Открытый урок "Вода на Земле"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)

Загрузить презентацию (4 МБ)

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тип урока: повторение, обобщение, систематизация и проверка знаний, закрепление умений по теме «Гидросфера».

Форма урока: урок-путешествие.

Цели и задачи урока:

  • Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями на предыдущих уроках;
  • Обобщить материал, как систему знаний;
  • Развить пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи;
  • Развить коммуникативные навыки при работе в группах;
  • Развить познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
  • Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Ход урока

I. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.

Учитель: Ребята! Многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского:

Есть два разряда путешествий
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать обратно календарь.

Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был один комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов в океане капитан спрятал клад. А отыскать его смогут только ребята любознательные, отважные и хорошо знающие океаны, моря, течения, реки… А у вас в классе много отважных и любознательных, вы только что изучили гидросферу, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?

А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и мы согодня отправимся в сказочное путешествие. Капитаном буду я, а вы юнгами. На палубе нашего корабля пять кают. А теперь, юные искатели приключений, в путь!

II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

Учитель: Пока я вам все объясняла, наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем уже через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и…. карта нашего плавания падает со стола. От падения все названия на карте перепутались. Юнги, выручайте!

Задание №1: Лото (презентация 1)

На экране  карточки с фрагментами карты. Определить, какие географические объекты гидросферы изображены под цифрами. Заполнить первый лист судового журнала.

(Время на выполнение – 4 мин.)

Проверка задания. Успешно справившиеся команды награждаются «орденом Врунгеля», не выполнившие получают спасательный круг.

Учитель: Карта восстановлена, можем плыть дольше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Связистов. Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу.

Задание №2: Почта.

Задания раздаются каждой команде, после выполнения задания проверяются - учащийся показывает географические объекты на физической карте полушарий. (Время выполнения – 4 мин.). Заполнить второй лист судового журнала.

Учитель: Поиски клада продолжаются, и вот мы уже вошли в залив Художников. Я думаю, что именно здесь, на берегу залива, мы сможем приобрести сувениры в память о путешествии. Так и есть – мы попали на выставку великолепных картин.

Задание №3: Выставка картин (презентация 2)

На экране фотографии объектов гидросферы. Учащимся необходимо узнать, что изображено на фотографиях и дать определение этих объектов.

На «продажу» выставлены картины:

  • «Сибирские болота»;
  • «Горное озеро»;
  • «Речные пороги»;
  • «Горное чудо»;
  • «Горный ледник»;
  • «Река Тихоня».

Учитель: Мы продолжаем путешествие и нам предстоит обогнуть полуостров Успеха. Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный тест юного моряка.

(Каждому раздается тест. Время выполнения – 6 мин.)

Учитель: Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт Речной». Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только приусловии, если мы поможем им разобраться с картой. Пираты тоже ищут клад, не беспокойтесь – другой. Ориентиром для них служит река, но о реках они ничего не знают. Для нашего спасения придется потрудиться.

Задание №4: Река.

Команды получают схемы «Части речной системы» и «Части речной долины». (Необходимо правильно подписать схемы. Время выполнения – 5 мин. Два учащихся выполняют задание у доски).

Учитель: Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Литературный. Но на каком из островов капитан Врунгель спрятал клад? А вот, кажется, подсказки (учитель достает бутылку, в которой лежит свиток). Юнги, это послание капитана:

Архипелаг Литературный впереди
Попробуй остров Врунгеля найти.
Названье острова откроется тому,
Кто знает; что, зачем, когда и почему?
Литературную загадку отгадай
И к кладу свой корабль направляй.

Попробуем, юнги!

Задание №5: Литературные загадки (презентация 3)

Учащиеся поочереди отвечают на вопросы. В конце свитка написано название острова «Победа».

Учитель: Юнги, теперь мы знаем название острова и можем найти клад. (В классе появляется сундук с кладом, который прикреплен к воздушным шарикам). Ребята, как вы думаете, почему появились воздушные шары? (Учащиеся отвечают, что шар нужен им для путешествия по атмосфере, так как это оболочка, которую теперь они будут изучать.

III. Подведение итогов урока.

Учитель подводит итоги путешествия, поощряются команды, получившие наибольшее количество «орденов Врунгеля» и самые активные учащиеся.

Домашнее задание: написать эссе на тему «Путешествие по гидросфере».

Приложение 1

Приложение 2