Различение падежей
Цель: способствовать формированию умения определять падеж имён существительных.
Задачи урока: Формировать умение определять и различать падежные формы имен существительных.
Формировать:
познавательные УУД:
– умения работать с таблицами;
– сравнивать и обобщать при работе с таблицей.
– развивать наблюдательность, умение сравнивать сходные языковые явления.
регулятивные УУД:
– умение определять задачи урока, анализировать достигнутые результаты.
- коммуникативные:
- умение работать в паре, договариваться.
Личностные УУД:
- развивать познавательный интерес, учебную мотивацию;
- формировать нравственно-эмоциальную отзывчивость на основе способности к восприятию чувств других людей;
- формировать умение оценивать себя и других учеников.
Предметные УУД:
- формировать умение различать падежи по вопросам и предлогам;
- формировать умение составлять алгоритм действий при определении падежей имен существительных;
- применять правило проверки пропущенной орфограммы в словах;
- закрепить умение склонять имена существительные по вопросам и опорным словам;
- закрепить умение определять род имен существительных.
Оборудование:
- УМК «ПНШ», учебник «Русский язык», 3 класс, 1 часть;
- электронная презентация;
- компьютер, проектор, экран;
- памятки для коллективной работы;
- карточки с алгоритмом определения падежей имен существительных;
- листы самооценки.
Тип урока: урок обобщения знаний
План урока
Этап | Время |
Цель |
Организационный момент |
3 мин. |
Нацелить на успешную работу. |
Минутка чистописания |
3 мин. |
Выполнить задание в соответствии с поставленной задачей. |
Актуализация знаний |
4 мин. |
Сориентироваться в системе своих знаний. |
Самоопределение к деятельности |
2 мин. |
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; формировать умение планировать свою деятельность. |
Работа по теме урока |
13 мин. |
Развивать познавательный интерес, учебную мотивацию; |
Физ.минутка |
2 мин. |
Формировать умение контролировать и оценивать свою деятельность; |
Продолжение работы по теме урока |
7 мин. |
Формировать умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность; |
Рефлексия |
4 мин. |
Формировать умение находить ответы на вопросы, используя учебные материалы; |
Подведение итогов урока |
1 мин. |
Повторить алгоритм определения падежей имен существительных. |
Домашнее задание |
1 мин. |
Демонстрировать объяснение домашнего задания. |
Ход урока
1. Организационный момент
- Проверьте, чтобы на вашем рабочем столе были: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, дневник. Садитесь!
- Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня на уроке у нас не будет отдельной минутки чистописания. Мы на уроке не только будем отрабатывать тему, но и весь урок аккуратно и красиво писать, помня о чистописании.
- Откройте тетрадь. Сядьте правильно. Запишите число и слова классная работа. Будьте внимательны, не допустите ошибки.
- Сегодня к нам пришли в гости Маша и Миша. Ребята, они выполняли домашнее задание – определяли падежи. Посмотрите: верно ли Маша и Миша определили падежи имен существительных?
- Поспел (на чем?) на огороде. П.п.
- Рисую (чем?) карандашом Т.п.
- Сказать (по чему) по телефону Д.п.
- Нет. Почему?
- Давайте исправим.
- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.
Определение падежей имен существительных.
Карточка для ОВЗ
Выберите тему урока из предложенных:
Имена существительные.
Определение падежей имен существительных.
Антонимы.
- определите цель урока, используя опорные слова.
Повторим …. Названия падежей, вопросы, вспомогательные слова.
Обобщим …. знания о падежах имен существительных.
Отрабатывать умение …. выделять словосочетания и определять падеж имен существительных.
- Послушайте сказку и выпишите встретившиеся вам названия падежей.
Сказка о падежах.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.
- Ребята, а какой из падежей вам более симпатичен? Почему?
- А мне больше симпатичен Дательный, потому что он любил со всеми делиться. И сегодня мы с вами будем делиться знаниями.
Работа в парах.
- Давайте посмотрим на таблицу.
- Как вы думаете, какое задание вам будет предложено? Заполнить таблицу.
- Вы будете работать в парах.
- Давайте вспомним, какое главное правило работы в паре?
Самое главное уметь слышать, договариваться друг с другом и помогать друг другу.
- Про что мы должны договориться сначала? Кто будет записывать.
- Договоритесь. Постройте домик, если вы закончили работать.
- Поднимите руку, у кого не получилось договориться в паре. Почему?
- Молодцы.
- Выполняя любое задание, что мы должны сделать в первую очередь?
- Определить цель задания, для чего мы будем делать.
Для того, чтобы повторить названия, вопросы и вспомогательные слова падежей.
- Приступаем к работе
- 1 ряд - вписать падежи
- 2 ряд - вспомогательные слова
- 3 ряд – вопросы.
Падеж |
Вспомогательное слово |
Вопрос |
И.п. |
есть |
Кто? Что? |
Р.п. |
нет |
Кого? Чего? |
Д.п. |
дам |
Кому? Чему? |
В.п. |
вижу |
Кого? Что? |
Т.п. |
горжусь |
Кем? Чем? |
П.п. |
думаю |
О ком? О чем? |
- Проверьте по эталону. На доске повесить таблицу.
