"Текстиль-3D": рабочая программа кружка

Разделы: Технология


Важный аспект трудового обучения - соединение обучения конкретному технологическому мастерству с предметной творческой деятельностью декоративно-прикладного характера. Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения при изготовлении различных изделий.

Программа кружка  «Текстиль-3D» является программой внеурочной деятельности по технологии.

Образовательная область «Технология» даёт большие возможности для развития самостоятельности у обучающихся. Причины этому – большое разнообразие самостоятельных практических и лабораторных работ, проектная работа и всевозможные линии рукоделия. Развитие самостоятельности возможно в процессе освоения различных техник работы с текстилем. С целью развития самостоятельности на занятиях кружка педагог дает учащимся задания для самостоятельного решения, т.е. ставит проблему, которую обучающиеся должны решить самостоятельно. Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность. На занятиях кружка самостоятельная деятельность завершается выполнением каких-либо изделий, знакомством с основными приемами соединения деталей, изучением и анализом теоретических вопросов, что очень не маловажно для практических целей предмета «Технология» в общем, так как к ним ученик приходит самостоятельно.

Программа кружка «Текстиль-3D» призвана формировать у учащихся самостоятельность в выборе своих целей и действий, при изучении текстильной пластики, текстильной игрушки, изонити, композиции изделия и других особенностей этих тем, самостоятельность переходящую в самоконтроль, а также призвана вырабатывать художественно-эстетический способ познания мира, систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной самостоятельной творческой деятельности.

Программа кружка «Текстиль-3D» вводит ребенка в удивительный мир творчества. Выполняет не только функцию украшать, но и несёт в себе большой блок задач… Достоинство программы: выполняется работа быстро и эффектно, что для ученика очень актуально. Надо научить ребенка радоваться результату своего труда, чтобы он получал от этого удовлетворение.

Программа кружка «Текстиль-3D» содержит три раздела:

Раздел «Изонить» разработан для учеников 5-8-х классов и рассчитан на 32 часов, из них теории – 2 часа, практических работ – 28 часов, подготовка и защита проекта – 2 часа. Тематика ориентирована на попытку воспитания у подростков стремления к творческому восприятию своего труда и развития чувства красоты, гармонии; познакомить учащихся с профессией вышивальщицы определить их возможности в углубленном изучении разделов «Технологии». 

Данный раздел призвана помочь учащимся, имеющим склонности к занятиям ДПИ, реализовать свои природные задатки. Что должно способствовать осознанному выбору профессии в будущем.

Актуальность раздела - это связь искусства с жизнью человека, его роль в повседневном быту. Курс тесно связан с изучением народного творчества и художественных промыслов России, культурой и традициями русского народа. На данный момент пользуются большим спросом изделия эксклюзивные, оригинальные и неповторимые, выполненные индивидуально вручную, украшающие интерьер жилища.

Оригинальность теме придает знакомство с конструированием и изготовлением картин необычного жанра с помощью цветных ниток – ниточным дизайном. В упрощённой версии данная техника выполняется как вышивка по картону и носит название “Изонить” или хордовой вышивки, или  ниткографии. Такие картины весьма эффектны, вызывают восторг и удивление. Создание вышитых панно становится в последние годы все более популярным занятием.

Раздел «Текстильная пластика» разработан для учеников 5-8-х классов и рассчитан на 20 часов, из них теории – 2 часа, практических работ – 16 часов, подготовка и защита проекта – 2 часа. Раздел «Текстильная пластика» приобщает детей к художественному творчеству, способствует эстетическому развитию, дает возможность ознакомить учащихся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного творчества. В учебном плане по программе «Технология», главными редакторами которой являются Ю.Хотунцев и В.Симоненко, на изучение темы «Текстильная пластика» отводится недостаточное количество часов, чтобы наиболее полно ознакомить учениц с этим видом декоративно-прикладного искусства.

Раздел «Текстильная игрушка» разработан для учеников 5-8-х классов и рассчитан на 16 часов, из них теории – 2 часа, практических работ – 12 часов, подготовка и защита проекта – 2 часа. Раздел «Текстильная игрушка» – часть культуры народа, она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для детей. Поэтому мастера – игрушечники вкладывали в образ игрушки свою фантазию. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки – куклы, сшитой из лоскутков ткани.

