Программное содержание: Формировать представление детей о своей семье и взаимоотношении в ней.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: Формировать у ребенка доброжелательное отношение к родным людям, уважительного и заботливого отношения к ним, и принадлежности к членам своей семьи, развивать эмоциональную отзывчивость.
- Образовательная область «Познавательное развитие»: Дать представление детям о семье, членах семьи их отношениях, отвечать на вопросы о своей семье, о семейных событиях, о действиях и поступках взрослых и детей, в которых проявляются доброе отношение и забота о людях и членах семьи, любовь к родным. Воспитывать в детях усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми.
- Образовательная область «Речевое развитие»: Развивать речевые навыки у детей, обогащать словарь, умение правильно выстраивать свои высказывания. Познакомить детей с народными высказываниями о семье.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: Развивать у детей умение рисовать, используя трафарет, развивать творческую инициативу, рисовать аккуратно, не заходя за контуры.
Активизация словаря: добрая, любимая¸ заботливая, сильный, смелый, папенька, мамочка, младенец, ребенок, подросток, семья.
Материал: мольберт, сюжетные картинки о семье, дом, сердечко, цветок «Добрых дел», бабочки, бусы, сумочка, шарфик, галстук, телефон, кепка, семейный альбом, фотоаппарат, волшебный сундучок, с\к «Добрые дела», трафарет «цветы», краски, салфетки, кисточки, магнитофон, подборка детских песен о семье.
Предварительная работа: беседа о семье и ее членах, стихи, загадки, рассматривание иллюстраций в книгах о семье, д\и «Что такое хорошо и что такое плохо?», составление рассказов о маме и папе, где работают, чем любят заниматься в свободное время.
Ход деятельности
1. Сюрпризный момент: «Волшебный сундучок».
Воспитатель приглашает детей в круг. Ребята, к нам пришло много гостей, поздороваемся.
Воспитатель: У меня на столе волшебный сундучок. Что же в нем находится?
Воспитатель открывает сундучок (в это время тихо звучит детская песенка на тему «Моя семья»). Достает картинки, они красиво перевязаны лентой и бантом. Достает первую картинку - это дом с пустыми окнами (прикрепляет картинку к мольберту).
Воспитатель: Что это? (Дом)
Воспитатель спрашивает: А кто же может жить в этом доме? (люди.)
Воспитатель предлагает послушать загадку:
Целует, обнимает
К сердцу прижимает
Все она умеет
Всех она жалеет
Угадайте-ка друзья! Кто же это?
Ответы детей: (Это мамочка моя).
Воспитатель: Это первая картинка, поставим первую картинку в наш дом.
Воспитатель говорит: Послушайте следующую загадку.
- Галстук, шляпа, телефон
Жду друзья от вас ответа.
Кто же это?
- Дети отвечают: Это папа.
- Молодцы! Конечно папа.
- Воспитатель предлагает поставить картинку папы в окно дома.
- А кто же еще может жить в этом доме?
- Угостит всегда вареньем
- Стол накроет с угощеньем,
- Лада, наша ладушка,
- Кто? – родная. (бабушка).
- Воспитатель предлагает поставить картинку бабушки в окно дома.
- Воспитатель говорит детям: «Отгадайте следующую загадку, Кто же еще живет в доме?»
- Он трудился не от скуки,
- У него в мозолях руки.
- А теперь он стар и сед-
- Мой родной, любимый... (дед).
Ответы детей: дедушка (находим картинку и ставим в окно дома).
- Загадывает воспитатель следующую загадку.
- Кто любит и меня и братца.
- Но больше любит наряжаться!
- Очень модная девчонка-
- Моя старшая… (сестренка).
(Дети ставят картинку в окно дома).
- Воспитатель предлагает следующую загадку:
- Кто веселый карапуз-
- Шустро ползает на пузе?
- Удивительный мальчишка -
- Это младший мой... (братишка).
Дети ставят картинку в окно дома.
- Воспитатель говорит: Вот и заселили мы дом, кто же в нем живет, давайте скажем одним словом.
- Дети говорят: Это семья.
- Воспитатель спрашивает: А как вы думаете, что же такое семья?
- Дети отвечают: Когда живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.
- Воспитатель говорит: Правильно, дети, семья – это самое дорогое, что есть у человека.
- Воспитатель, обращается к детям и спрашивает: А кто живет в твоей семье?
2. Технология «Цепочка» (Передавая сердечко друг другу, дети называют сколько членов в семье).
Интерактивная технология «Цепочка». Цель: способствовать развитию умения правильно выстраивать высказывания о своей семье.
Этапы | Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
1.Мотивационный |
Воспитатель объясняет детям о ходе деятельности: передавать из рук в руки предмет быстро проговорить свой ответ |
Дети осознают поставленную цель |
2.Организационный |
Воспитатель организовывает детей, выстраивая их цепочкой, создавая круг, для удобства передачи сердечка по кругу |
Дети выстраиваются в цепочку, осознают нормы и правила сотрудничества |
3.Деятельностный |
Придумайте предложение |
Дети проговаривают свое предложение |
4.Заключительный |
Вы много сказали своих предложений, правильно, называя своих членов семьи |
Дети присваивают новые знания |
- Предполагаемые ответы детей: Папа. мама и я (2-3 ответа)
3. Работа в группах.
Воспитатель предлагает разделится на две группы( на двух столах. На столе стоят указатели(изображение девочки и мальчика).
4. Дидактическая игра: «Цепочка взросления».
Дети каждый на своем столе раскладывают картинки – младенец девочки, ребенок, подросток, девушка, мама, бабушка, тоже самое на другом столе (младенец - мальчик и т.д.).
