Внеклассное мероприятие по теме "Чистое слово»

Разделы: Русский язык

Цель мероприятия - привлечение внимания к проблеме чистоты русского языка.

Задачи:

• дать понятие о жаргонах, сленгах;
  • показать отрицательную роль сквернословия в нашей речи, выявить причины обеднения разговорной речи;
  • призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;
  • вызвать стремление к искоренению сквернословия, предложить пути исцеления от грубых слов, жаргонов.

Форма проведения: устный журнал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие по русскому языку в форме устного журнала “Чистое слово”. В работе принимают участие две стороны – это Практики и Теоретики. Участниками мероприятия являются учащиеся 7–8 классов. Наш разговор хотелось бы начать с прекрасного стихотворения:

Ученик:

В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной!
А. Шибаев

Учитель: Мы открываем 1 страничку: “А нельзя ли без них?”.

1 Ученик (практик): Мне хотелось бы начать разговор с простой школьной ситуации:

Странный и взъерошенный Дима выскочил из класса, его окружили ребята с вопросами:

- Ну что, завалил?

Дима ответил:

- Выкрутился!

- Что делает Босс?

- Режет всех подряд

- А Русалка?

- Топит!

- А Этот наш препод?

- Засыпает!

- А Васька?

- Плавает по Шпорам! (сценка разыгрывается учениками)

Учитель: Если бы этот разговор услышал иностранец, изучавший русский язык по институтским пособиям, он решил бы, что здесь собрались жертвы какой-то расправы, а спасенный счастливо рассказывает о проделках злодейской шайки. Современному школьнику этот язык понятен: Босс-это директор, Препод- учитель, выкрутился- сдал. На этом языке, точнее жаргоне, разговаривает почти добрая половина наших подростков.

2 Ученик (теоретик-лексиколог):

Жаргон – это разновидность речи, используемая в узком кругу просвещенных. Это грубый, обедненный, безобразный заменитель настоящего языка!. Жаргонизмы не понятны людям, непросвещенным, а это создает повод для недоразумений. Например, в ученическом жаргоне –пара – двойка, кемарить – спать, супер - отлично. Могут ли подобные словечки заменить настоящие, точные русский слова? Богатства оценочной лексики, которая в национальном языке выражает тончайшие оттенки человеческих чувств, в жаргоне подменяются условными обозначениями, которые сводятся к математическим знакам – и +. Блеск, клево, железно – все это говорится при положительной оценке; муть, прокол, чешуя- при отрицательной.

3 Ученик (теоретик):

Профессор Скворцов пишет: “ Жалок в своей беспомощности или смешон в нарочитой вульгарности тот, кто сыплет, как шелухой от семечек, пустыми внутри словечками, вроде клевый, прошвырнуться и т.д.. Старинная русская пословица гласит: “В семье не без урода”. В языке тоже есть уроды – это жаргонизмы.

Употребление таких слов – один из страшных бичей в речи не только взрослых, но и школьников. К тому же школьники больны не только жаргонизмами, но и сквернословием.

Только чистота речи поможет сделать нашу жизнь более чистой, осмысленной и прекрасной.

Чтец:

И нет у нас другого достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья
Наш дар бессмертный – речь!

Учитель: А мы переходим ко 2 странице нашего журнала: “ Молодежный сленг”.

Теоретик (лингвист):

Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества. В разные периоды жизни разным был язык. Сообщества людей постоянно изобретало свои способы общения. Для них важно, чтобы их не понимали посторонние. Сленг – это заниженный стиль речи, размывающий нормы языка, речевого этикета. Он становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит по телевидению. Молодежь является носителем сленга, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь становится престижным. Примерами служат тексты песен “Мне все по барабану” - группа “Сплин”, “Заколебал ты” - “Дискотека Авария”.

Прослушивание песен.

Ваша задача: назвать жаргонизмы.

Теоретик: Пропасть между классической речью и сленгом расширяется с каждым днем. С течением времени ускоряется темп жизни, растет словарный запас, расширяется словарь сленга. Наиболее популярен сленг программистов: пент - компьютер с процессором пентиум, материнка- материнская плата, отксерить - отксерокопировать…. Пристрастие к наркотикам нашей молодежи породило слова: машинка- шприц, колеса – таблетки, ширяться – колоться.

Учитель: Наши школьники тоже используют в своей речи сленговые слова и выражения:

Ученикам предлагаются слова, к ним они должны подобрать литературные слова: вирусняк – вирус, сбацать – сыграть, слизать – списать, клава – клавиатура, предки – родители.

Учитель: Если прислушаться к речи наших школьников, то тоже можно услышать жаргонизмы. Недавно было проведено анкетирование среди учащихся 7, 8,10 классов. В нем приняло участие 20 человек.

Вопросы:

1. Назвать жаргонизмы, которые часто употребляете. (Предки, ёмаё, ботаник, училка, клёво, пофиг, ну блин, отвали, офигенно, хавать, тормоз, базар, прикольно, мне по барабану)

2. Для чего вы их употребляете?