Общие принципы, роднящие народную и современную игрушки – это простота форм декоративность, праздничность. Конечно игрушка, купленная в магазине, чаще всего и практичнее и красивее. И все же ей не сравниться с самоделкой, которая согрета теплотой рук мастерившего ее ребёнка. Объёмные игрушки очень выразительны. Детям сними интереснее играть, а у взрослых она всегда вызывает улыбку. Шить эти игрушки большое удовольствие. Они одновременно и просты, и сложны в изготовлении.

Характеристики урока: (занятия)

Целевая аудитория: Класс(ы): 5-8  класс

Предмет(ы): Технология, ИЗО, черчение, математика, русский язык.

Учащихся в классе (аудитории): 12.

Цель программы: 

  • занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся;
  • создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности;
  • познакомить с профессиями вышивальщицы, художника-дизайнера, оформителя;
  • знакомство с творчеством народных умельцев села, района и края;

Цель:

  • занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся;
  • создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; 
  • развитие творческой и самостоятельной личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий;
  • формирование и развитие навыков  школьников по изготовлению интерьерной мягкой игрушки.

Задачи программы:

Обучающие:

  • ознакомить учащихся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
  • способствовать формированию образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;
  • приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства; совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
  • обучать мастерству ручного шитья, искусству гармоничного подбора цветов,
  • технологии сборки изделий из лоскутов, приемам шитья на швейной машинке;
  • закреплять навыки работы с наиболее распространёнными инструментами;
  • познакомить учащихся с историей игрушки;
  • научить основным приемам выполнения мягкой игрушки;
  • обучить младших школьников  технологическим операциям;

Воспитательные:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
  • воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность;
  • формировать самостоятельность при изучении данного курса;
  • осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
  • помочь детям осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения;
  • способствовать формированию и развитию эстетического и художественного вкуса, творческих способностей и фантазии учащихся;

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству вышивальщицы, художника-оформителя, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности;
  • познакомить детей с различными видами декоративно- прикладного искусства, знакомство детей с русским народным творчеством, развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развить фантазию, воображение, творческие способности детей;
  • развить образное мышление, моторные навыки.

Учащиеся должны знать:

  • правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
  • составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;
  • техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «косая квадратка» и другие;
  • технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
  • материалы, применяемые в лоскутном шитье;
  • основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
  • требования к качеству готовых изделий.
  • основные этапы становления рукоделия;
  • типы лоскутной вышивки, особенности их сборки;
  • различные виды стежек и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины.
  • историю мягкой игрушки.
  • инструменты и приспособления,   которые   используются   для    изготовления мягкой игрушки.
  • приемы выбора сырья для работы
  • ручные швы, применяемые для изготовления мягкой игрушки
  • последовательность и технологию выполнения изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять все виды ручных швов, используемых в данной технике;
  • конструировать несложные узоры, разрабатывать самостоятельно узоры;
  • выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;
  • выполнять различные виды стежек вручную и на швейной машине;
  • проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.
  • правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
  • подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
  • обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
  • определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
  • подбирать рационально инструменты, приспособления, материалы для изготовления изделий
  • пользоваться выкройками для мягкой игрушки
  • выполнять ручные швы, применяемые для изготовления мягкой игрушки
  • последовательно изготовить мягкую игрушку
  • выполнять декоративную отделку готовых изделий
  • мониторинг отслеживания  программы базируется на методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение за учащимися в деятельности, собеседование, анкетирование и др.)

Тематическое планирование. Раздел «Изонить»

Содержание

Кол-во часов

теория

практика

 I

Теоретическая часть

4

 

 

1.

Особенности русской вышивки. История изонити. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами.

2

2

-

2.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение дуги и окружности.

2

-

2

II

Практическая часть

16

 

1.

Изготовление уголка для фоторамки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла.

4

1

3

2.

Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности.

4

1

3

3.

Орнамент в основном приеме изонити:  заполнение дуги.

4

1

3

4.

Изготовление открытки, панно, картины.

4

-

4

III

Работа над проектом

12

 

 

1.

Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта

10

2

8

2.

