- методы стимулирования учебной деятельности учащихся;
- системно-деятельностный;
- практические методы обучения;
- объяснительно-иллюстративный метод;
- частично-поисковый.
Формы учебной деятельности на уроке:комбинированный урок с чередованием форм деятельности.
Перед уроком… Душевная музыка, мелодия моря и тишины.
Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой, и всё у нас получится.
Презентация (Слайд 1)
Конфуций говорил: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня и я научусь!» Прислушаемся к мыслям мудрого человека.
Разминка.
Ребята, представьте, что вы пассажиры автобуса. Изобразите ситуацию:
- автобус резко тронулся с места; куда наклоняются пассажиры?
- автобус едет равномерно и прямолинейно; а пассажиры…
- впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит; пассажиры…
- на большой скорости автобус поворачивает направо; налево;
- резкая остановка;
- автобус едет равномерно и прямолинейно; а пассажиры.
Какое явление является причиной такого движения пассажиров? Инерция.
А теперь я вам продемонстрирую движение автомобиля по наклонной плоскости
(автомобиль скатывается с наклонной плоскости и останавливается)
Учитель: Какие силы действуют на автомобиль в данном опыте?
Ученики: сила тяжести, сила упругости и сила трения (какая сила останавливает автомобиль, санки, скатившиеся с горы)
Учитель: А какая сила является силой тяги в данном опыте?
Ученики: сила тяжести.
Учитель: Имеется ли у автомобиля вес в данном опыте?
Ученики: да.
Учитель: Докажите, что у автомобиля есть вес?
Ученики: он действует на опору из-за притяжения к Земле.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?
Ученики: о силах природы.
Учитель: Правильно, мы будем говорить о силах.Силы Правильно. (Тема нашего урока) (Слайд 2)
Про силы, про силу говорят…
(Слайд 3)
• Они имеется у всех здоровых людей. У мужчин сил больше, у женщин и детей – меньше. Их совсем мало у больных. Сила не вещь и не сохраняется;
(Слайд 4)
В словаре Даля можно прочесть: «Сила - это источник, основная причина всякого действия, движения, стремления, побуждения. Сила – это начало изменяемости мировых явлений».
(Слайд 5)
• Она имеет направление;
(Слайд 6)
• «Давай поборемся», - говорят те, у кого её много.
(Слайд 7)
Говорят ещё о силе привычки и о творческих силах, о силе воли.
(Слайд 8)
Вам знакомо выражение «Знание-сила»?
(Слайд 9)
Ещё одно крылатая фраза, прочтём его хором: «Мало знать – надо уметь применять», она станет девизом нашего урока. Мы с Вами уже путешествовали по островам силы, и рассматривали каждую из сил отдельно, с физической точки зрения. Сегодня мы вновь говорим, на одном уроке, про все силы. Пытливые школьники наверняка думают.…
(Слайд 10)
А Зачем необходимо понимать особенности разных сил? Постараемся сегодня найти ответ на этот вопрос.
Вспомним, несколько ситуаций из жизни, в которых можно встретиться с различными силами.
- Какая сила восстанавливает форму футбольного мяча после удара?
- Какая сила возникает в буксировочном тросе, на котором тянут автомобиль?
- Человек споткнулся и упал. Какая сила «виновата» в падении?
- Стоит стол. Какая сила не позволяет ему двигаться?
- Под действием какой силы яблоко, сорвавшееся с дерева, падает на землю?
- Камень лежит на склоне горы. Какая сила удерживает камень?
- Спортсмен прыгает на батуте. Какая сила подбрасывает его вверх?
- Человек стоит на полу и действует на пол с силой, которая называется…
(Слайд 11)
- Во время танца, выполнения физических упражнений, меняется длина мышц человеческого тела. Какая сила восстанавливает их форму? У тренированного человека упругие мышцы, что это значит?
Поразмышлять о силах помогут музыкальные фрагменты …
(видео, слайд 12)
Такого снегопада, такого снегопада
Давно не помнят здешние места.
А снег не знал и падал,
А снег не знал и падал,
Земля была прекрасна, прекрасна и чиста.
Под действием какой силы падает снег?
(аудиофрагмент, слайд 13)
Выходят на арену силачи, не ведая, что в жизни есть печаль
Они подковы гнут как калачи, и цепи рвут движением плеча
Какая сила возникает во время деформации подковы?
(видеослайд 14)
Трудно было человеку 10 тысяч лет назад.
Он пешком ходил в аптеку, на работу, в зоосад.
Он не знал велосипеда и не верил в чудеса,
Потому что не изведал всех достоинств колеса…
Какая сила, направленная противоположно движению, действует на велосипед? Зачем человек изобрёл колесо?
Молодцы, ребята! За правильные ответы вы получаете звезду члена Клуба путешественников по островам силы. Пора зажигать камин (видео камин) и, в кругу добрых приятелей, делиться впечатлениями о достопримечательностях островов, на которых мы побывали. На подготовку информации выделяем 10 минут.