Воспитатель: Кто же в вашей семье самый старший? Ответ детей: дедушка, бабушка, папа и т.д.
Воспитатель спрашивает: «А кто же младший?» Ответ детей: Ребенок (если есть младшие – младенец).
5. Физминутка (включаю музыку - магнитофон).
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два. три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре (ходьба вокруг себя)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши).
Наша Мурка, два котенка (наклоны туловищем влево – вправо).
Мой сверчок, щегол и я (ходьба вокруг себя)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши).
6. Д/И «Скажи ласково».
Воспитатель: Скажите, какая ваша семья? Ответы детей: дружная, большая, спортивная.
Воспитатель: А как вы относитесь в семье друг к другу? Ответы детей: С уважением, любовью, заботой друг о друге.
Воспитатель: В семье называют друг друга ласково и нежно, потому что любят друг друга. Как можно назвать ласково? воспитатель называет первое слово, дети продолжают)
Выкладываем кружочками на карте. Д\и «Скажи ласково» (все члены семьи и каждый ребенок, ставит набор кружков, соответствующие каждому слову).
Дочь - доченька, дочурка (предлагает вариант ответа воспитатель).
Затем дети самостоятельно подбирают слова.
Сын – сынок, сыночек; папа – папочка, папенька; дед – дедушка, дедуля;
Мама - мамочка, мамулечка; сестра – сестричка, сестренка; брат- братик, братишка.
Воспитатель: Сколько ласковых слов сказали о своей семье.
Слышится мелодия: Воспитатель привлекает внимание к волшебному сундучку. Давайте посмотрим, что же еще лежит в нем?
7. Д\И «Цветок добрых дел».
Воспитатель: Это волшебный цветок - «Цветок добрых дел». Подумайте, что вы делаете в своей семье? (предварительный ответ детей: помогая вытирать пыль, поливать цветы, убирать игрушки, собирать посуду со стола). Ответить помогут маленькие бабочки.
Дети поочередно подходят к цветку, прикрепляя к нему свою бабочку и рассказывают о том, что делают дома, помогая взрослым.
Воспитатель: Какой красивый цветок получился, много добрых дел вы делаете в семье. Сразу видно, что вы первые помощники в семье.
8. Д.И «Кому что принадлежит?»
Воспитатель: Мы поиграем в игру: «Кому что принадлежит». (символы - девочка и мальчик)
Воспитатель: В семье есть женщины и мужчины, девочки и мальчики. А вы кто? – задает вопрос воспитатель.
- Дети отвечают: Мы - девочки и мальчики.
- Вы выберете каждый по одному предмету, который принадлежит только девочкам и только мальчикам.
На столе лежат предметы (для девочек - бусы, сумочки, шарфик, косынка, зеркало, расческа: мальчикам - кепка, фонарик, галстук, шарф-кашпо, барсетка (мужская сумочка).
Воспитатель: Вы правильно, подобрали предметы.
Воспитатель: В каждой семье есть фотографии всех членов семьи. А где же их хранят?
Дети: (В альбоме)
Воспитатель: Правильно. В семейном альбоме. А для чего они хранятся?
Дети: На память о семье.
9. Фото на память.
- Вот мы свами сейчас достанем фотоаппарат из сундучка и сделаем фотографию на память и вложим ее в наш групповой альбом - это тоже наша семья.
Воспитатель говорит: Ребята, каждая семья замечательная и мы с вами можем ею гордиться, и даже похвалиться ею.
Воспитатель говорит: «- Папа, мама и я – дружная семья!»
- Воспитатель подводит итог сказанному: «И поэтому в семье все хорошо».
- Воспитатель: Когда в семье все хорошо, то какое настроение у всех?
- Дети: хорошее, радостное, веселое.
- Воспитатель предлагает выбрать смайлик – эмоцию «Радость». (достаем ее из волшебного сундучка). Этот смайлик мы прикрепим к нашему дому, чтобы здесь всегда было радостно.
- Воспитатель обращается к детям: «Ребята, у всех вас замечательные родители, хорошая семья. Хочется чтобы вы всегда ценили своих родителей и не огорчали их, заботились о них, когда будете взрослыми»
10. Творческая самостоятельная работа: «Подарок для семьи».
- Воспитатель: Сейчас мы с вами нарисуем подарок для своей семьи. Предлагаю пройти к столам, где все приготовлено для творческой работы (звучит тихая мелодия, в конце развешиваем на стене творчества рисунки детей, образуя выставку «Кто живет в моем доме?».
СВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О СОСТАВЕ СЕМЬИ.
1. Образование 27 семей:
Среднее | Среднеспец. |
Высшее |
2 |
32 |
20 |
2.2% |
84.3% |
13.5% |
2. Вид деятельности:
- Рабочие - 30 чел - 58.8%
- Служащие - 17 чел - 33.3%
- Домох (Б, р). - 2 чел. -5.4%
- Собственное дело - 1 чел (предприниматель) - 2.5%
3. Возраст родителей:
18-25 |
25-35 |
35-45 |
4 чел |
28 чел |
22 чел |
7.2% |
48.6% |
44.2% |
4. Состав семьи:
- Полная – 25 семей - 95%
- Неполная - 2 семьи - 5%
5. Кто помогает в воспитании ребенка?
- Бабушка – 14 семей - 50.5%
- Дедушка – 1 семья - 2.7%
- Никто - 12 семей – 46.8%
6. Где берут информацию о воспитании ребенка?
- Книги – 5 семей - 14%
- Телепередачи – 6 семей – 29%
- Интернет – 6 семей – 29%
- Опыт собственного воспитания – 5 семей - 14%
- Обращаются за помощь в воспитании к педагогу д/с - 5 семей – 14%