Цели: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4; учить писать цифру 4.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10; определять состав числа 4; соотносить число и цифру 4; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения; оценивать свою работу, границы своего знания и незнания; работать в паре.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Актуализация знаний
1) Устный счёт.
- Прочитайте записи на доске.
- 3 – 1
- 1 + 2
- 1 + 1
- 1 + 1 + 1
- 2 + 1
- 2 – 1
- 3 – 2
- 3 – 1
- Покажите цифровыми карточками, какое число получится…..
2) Практическая работа.
- Возьмите в руки 3 палочки.
- В правую руку возьмите 2 палочки.
- Сколько палочек нужно взять в левую руку?
- Возьмите в правую руку 1 палочку.
- Сколько нужно взять палочек в левую руку?
- Как можно разложить 3 палочки в две руки?
3) Составление числовых записей.
* Я вам буду читать стихи, а вы по ходу выкладываете числовую запись
На полянке у дубка крот нашёл два грибка.
А подальше, у осин, он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов: сколько крот нашёл грибов? (2 + 1 = 3)
- Почему вы выбрали знак «плюс»? (грибов стало больше)
- Сколько бубликов в мешок положил ты, Петушок?
- Два, но дедушке дадим и останется …… (2 – 1 = 1)
- Почему вы выбрали знак «минус»? (стало меньше)
III. Самоопределение к деятельности
- Послушайте и посмотрите задачу. На столах выкладываем задачу при помощи геометрических фигур или счётными палочками.
На огороде Алёна сорвала земляничку и положила в лукошко. Потом нашла ещё одну земляничку и тоже – в кузовок. Дальше пошла и снова ягодку нашла, в кузовок положила. А впереди вновь ягодка. И её с собой в лукошко положила.
- Сколько ягодок сорвала Алёна сразу? Положите на партах один квадрат.
- Сколько ещё ягодок положила девочка в лукошко? Добавьте квадрат к лежащему на парте.
- Сколько получилось ягодок в лукошке?
- Что случилось дальше? Добавьте квадрат. Сколько ягодок стало в лукошке?
- Сколько ягод положила Алёнка напоследок? Добавляем квадрат.
- Сколько квадратов у вас лежит на партах?
- Как вы получили 4 квадрата?
- Составьте цифровую запись. (на доске в тетрадях)
1 + 1 + 1 + 1 = 4
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- А зачем…….. ?
IV. Работа по теме урока
1) Определение состава числа 4.
- Как ещё могла Алёнка срывать землянички?
- Составьте запись на партах. (Одна запись на двоих с соседом).
- 2 + 1 + 1 = 4
- 2 + 2 = 4
- 3 + 1 = 4
- 1 + 3 = 4
- 1 + 1 + 2 = 4
- Молодцы! Прочитайте все записи, что у нас получились.
- Значит, как мы можем получить число 4?
- Какой цифрой будем обозначать число «4» при записях?
- Рассмотрите цифру 4.
- Кто встречался уже с этой цифрой? Где вы её видели?
- Посмотрите, чего у нас в классе 4?
- На что похожа цифра 4?
2) Работа по учебнику.
Стр.62.
- Рассмотрите рисунок. Сколько цыплят уже вылупилось?
- Как получилось число 4?
- Вспомните, как можно получить число 4?
V. Физминутка
Мы шагаем друг за другом лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают. В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре, полетели, закружились.
VI. Закрепление изученного материала
1) Запись цифры 4.
* Объяснение.
* Запись в тетради.
2) Запись выражений и результата.
- Запишите числовые записи и найдите результат.
- 1 + 3 = 4
- 2 + 2 = 4
- 4 – 1 = 3
- 4 – 2 = 2
3) Самостоятельная работа.
Стр.63 № 6
(Проверка и взаимопроверка)
4) Проверочная работа.
- Подчеркните записи, в которых получится 4.
- 1 + 3
- 2 + 1
- 2 + 2
- 3 + 2
- 4 – 1
- 1 + 1 + 1 + 1
- 2 + 1 + 1
- Проверьте свою работу по эталону – образцу.