Начнём делиться впечатлениями. Корабль путешественников прибывает на Остров тяжести.
(Слайд 15–16)
Остров Сила тяжести.
О достопримечательностях Острова нам расскажет гид...
Сообщение:
План:
1. Определение силы тяжести. Примеры движения тел под действием силы тяжести.
2. От чего зависит сила?
3. По какой формуле рассчитывается?
4. Какова единица измерения силы?
5. Какова точка приложения силы тяжести? Каково направление силы тяжести?
6. Каково значение силы тяжести?
Сообщение: Сила - мера взаимодействия тел между собой. Сила тяжести - сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Например, падение мяча, подброшенного вверх, падение капель дождя. Если тело движется только под действием силы тяжести, то оно свободно падает. Сила тяжести зависит от массы тела и рассчитывается по формуле F=mg. Измеряется сила тяжести в ньютонах. Сила тяжести имеет большое значение. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется: сходят с гор лавины, образуются водопады и т.д. Все живые существа чувствуют притяжение Земли. (Слайд 17–18)
Результатами эксперимента поделится…
(Слайд 19)
Экспериментальное задание. Рассчитать силу тяжести, которая действует на вашего гида (g = 10 Н/кг).
В заметке про остров тяжести, допущены ошибки, знатокам нужно их исправить!
Найти «физические ошибки в рассказе». (Слайд 20)
Примерный текст: Сила тяжести - это сила, с которой Земля отталкивает от себя тела. Она всегда направлена вертикально вверх. Сила тяжести зависит от объема тела или обратно пропорционально его массе. Земной шар немного сплюснут у полюсов. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного меньше, чем на экваторе. Сила тяжести на вершине горы больше, чем у ее подножия. Спасибо знатокам! (аплодисменты). А наш парусник подходит к Острову Силы упругости.
(Слайд 21–22)
Остров Сила упругости.
И что же интересного нас ждет здесь? Слово экскурсоводу…
План:
1. Определение силы упругости. Какова единица измерения силы упругости? Куда приложена и направлена сила упругости?
2.Определение деформации. Виды деформаций.
3. Чему пропорциональна сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия? В каком законе это отражено?
4. Математическая запись (в буквенном виде) закона Гука.
5. При каких деформациях выполняется закон Гука?
Сообщение: Сила упругости - это сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Деформация - это изменение формы или размеров тела под действием внешних сил. Существуют деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения. Также упругие и пластические деформации. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия, пропорциональна удлинению пружины. Это отражено в законе Гука - Fупр= k∆ℓ, где k - коэффициент жесткости. Закон Гука выполняется только для упругих деформаций. Сила упругости измеряется в Ньютонах. (Слайд 23)
(Слайд 24)
Эрудиты острова Силы упругости любят экспериментировать, и хотят рассказать о выполненном эксперименте: определите силу трения скольжения бруска с тремя грузами. Какой силе равна сила трения скольжения? Покажите, с помощью стрелки, направление и точку приложения сил, действующих на брусок по горизонтали. Определите равнодействующую этих сил. Поблагодарим любителей путешествий по островам силы за интересный рассказ! (аплодисменты). А мы посещаем Остров Веса.
(Слайд 25–26)
Остров Вес тела.
Послушаем сообщение гида этого острова.
Сообщение:
План:
1. Определение веса тела.
2. Обозначение и единица измерения веса тела.
3. Точка приложения.
4. При каком условии вес тела равен силе тяжести?
5. Чему равен вес тела, когда опора падает свободно вместе с находящимся на ней телом? Привести примеры такого состояния.
Сообщение: Вес тела - это сила, с которой тело давит на опору или натягивает подвес. Обозначается вес тела буквой Р, измеряется в Ньютонах. Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно равен по величине силе тяжести. Но сила тяжести приложена к телу. А вес - к опоре или подвесу. Соотношение между весом и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Когда опора падает свободно вместе с находящимся на ней телом, опора не препятствует движению тела, поэтому в теле не возникают деформации и оно не давит на опору. Такое состояние тела называется невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели (Слайд 27)
На острове Веса любят решать Качественные задачи, проводить эксперименты. Читайте, пожалуйста, условие первой задачи, и показывайте её решение.
1.На столе лежит книга. Куда приложены вес тела и сила тяжести?
Вес книги приложен к столу, книга давит на стол; а сила тяжести приложена к самой книге, Земля притягивает книгу. Таким образом, вес и сила тяжести — это силы, приложенные к разным телам.
Вторая задача. 2. Необходимо исправить ошибку. На одной банки из-под кофе написано вес 100г, а на другой - масса 100г. На какой этикетке допущена ошибка? (Слайд 28–29)
Экспериментальное задание: определите, используя динамометр, вес автомобиля (Слайд 30). Спасибо! (аплодисменты). Вновь ветер путешествий надувает наши паруса, и мы в физическом океане отыскали Остров Силы трения.
(Слайд 31–32)
Остров Сила трения.