• Нужны для связи в речи – 5
  • Делают речь понятнее для друзей – 6
  • Что – то другое – 9

3. Могли бы вы обойтись без них?

(Большинство ответили – да).

4. Стараетесь ли вы обойтись без них?

• Да – 9
  • Нет – 5
  • Не думали об этом – 6

5. Стараетесь ли вы обойтись без них?

• Да – 10
  • Нет - 6
  • Не думали об этом – 4

Игра «Вежливое обращение друг к другу».

Учитель: Переходим к 3 страничке “Злые слова: поговорим о сквернословии”.

Теоретик (биолог):

В институте проблем управления Российской академии наук кандидат биологических наук Петр Петрович Горяев и кандидат технических наук Георгий Тертышный изобрели аппарат, который переводит слова в электромагнитные колебания. А они влияют на молекулы наследственности ДНК. Ругается человек , не переставая – и его хромосомы корежатся, гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать.

Противоестественные программы. Так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали: бранные слова вызывают мутогенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное излучение мощностью в тысячи рентген.

Эксперимент с облучением много лет проводился на семенах растения АРАБИДОПСИС. Почти все они погибли, а те, которые выжили, стали генетическими уродцами. Эти монстры, перенеся множества болезней, передали их по наследству. Через несколько поколений потомство полностью выродилось.

Интересно, что мутагенный эффект не зависел от силы слова, они могли произносится то громко, то тихо. На этом основании ученые сделали выводы, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК. Был проведен противоположный эксперимент, ученые благословляли семена погибших растений, перепутавшиеся гены срослись, семена ожили...

Ученые пришли к выводу: ДНК воспринимает человеческую речь. Горяев считает, что с помощью словесных мыслеформ человек созидает свой генетический аппарат. К примеру, ребенок, взявший от родителей определенную наследственную программу, начинает дебоширить, сквернословить. И разрушает и себя, и свою среду. И катится этот снежный ком из поколение в поколение. Однако ДНК не разбирает, общаетесь ли вы с живым человеком или с героем телевизионного сериала.

Физминутка.

А сейчас мы с вами будем говорить « спасибо» на разных языках. По-гречески: эфхаристо, по-датски- цак, по-немецки – данке шон, по-французски.

Практик: Сейчас вашему вниманию предлагается кадр из фильма «Джентльмены удачи». Найти как можно жаргонизмов в речи героев и слов заниженной лексики.

Учитель: В настоящее время популярными среди молодёжи являются сериалы: «Универ», «Счастливы вместе», « Папины дочки», «Интерны», «Зайцев + 1».

Вашим домашним заданием было: посмотреть сериалы и выписать жаргонизмы.

Учитель: И правда то, что мы слышим ненормативную лексику, употребляем ее. Трудно противостоять моде, современному бегу времени, но послушаем слова Д.С Лихачева.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обратите внимание на свой язык!

И, действительно, почаще прислушивайтесь к своей речи, мысленно пытайтесь быстро скорректировать сказанное, постарайтесь обогащать свою речь только приятными теплыми словами, которые будут радовать слух окружающих. И о вас никогда не скажут: Он хам! Невежа! И вам никогда не будет стыдно за сказанное.

Чтец:

Мое человечество!
Что мы так часто грубим?
Нам не извиненья,
Когда мы грубим,
Лишь отругиваясь
Ведь грубость потом
Как болезнь переходит к другим.
И снова от них возвращается к нам,
Наша грубость.
Грубит продавщица,
Официантка грубит.
Кассирша на жалобной книге
Тихонько расположилась
Но эта ли грубость-
Лишь голос их тайных обид
На грубость чужую.
Которая в них отложилась
Мое человечество!
Будем друг к другу нежней!

Учитель: Сейчас настало время оказать экстренную помощь заболевшим сквернословием. В гостях у нас Доктор Айболит!

Айболит:

Кто тут у нас больной? А, Все понемногу?! Будем лечиться!

Нужно подойти к зараженному сквернословием, взять его за руку и нежно посмотреть ему в глаза и погладить по голове.

Если уши больного сквернословием свободны, произнести в них самые прекрасные слова.

Всем гражданам во время эпидемии иметь при себе карамель, и в случае проявления первых признаков, заполнять их уста карамелью.

Если симптомы ярко выражены, и больной еще согласен на помощь, заклейте ему рот, например, скотчем или пластырем

Если заболевший сам в состоянии поправиться, то просто улыбнитесь ему.

Ваша хворь пройдет непременно!

Практик:

У каждого есть плод для нашего дерева чистых слов, давайте посадим и взрастим наше дерево.

(На доске сделан макет дерева, ребята вешают плоды с написанными добрыми словами)

Заключительное слово учителя.

Мне хотелось бы закончить наше мероприятие стихотворением, которое призывает не только заботиться о чистоте к своей речи, но и к уважению к русскому языку, как великой ценности нашего народа.

Если хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
(С.Абдулла, узбекский поэт)