Презентации проектов. Организация выставки

2

2

-

Итого

32

 

 

Содержание программы.

Тема 1. Особенности русской вышивки. История изонити.

Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами (игла, ножницы, циркуль).
Цели и задачи курса.

Презентация курса «Народные промыслы. Изонить». План  и особенности работы курса «Народные промыслы. Изонить»; История художественной культуры русского народа  и нитяной графики, изонити, ниточного дизайна. Знакомство с работами мастеров. Профессия вышивальщица.

Техника изонити. Термины и определения. Необходимые материалы и инструменты. Условные обозначения. Техника безопасности при работе с инструментами на занятиях. Перевод рисунка на фон. Виды переводов рисунка. Копировальная бумага. Калька. Переводной карандаш. Шаблоны.

 Тема 2. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение дуги. Заполнение окружности.

Цели и задачи курса.

Подготовка  к работе. Техника изонити. Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Последовательность выполнения работы и оформление. Основы цветоведения. Понятие композиции.

Тема 3. Изготовление уголка для фоторамки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла.

Цели и задачи курса. Последовательность изготовление уголка для фоторамки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла.

Практическая работа:  Подготовка эскиза  рисунка  в технике изонити  с заполнением угла для фоторамки.  Выполнение схемы.   Выполнение шаблона. Изготовление угла для фоторамки.

Тема 4. Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности.

Цели и задачи:  Лекция. Демонстрация приемов и операций. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения заполнение окружности. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения открытки в технике изонити, закреплять умение пользоваться иглой, ножницами.

Практическая работа:  Подготовка эскиза  рисунка  в технике изонити  для открытки.

Выполнение схемы. Изготовление открытки «Цветы и деревья», «Колокольчик», «Одуванчик», «Пальма». Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону «Животные», «Зайчик», «Бабочка», «Кошка», «Цыплята»

Тема 5. Орнамент в основном приеме изонити:  заполнение дуги.

Цели и задачи:  Демонстрация приемов и операций. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения заполнение дуги.

Практическая работа: Подготовка эскиза  рисунка  в технике изонити с заполнением дуги.

Заполнение дуги.  Последовательность выполнения работы и оформление.

Основные закономерности орнамента. Основы композиции. Средства выражения художественного образа.  История орнамента. Композиция в работе, ее особенности.  Создание изделия в технике «Изонить»  – заполнения дуги. Орнамент в основном приеме изонити. Основные приемы работы в технике изонити.  Заполнение дуги.

Тема 6. Изготовление открытки, панно, картины.

Цели и задачи: Познакомить учащихся с последовательностью выполнения.

Практическая работа:  Подготовка эскиза  рисунка  в технике изонити. Последовательность выполнения работы и оформление. Основы композиции. Средства выражения художественного образа. Композиция в работе, ее особенности. Профессия художник-оформитель.
Создание изделия в технике «Изонить» - Изготовление открытки «Цветы и деревья», «Колокольчик», «Одуванчик», «Пальма». Изготовление панно по готовому эскизу, схеме, шаблону «Животные», «Зайчик», «Бабочка», «Кошка», «Цыплята»

Тема 7.  Работа над проектом. Выбор темы. Создание эскиза.

Цели и задачи курса. Лекция. Последовательность выполнения проекта. Постановка проблемы, исследование ее. Ответы на вопросы.

Практическая работа. Подготовка   материалов, инструментов и оборудования к практической работе. Создание эскиза проекта. Изготовление схемы, шаблонов. Освоение последовательности технологических приемов и операций.   Изготовление проектируемого изделия. Соблюдение правил техники безопасности, организация рабочего места для выполнения проектов. Работа над описанием. Технология изготовления изделия. Выбор техники исполнения. Выбор техники исполнения. Оформление изделия. Контроль качества изделия. Изготовление проектируемого изделия. Себестоимость готового изделия. Мини-маркетинг. Окончательный выбор.

Консультации индивидуальные: Ответы на вопросы.

Тема 8. Презентации проектов. Организация выставки.

Цели и задачи: Презентации проектов. Организация выставки проектов. Подведение итогов.

Вид занятия: деловая игра, защита проектов.