Чем знаменито это место? Расскажите, пожалуйста…
План:
1. Определение силы трения.
2. Причины возникновения силы трения.
3.Направление силы трения.
4. Виды трения, когда возникает каждый вид трения?
Сообщение: Сила трения - это сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются друг относительно друга. Трение препятствует движению. Причина возникновения силы трения - межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел. Сила трения направлена противоположно движению тела, измеряется в Ньютонах. Рассчитать силу трения можно, если знать массу тела и коэффициент трения. Существует три вида трения: покоя, качения и скольжения. Трение покоя возникает, когда тело находится в покое и его трудно сдвинуть с места. Трение скольжения возникает, когда тело скользит по наклонной плоскости. Трение качения можно наблюдать, если перекатывать тело по бревнам. (Слайд 33)
Поблагодарим за познавательную информацию. (Аплодисменты).
(Слайд 34)
Повторим виды трения, встаньте так, чтобы не мешать друг другу.
Поднимаем руки вверх:
правую, если я привожу пример трения скольжения
левую – трение качения
обе руки – трение покоя
Итак, с каким видом трения мы имеем дело в следующих случаях?
Катаясь на лыжах П
Катаясь на роликах Л
Катаясь на коньках П
Поскользнувшись на горошине Л
Сдвигая диван с места Обе
Катаясь на санках П
Катаясь на велосипеде Л
Перемещая по комнате кресло П
А если это кресло на колесиках Л
Хорошо. Пожалуйста, садитесь…
Вам с детства твердили: «Нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной!» Почему? (инерция).
Запомните! Ни одно тело не может остановиться мгновенно. И для остановки автомобиля тоже требуется несколько секунд. Кстати, при скорости 60 км/ч за одну секунду машина проезжает почти 17 м, т.е. больше, чем длина нашей классной комнаты. Помните об этом и не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
(Слайд 35) А что произойдёт, если вдруг исчезнет трение… Процитировать несколько предложений из сочинения в картинках на эту тему, попросим авторов работы.
Мини – проект: «Мир без силы трения». Напишите сочинение в картинках на заданную тему. Прочтите вслух её содержание, начав чтение со слов… Мне приснился сон, что трение вдруг исчезло… Необходимо выбрать, из предложенных фраз, только те, что верно отражают заданную тему сочинения, и наклеить их на лист ватмана. Спасибо! (Аплодисменты).
(Слайд 36)
Для того, чтобы открывать новые острова Физического океана, нужно пройти таможенный контроль. Для этогонеобходимо в тестовых вопросах ответить «да» или «нет».
(Слайд 37) Игра «Верю, не верю». Да «+»Нет «-»
1. Силой называют физическую величину, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. Да
2. Действия двух тел могут уравновешиваться. Для этого надо, чтобы они были направлены в одну сторону. Нет.
3. Силы, которые возникают вследствие деформации тел, называют силами упругости. Да.
4. 1 кН = 10 Н. Нет.
5. Сила – величина векторная. Да.
6. Сила, с которой Земля притягивает все тела, называют силой тяжести. Да.
7. Вес тела вычисляется по формуле P = mg. Да.
8. Сила упругости зависит от массы тела. Нет.
9. Единица измерения коэффициента жёсткости - метр. Нет
10. Вес тела – это результат взаимодействия тела и Земли. Нет.
11. Сила тяжести вычисляется по формуле Fтяж= mg Да.
12. Закон Гука можно записать так: Fупр = k∆ℓ Да.
(Слайд 38) За правильный ответ – 1 балл. Самопроверка!
+_+_+ + +_ _ _+ +
- 11 – 12 баллов «5»
- 8 – 10 баллов «4»
- 6 – 7 баллов «3»
(Слайд 39)
Эти
Ребята
Умеют
Думать
И
Толковать!
Каждый ЭРУДИТ!
(Слайд 40)
Зачем необходимо понимать особенности разных сил?
Понимание этой темы помогает приблизиться к удивительным явлениям, сопровождающих нашу жизнь, помогает найти причину этих явлений, помогает учитывать их в повседневной практике. А значит, позволяет научить человека строить цепочки умозаключений, размышляя о последствиях, которые диктуются законами природы. Эти последствия нельзя избежать, т.к. физические законы всегда выполняются, их нельзя нарушать! Можно изменять правила взаимоотношений между людьми, законы природы изменить нельзя!
(Слайд 41)
Мало знать – надо уметь применять!
Обмен впечатлениями – занятие увлекательное, но пора подводить итоги.
(Слайд 42)
«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный, путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький». Конфуций
Каждый человек сам выбирает путь, но результат важен для всех. Надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.
(Слайд 43) Подведение итогов урока. Покажите, пожалуйста, жестами…
Ваше отношение к уроку | |||
Было ли вам интересно на уроке |
|||
Какую бы вы поставили себе отметку за урок |
Спасибо, есть результат, и он побуждает строить новые планы, замечательно, жизнь продолжается! Подставляйте ладони, ловите снежинки, (Слайд 44) спасибо за урок!