Урок русского языка по теме "Падежи имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Различение падежей

Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.

Задачи урока: Формировать умение определять и различать падежные формы имен существительных.

Формировать: 

познавательные УУД: 
– умения работать с таблицами;
– сравнивать и обобщать при работе с таблицей.
– развивать наблюдательность, умение сравнивать сходные языковые явления.

регулятивные УУД:
– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты. 
- коммуникативные:
- умение работать в паре, договариваться.

Личностные УУД:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
- формировать умение оценивать себя и других учеников.

Предметные УУД:
- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;
- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;
- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;
- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;
-  закрепить умение определять род имен существительных.

Оборудование:
- УМК «ПНШ», учебник «Русский язык», 3 класс, 1 часть;
- электронная презентация;
- компьютер, проектор, экран;
- памятки для коллективной работы;
- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;
- листы самооценки.

Тип урока: урок обобщения знаний

План урока

Этап

Время

Цель

Организационный момент

3 мин.

Нацелить на успешную работу.

Минутка чистописания

3 мин.

Выполнить задание в соответствии с поставленной задачей.

Актуализация знаний

4 мин.

Сориентироваться в системе своих знаний.

Самоопределение к деятельности

2 мин.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формировать умение планировать свою деятельность.

Работа по теме урока

13 мин.

Развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
уметь высказывать свое мнение
формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

Физ.минутка

2 мин.

Формировать умение контролировать  и оценивать свою деятельность;
закрепить умение определять род имен существительных.

Продолжение работы по теме урока

7 мин.

Формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность;
уметь высказывать свое мнение;
формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;
развивать мыслительную деятельность;
формировать умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;
развивать умение договариваться, находить общее решение при работе в группах;
формировать способность сохранять доброжелательные отношения друг к другу.

Рефлексия

4 мин.

Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы;
формировать умение оценивать свою деятельность;
оформлять свои мысли  устной форме.

Подведение итогов урока

1 мин.

Повторить алгоритм определения падежей имен существительных.

Домашнее задание

1 мин.

Демонстрировать объяснение домашнего задания.


Ход урока

1. Организационный момент

- Проверьте, чтобы на вашем рабочем столе были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!

- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня на уроке у нас не будет отдельной минутки чистописания. Мы на уроке не только будем отрабатывать тему, но и весь урок аккуратно и красиво писать, помня о чистописании.

- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Запишите число и слова классная работа. Будьте внимательны, не допустите ошибки.

- Сегодня к нам пришли в гости Маша и Миша. Ребята, они выполняли домашнее задание – определяли падежи. Посмотрите: верно ли Маша и Миша определили падежи имен существительных?

  • Поспел (на чем?) на огороде. П.п.
  • Рисую (чем?) карандашом Т.п.
  • Сказать (по чему) по телефону Д.п.

- Нет. Почему?

- Давайте исправим.

- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.

Определение падежей имен существительных.

Карточка для ОВЗ

Выберите тему урока из предложенных:

Имена существительные.

Определение падежей имен существительных.

Антонимы.

- определите цель урока, используя опорные слова.

Повторим …. Названия падежей, вопросы, вспомогательные слова.

Обобщим …. знания о падежах имен существительных.

Отрабатывать умение …. выделять словосочетания и определять падеж имен существительных.

- Послушайте сказку и выпишите встретившиеся вам названия падежей.

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

  1.  Ребята, а какой из падежей вам более симпатичен? Почему?
  2.  А мне больше симпатичен Дательный, потому что он любил со всеми делиться. И сегодня мы с вами будем делиться знаниями.

Работа в парах.

- Давайте посмотрим на таблицу.

- Как вы думаете, какое задание вам будет предложено? Заполнить таблицу.

- Вы будете работать в парах.

- Давайте вспомним, какое главное правило работы в паре?

Самое главное уметь слышать, договариваться друг с другом и помогать друг другу.

- Про что мы должны договориться сначала? Кто будет записывать.

- Договоритесь. Постройте домик, если вы закончили работать.

- Поднимите руку, у кого не получилось договориться в паре. Почему?

- Молодцы.

- Выполняя любое задание, что мы должны сделать в первую очередь?

- Определить цель задания, для чего мы будем делать.

Для того, чтобы повторить названия, вопросы и вспомогательные слова падежей.

- Приступаем к работе

  • 1 ряд - вписать падежи
  • 2 ряд  - вспомогательные слова
  • 3 ряд – вопросы.

Падеж

Вспомогательное слово

Вопрос

И.п.

есть

Кто? Что?

Р.п.

нет

Кого? Чего?

Д.п.

дам

Кому? Чему?

В.п.

вижу

Кого? Что?

Т.п.

горжусь

Кем? Чем?

П.п.