Форма проведения: Творческая мастерская по обмену опытом «Новые технологии ДПИ. Изонить». На занятии моделируется ситуация деловой игры: ученики производят презентацию своих проектов, которые они выполнили заранее по выбору в зависимости от уровня знания и желания ознакомиться с технологией декоративно- прикладного искусства: изонить.

Тематическое планирование. Раздел «Текстильная пластика»

Название темы

Кол-во
часов

Теория

Практика

1.

Что приготовить для работы?

2

2

-

2.

Технология соединения лоскутов: полосы.

2

-

2

3.

Технология соединения лоскутов: квадраты.

2

-

2

4.

Технология соединения лоскутов: треугольники.

2

-

2

5.

Технология соединения лоскутов: шестиугольники.

2

-

2

6.

Технология соединения лоскутов: ромбы.

2

-

2

7.

Технология соединения лоскутов: кружки.

2

-

2

8.

Зигзаги. Уголки. Зубчики.

2

-

2

9.

Схемы соединения в лоскутной пластике. Орнамент «Крейзи», или «Безумный лоскуток».

2

-

2

10.

Аппликация как декоративное лоскутное шитьё.

2

-

2

 

Итого

20

2

18

Содержание программы

Тема 1. Что приготовить для работы?

Теоретические сведения. Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Традиционное лоскутное шитьё в России. Немного из истории лоскутного шитья. Подготовка рабочего места. Необходимые материалы и инструменты для работы. Техника безопасности. Виды ручных швов: "вперед иголку", "назад иголку", "через край", "петельный", "потайной" и др. Ткани, основные и отделочные материалы. Подготовительные работы. Подготовка ткани для изделия. Декатировка, крахмаление. Подбор и сочетание цвета. Цветовое решение композиции. Цветовой круг. Основные, дополнительные. Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов. Детали украшения – дополнительные элементы. Роль изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере. Практическая работа. Изготовление ручных швов. Подготовка ткани для изделий.

Тема 2. Технология соединения лоскутов: полосы.

Теоретические сведения. Теоретические сведения. Знакомство с основными способами соединения лоскутов с помощью полосок: «Квадраты из полосок», «Квадрат с диагональным рисунком», «Русская изба» без основы, «Елочка», «Пашня», «Колодец» или «Очаг». ТБ при выполнении работ. Самостоятельное составление эскиза изделия -кухонная прихватка «Зебра».. Схема соединения лоскутков с помощью полосок. Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Практическая работа. Выполнение шаблонов орнамента «Ёлочка» и «Колодец». Выполнение кухонной прихватки. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

Тема 3. Технология соединения лоскутов: квадраты.

Теоретические сведения. Знакомство с основными способами соединения лоскутов с помощью квадратов: «Шахматка», «Двойная шахматка», «Косая шахматка», «Многоцветная шахматка», «Восьмиугольник в квадрате», «Соединительные уголки», «Мельница» и «Квадратка». ТБ при выполнении работ. Самостоятельное составление эскиза изделия - салфетка. Схема соединения лоскутков с помощью квадратов (орнамент «Шахматка»). Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Практическая работа. Выполнение шаблонов орнамента «Двойная или двухцветная шахматка», «Шахматка по диагонали», или «Косая шахматка». Выполнение набора салфеток (6 штук) размером 25 на 25. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

Тема 4. Технология соединения лоскутов: треугольники.

Теоретические сведения. Знакомство с основными способами соединения лоскутов с помощью треугольников: «Мельница», «Сложная мельница», «Квадрат в квадрате». ТБ при выполнении работ. Практическая работа. Выполнение шаблонов орнамента «Мельница» и «Алмаз». Изготовление браслета «Нежность».

Тема 5. Технология соединения лоскутов: шестиугольники.

Теоретические сведения. Знакомство с основными способами соединения лоскутов с помощью шестиугольников: «Цветок» и «Соты». Самостоятельное составление эскиза изделия – подставки под посуду. Схема соединения лоскутков с помощью шестиугольника (орнамент «Соты»). Изготовление выкройки в соответствии с моделью. Практическая работа. Изготовление шаблонов: «Цветок» и «Соты». Выполнение подставки под посуду. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка.

Тема 6. Технология соединения лоскутов: ромбы.