- Ребята, а какая цель была этого задания?
- Мы достигли поставленной цели?
- Молодцы.
- Не отчаивайтесь те, кто не до конца справился с данным заданием.
- Еще поработаем, и у вас тоже все получится.
2. Продолжение работы по теме урока
Работа в парах
- У вас на столах лежат карточки
- Посмотрите на задание. Расставьте последовательность этапов выполнения заданий.
- Какие этапы работы над заданием мы будем выполнять.
1. прочитаем.
2. определим падежи выделенных слов.
3. расставим в последовательности расположения падежей.
- Определите цель выполнения этого задания: применить на упражнении знания о падежах. Определить падеж выделенных слов.
- Давайте вспомним алгоритм определения падежей.
В парах вспомните и объясните друг другу, как можно определить падеж.
Один у доски.
При определении падежа имени существительного, что делаем первым шагом?
Алгоритм определения падежа имени существительного
- Нахожу словосочетание с нужным словом.
- Нахожу главное слово
- Задаю от него вопрос
- По вопросу (и по предлогу) определяю падеж.
- Определите падежи в парах, используя алгоритм.
- Расставьте падежи в последовательности их расположения в русском языке.
Карточка 2
Прочитай пословицы. Определи падеж выделенных слов. Расположи данные предложения в последовательности расположения падежей в русском языке.
- Человек трудом красен.
- Человек воспевает труд.
- Есть много пословиц о труде.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- По труду о человеке судят.
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Проверка работы (слайд) по эталону
- Терпенье и труд всё перетрут. (И.п.)
- Без труда не выловишь и рыбку из пруда. (Р.п.)
- По труду о человеке судят. (Д.п.)
- Человек воспевает труд. (В.п.)
- Человек трудом красен. (Т.п.)
- Есть много пословиц о труде. (П.п.)
- У кого всё правильно получилось?
- Оцените свою работу.
- Какое максимальное количество баллов может быть? 6 баллов.
- Оцените свою работу.
- Ребята, посмотрите на все эти пословицы и скажите, какой общий смысл они передают и почему?
Нужно трудиться и тогда все будет получатся.
Физкультминутка
Я вам буду называть имена существительные.
- Если существительное мужского рода – присели - встали мальчики, если существительное женского рода – присели - встали девочки, если существительное среднего рода все хлопнули в ладоши.
Класс, февраль, молодежь, рассказ, окно, зима, обед, место, облако, суббота, молоко, помощь, закладка, пустяк, дочь, дочка, день, объявление, яблоко.
Игра «Третий лишний»
Прочитайте словосочетания.
- Какое словосочетание в каждой группе лишнее? Почему?
Гуляли в роще, приблизились к черёмухе, находился в лодке.
Тетрадь без обложки, гнездо без наседки, всадник на лошади.
Жил в городе, полз по одежде, подошёл к ферме.
- Вам нужно будет списать строчку, а лишнее подчеркнуть.
- Дальше вы будете работать самостоятельно с этими словосочетаниями. Договоритесь в паре, кто с каким словосочетанием будет работать.
- Поднимите руку, кто работал с 2 строчкой. Какое словосочетание подчеркнули и почему?
- Поднимите руку, кто работал с 3 строчкой. Какое словосочетание подчеркнули и почему?
- Оцените свою работу на уроке.
- Какой критерий мы можем взять для оценивания.
- Правильность выполнения задания. Оцените.
- Сделайте домик.
- Встаньте те, кто смог определить падеж.
- Если вы допустили ошибку, подумайте, чего нам не хватило? (что нам помогло правильно определить падеж?)
Не хватило знаний.
- _______, проговори алгоритм еще раз. Проговариваем алгоритм индивидуально.
Самостоятельная работа.
- Посмотрите на карточки и скажите, какое задание вам нужно будет выполнить? Определить падеж.
5 словосочетаний по вариантам. В тетради
1 вариант.
Рисовала мама И.п.
Поет песню В.п.
Бегает по лужайке Д.п.
Крышка коробки Р.п.
Купила в магазине П.п.
2 вариант.
Перепрыгнул через лужу В.п.
Снять с руки Р.п.
Повисло над рекой Т.п.
Лежит на столе П.п.
Побродить по парку Д.п.
- Проверьте по эталону и оцените свою работу в баллах.
Положите карточки на край парты.
Рефлексия
- Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока.
- Повторить знания о падежах.
- Учиться выделять словосочетания и определять падеж имен существительных.
- Кто достиг данной цели?
- Как определить падеж существительного? (Нужно найти главное слово, задать от него вопрос и по вопросу (или по предлогу) определить падеж).
- Ребята, давайте оценим свою работу на уроке. Посмотрите, на доске есть три карточки.
Я все сумел и все понял.
Я выполнил все, но не до конца выполнил задания.
Я ничего не понял.
- Первый ряд тихонько встали, подойдите к доске и оцените свою работу на уроке.
- Второй ряд
- Третий ряд.
- Посмотрите, ребята, у нас достаточно большое кол-во детей справились со всеми заданиями. Но есть детки, которым нужно еще постараться.
3. Домашнее задание
- выбрать один из падежей и составить про него сказку.
- для детей ОВЗ стр.193 упр. 8.