думаю

О ком? О чем?

- Проверьте по эталону. На доске повесить таблицу.

-  Ребята, а какая цель была этого задания?

- Мы достигли поставленной цели?

- Молодцы.

- Не отчаивайтесь те, кто не до конца справился с данным заданием.

- Еще поработаем, и у вас тоже все получится.

2. Продолжение работы по теме урока

Работа в парах

- У вас на столах лежат карточки

- Посмотрите на задание. Расставьте последовательность этапов выполнения заданий.

- Какие этапы работы над заданием мы будем выполнять.

1. прочитаем.

2. определим падежи выделенных слов.

3. расставим в последовательности расположения падежей.

- Определите цель выполнения этого задания: применить на упражнении знания о падежах. Определить падеж выделенных слов.

- Давайте вспомним алгоритм определения падежей.

В парах вспомните и объясните друг другу, как можно определить падеж.

Один у доски.

При определении падежа имени существительного, что делаем первым шагом?

Алгоритм определения падежа имени существительного

  1. Нахожу словосочетание с нужным словом.
  2. Нахожу главное слово
  3. Задаю от него вопрос
  4. По вопросу (и по предлогу) определяю падеж.

- Определите падежи в парах, используя алгоритм.

- Расставьте падежи в последовательности их расположения в русском языке.

Карточка 2

Прочитай пословицы. Определи падеж выделенных слов. Расположи данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке.

  1. Человек трудом красен. 
  2. Человек воспевает труд.
  3. Есть много пословиц о труде.
  4. Терпенье и труд всё перетрут.
  5. По труду о человеке судят.
  6. Без труда не выловишь и рыбку  из пруда.

Проверка работы (слайд) по эталону

  1. Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
  2. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
  3. По труду о человеке судят. (Д.п.)
  4. Человек воспевает труд. (В.п.)
  5. Человек трудом красен. (Т.п.)
  6. Есть много пословиц о труде. (П.п.)

- У кого всё правильно получилось?

- Оцените свою работу.

- Какое максимальное количество баллов может быть? 6 баллов.

- Оцените свою работу.

- Ребята, посмотрите на все эти пословицы и скажите, какой общий смысл они передают и почему?

Нужно трудиться и тогда все будет получатся.

Физкультминутка

Я вам буду называть имена существительные.

- Если существительное  мужского родаприсели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели -  встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.
Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.

Игра «Третий лишний»

Прочитайте словосочетания.

- Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?

Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.

Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.

Жил в городе, полз по одежде, подошёл к ферме.

  1. Вам нужно будет списать строчку, а лишнее подчеркнуть.
  2. Дальше вы будете работать самостоятельно с этими словосочетаниями. Договоритесь в паре, кто с каким словосочетанием будет работать.
  3. Поднимите руку, кто работал с 2 строчкой. Какое словосочетание подчеркнули и почему?
  4.  Поднимите руку, кто работал с 3 строчкой. Какое словосочетание подчеркнули и почему?
  5. Оцените свою работу на уроке.
  6. Какой критерий мы можем взять для оценивания.
  7. Правильность выполнения задания. Оцените.
  8. Сделайте домик.

- Встаньте те, кто смог определить падеж.

- Если вы допустили ошибку, подумайте, чего нам не хватило? (что нам помогло правильно определить падеж?)

Не хватило знаний.

- _______, проговори алгоритм еще раз. Проговариваем алгоритм индивидуально.

Самостоятельная работа.

- Посмотрите на карточки и скажите, какое задание вам нужно будет выполнить? Определить падеж.

5 словосочетаний по вариантам. В тетради

1 вариант.

Рисовала мама И.п.
Поет песню В.п.
Бегает по лужайке Д.п.
Крышка коробки Р.п.
Купила в магазине П.п.

2 вариант.

Перепрыгнул через лужу В.п.
Снять с руки Р.п.
Повисло над рекой Т.п.
Лежит на столе П.п.
Побродить по парку Д.п.

- Проверьте по эталону и оцените свою работу в баллах.

Положите карточки на край парты.

Рефлексия

- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.

- Повторить знания о падежах.

-  Учиться выделять словосочетания и определять падеж имен существительных.

- Кто достиг данной цели?

- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).

- Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, на доске есть три карточки.

Я все сумел и все понял.

Я выполнил все, но не до конца выполнил задания.

Я ничего не понял.

  • Первый ряд тихонько встали, подойдите к доске и оцените свою работу на уроке.
  • Второй ряд
  • Третий ряд.

- Посмотрите, ребята, у нас достаточно большое кол-во детей справились со всеми заданиями. Но есть детки, которым нужно еще постараться.

3. Домашнее задание

  • выбрать один из падежей и составить про него сказку.
  • для детей ОВЗ стр.193 упр. 8.