Теоретические сведения. Знакомство с основными способами соединения лоскутов с помощью ромбов: «Звезда с полосатыми лучами», «Эффект куба». Шестиконечная звезда из ромбов. ТБ при выполнении работ. Составление эскиза изделия – косметичка «Летние мотивы». Анализ технологии изготовления косметички. Практическая работа. Выполнение шаблонов орнамента «Эффект куба». Изготовление шестиконечная звезда из ромбов. Изготовление косметички.

Тема 7. Технология соединения лоскутов: кружки.

Теоретические сведения. Знакомство с основными способами соединения лоскутов с помощью кругов: «Йо-йо» и «Пьяная дорожка». Составление эскиза изделия - кошелёк. Анализ технологии изготовления кошелька. Составление этапов работы и самостоятельное выполнение. Практическая работа. Выполнение шаблонов орнамента «Йо-йо» и «Пьяная дорожка». Изготовление кошелька.

Тема 8. Зигзаги. Уголки. Зубчики.

Теоретические сведения. Знакомство со способами соединения лоскутков с помощью зигзагов, зубчиков, уголков. Практическая работа. Выполнение шаблонов. Изготовление изделия «Артишок на табуретке».

Тема 9. Схемы соединения в лоскутной пластике. Орнамент «Крейзи», или «Безумный лоскуток».

Теоретические сведения. Повторение схем соединения лоскутов: в квадрат и треугольник. Знакомство со схемой соединения – «ромбы». Общее представление о схемах соединения в лоскутной технике. ТБ при выполнении работ. Составление эскиза изделия фоторамки. Подбор ткани. Анализ техники изготовления. Схема соединения лоскутков с помощью орнамента «Крейзи», или «Безумный лоскуток». Составление эскиза изделия – стильная летняя сумка. Подбор ткани. Анализ техники изготовления. Орнамент - «Крейзи». Практическая работа. Выполнение ручного и машинного соединения лоскутов орнамента «Крейзи». Выполнение фоторамки. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Изготовление стильной летней сумки.

Тема 10. Аппликация как декоративное лоскутное шитьё.

Теоретические сведения. Аппликации как декоративное лоскутное шитьё. Использование аппликации в лоскутной технике. Технология выполнения аппликации. Подбор лоскутов. Выполнение аппликации. Влажно – тепловая обработка. Накладная классическая аппликация. Аппликация в технике «Балтимор». Витражная аппликация. Прорезная, или обратная аппликация. Аппликация «Гавайская». Аппликация «Персидская». Теневая аппликация. Чехол для мобильного телефона «Дельфин». Технология изготовления аппликации. Выбор вида аппликации. Составление эскиза изделия. Анализ технологии изготовления чехла для телефона. Практическая работа. Выполнение накладной классической и прорезной аппликации. Изготовление чехла для мобильного телефона. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.

 Тематическое планирование. Раздел «Текстильная игрушка»  

Название темы

Кол-во
часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

-

2.

Несшивная кукла – закрутка.

2

-

2

3.

Сшивная кукла – безликая.

2

-

2

4.

Технологические основы изготовления мягкой игрушки цельновыкроенной.

2

-

2

5.

Технологические основы изготовления детализированной мягкой игрушки.

2

-

2

6.

Технологические основы изготовления интерьерной мягкой игрушки.

2

-

2

7.

Изготовление мягких игрушек сказочных героев.

2

-

2

8.

Театрализация сказки (выставка)

2

-

2

 

Итого

16

 

 

Содержание программы

Тема1. Вводное занятие.

Цель: формирование знаний учащихся об истории мягкой игрушки.

История возникновения игрушки. Появление первой мягкой игрушки. История возникновения русской лоскутной игрушки -куклы. Этнографическая кукла.

Тема 2. Несшивная кукла-закрутка.

Цель: формирование знаний учащихся об истории куклы-закрутки; ознакомление учащиеся с техникой изготовления куклы-закрутки.

Гармония цветовых сочетаний. Знакомство с понятиями «цветовой тон», «яркость», «насыщенность», гармоничное сочетание цветов, контрастное сочетание цветов, теплые и холодные тона.
Правила подбора ниток и тканей  для изготовления куклы-закрутки.
Правила изготовления куклы-закрутки.

Тема 3.  Сшивная кукла-безликая.

Цель: формирование знаний учащихся об истории куклы-безликой; ознакомление учащиеся с техникой изготовления куклы-безликой.

Гармония цветовых сочетаний. Закрепление понятий «цветовой тон», «яркость», «насыщенность», гармоничное сочетание цветов, контрастное сочетание цветов, теплые и холодные тона.
Правила подбора ниток и тканей  для изготовления куклы-безликой.
Правила  изготовления куклы-безликой.
Практические работы:
Технологические этапы изготовления сшивной куклы-безликой.

Тема 4. Технологические основы изготовления мягкой игрушки цельновыкроенной.

Цель: ознакомление учащиеся с техникой изготовления мягкой игрушки.

Общие сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для изготовления мягкой игрушки.
Гармония цветовых сочетаний. Закрепление понятий «цветовой тон», «яркость», «насыщенность», гармоничное сочетание цветов, контрастное сочетание цветов, теплые и холодные тона.
Правила подбора ниток и тканей  для изготовления мягкой игрушки.
Правила использования выкроек для изготовления мягкой игрушки.
Правила набивки готовой игрушки мягкой игрушки.
Декоративное оформление мягкой игрушки.

Практические работы:
Аппликация из цветовых оттенков тканей.
Технологические этапы изготовления мягкой игрушки.

Тема 5. Технологические основы изготовления детализированной мягкой игрушки.

Цель: освоение техники изготовления многодетальной мягкой игрушки. Общие сведения об игрушках из большого количества деталей, о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для изготовления мягкой игрушки.

Гармония цветовых сочетаний.

Практические работы по пошиву:
подбор материала и подготовка его к работе;
раскрой деталей;
сшивание деталей;
придание формы отдельным деталям;
сборка изделия;
оформление изделия.

Тема 6. Технологические основы изготовления интерьерной мягкой игрушки.

 Цель: освоение техники изготовления мягкой игрушки. Общие сведения об интерьерной мягкой игрушке, о материалах, инструментах и приспособлениях, необходимых для изготовления мягкой игрушки.
Гармония цветовых сочетаний.

Практические работы по пошиву:
подбор материала и подготовка его к работе;
раскрой деталей;
сшивание деталей;
придание формы отдельным деталям;
сборка изделия;
оформление изделия.

Тема 7. Изготовление мягких игрушек сказочных героев.

Цель: освоение техники изготовления мягкой игрушки.

Практические работы по пошиву героев сказок:
подбор материала и подготовка его к работе;
раскрой деталей;
сшивание деталей;
придание формы отдельным деталям;
сборка изделия;
оформление изделия.

Тема 8. Театрализация сказки (выставка).

Цель: формирование навыков презентации творческого продукта.
Сценический показ сказки для младших школьников. Выставка творческих работ учащихся.

Календарно-тематическое планирование. Программа кружка «Текстиль-3D»


п/п

Наименование разделов и тем

Вид деятельности

Кол-во часов

дата

По плану

По факту

Раздел «ИЗОНИТЬ»

 I

Теоретическая часть

 

4

 

 

1.

Особенности русской вышивки. История изонити. Материалы и инструменты. Знакомство с техникой безопасности при работе с основными инструментами.

Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.

2

01.09.
08.09.

 

2.

Основные приемы работы в технике изонити. Заполнение угла. Заполнение дуги и окружности.

Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов, готовые образцы.

2

15.09
22.09.

 

II

Практическая часть

16

 

 

1.

Изготовление уголка для фоторамки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение угла.

Инструктаж, Практическая работа.

4

29.09.
06.10.
13. 10.
20. 10.

 

2.

Изготовление открытки. Рисунок в технике основного приема изонити: заполнение окружности.

Инструктаж, Практическая работа.

4

 

 

3.

Орнамент в основном приеме изонити:  заполнение дуги.

Инструктаж, Практическая работа.

4

 

 

4.

Изготовление открытки, панно, картины.

Практическая работа.

4

 

 

III

Работа над проектом

 

12

 

 

1.

Выбор темы, создание эскиза, изготовление проекта

Практическая работа. Консультации.

10

 

 

2.

Защита проектов.

Презентации.

2

 

 

Итого

32

 

Раздел «ТЕКСТИЛЬНАЯ ПЛАСТИКА»

1

Что приготовить для работы?

Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.

2

 

 

2

Технология соединения лоскутов: полосы.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

3

Технология соединения лоскутов: квадраты.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

4

Технология соединения лоскутов: треугольники.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

5

Технология соединения лоскутов: шестиугольники.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

6

Технология соединения лоскутов: ромбы.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

7

Технология соединения лоскутов: кружки.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

8

Зигзаги. Уголки. Зубчики.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

9

Схемы соединения в лоскутной пластике. Орнамент «Крейзи», или «Безумный лоскуток».

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

10

Аппликация, как декоративное лоскутное шитьё.

Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

Итого

 20

 

 

Раздел «ТЕКСТИЛЬНАЯ ИГРУШКА»

 

Вводное занятие.

Лекция. Беседа. Рефераты учащихся.

2

 

 

 

Несшивная кукла – закрутка.

Показ презентации, рассказ, демонстрация проектов, готовые образцы. Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

 

Сшивная кукла – безликая.

Показ презентации, рассказ. Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

 

Технологические основы изготовления мягкой игрушки цельновыкроенной.

Показ, рассказ. Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

 

Технологические основы изготовления детализированной мягкой игрушки.

Показ, рассказ. Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

 

Технологические основы изготовления интерьерной мягкой игрушки.

Показ презентации, рассказ. Инструктаж, Практическая работа.

2

 

 

 

Изготовление мягких игрушек сказочных героев.

Последовательно изготовить мягкую игрушку.

2

 

 

 

Театрализация сказки (выставка)

Разыграть сказку

2

 

 

Итого

16

 

 

Итого

68

 

 

Список информационных источников.

  1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  2. Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - С.-П.: , Детство-Пресс, 2007.
  3. СД - диск «Вышивка по картону (Знаки зодиака)». - @ Alisa Studio, 2002.
  4. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины.  - С.-П.: Литеро, 2005.
  5. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  6. Журналы FacilFacil, Super Kit.
  7. Golden Hands. Nore Pictures with pins. Книга по изонити на английском языке.
  8. Агапова, И. Пэчворк. Шьём из лоскутков [Текст] / И. Агапова, М. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010.- 144 с.
  9. Волкова, С. В. Интеграция видов рукоделия на уроках технологии [Текст]. / С.В. Волкова // Журнал «Школа и производство» /2012. – Вып. 2: стр. 42.
  10. Волчек, Н.М. Лоскутное шитье: Швейная мастерская дома. Справочное издание [Текст]. / Н.М. Волчек. - Мн.: Современный литератор, 2001. – 195с.
  11. Каминская, Е.А. Лоскутное шитьё. Красивые вещи своими руками [Текст] / Е.А. Каминская, Ю. А. Матюхина, Г. Ф. Пастухова. – Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2010. – 256 с.
  12. Киселева, М.Х. Изготовление косметички в технике «синель» [Текст]. / М.Х. Киселева // Журнал «Школа и производство» / 2011. – Вып. 2: стр. 42-43.
  13. Кузнецова, Л.А. Использование мелких текстильных отходов в лоскутном шитье [Текст]. / Журнал «Школа и производство» // 2011. – Вып. 3: стр. 26.
  14. Мазурик, Т.А. Лоскутное шитьё [Текст]. / Т.А. Мазурик. - Санкт-Петербург: «Паритет», 2006. – 224с., цв.ил.
  15. Муханова, И.Ю. Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво [Текст] / И.Ю. Муханова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.- 196с.
  16. Нагель, О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя [Текст] / О.И. Нагель. – М.: Школа – Пресс, 2000. - 123с.
  17. Подобряева, Н.Л. Алгоритм создания рабочей программы педагога [Текст]./ Н.Л. Подобряева // Журнал «Школа и производство» / 2012. – Вып. 1: стр. 8-13.
  18. Полянская, Л.И. Лоскутная пластика на уроках технологии в коррекционной школе [Текст]. / Л.И. Полянская // Журнал «Школа и производство» /2012. – Вып. 2: стр. 40-41.
  19. Городкова Т.В., Нагибина М.И. Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки. Популярное пособие для родителей и педагогов./Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 240с. Ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  20. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998.-208с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  21. http://www.hand-made-toys.net
  22. http://www.vseigrushki.ru
  23. http://voljaninv.narod.ru