План-конспект открытого мероприятия воспитательного характера «Мы - россияне». Занятие для детей 11–13 лет (хореография)

Разделы: Патриотическое воспитание, Дополнительное образование


Цель занятия: воспитание патриотизма средствами хореографического искусства (на основе русского народного танца).

Задачи занятия:

  • Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну и понимание характера русского народа, выраженного в танце;
  • Развивать творческую активность, познавательный интерес детей, понимания истории русского танца и характера русского народа;
  • Способствовать расширению знаний о традициях русского народа, их сохранению в ходе исполнения танцевальных элементов народного танца;
  • Решать задачи воспитания на народных традициях, на знаниях истории своей страны;
  • Практически закреплять умение самостоятельно выполнять элементы танцевальных движений в характере русского танца и развивать танцевальную выразительность;
  • Развивать зрительную память, координацию (согласованность) движений, умение двигаться в танцевальном пространстве, взаимопомощь и внимательное отношение к партнеру;

Оснащение и методическое обеспечение занятия:

  • Танцевальный зал с хореографическим станком;
  • Магнитофон;
  • Наглядный материал к занятию (русские народные костюмы);
  • Музыкальный материал к занятию (русские народные композиции)

Планируемый результат:

1. Предполагается, что к окончанию занятия учащиеся будут понимать взаимосвязь основных элементов русского танца и характера русского народа, приводить примеры исторического происхождения тех или иных танцевальных элементов.

2. Планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут знать отличительные особенности двух видов русского танца: пляска и хоровод.

3. Планируется, что к окончанию занятия учащиеся смогут выполнить основные элементы русского танца, изученные на данный момент, в ходе основной части занятия, а также в ходе исполнения танцевальной композиции.

4. Планируется, что к окончанию занятия учащиеся будут владеть умениями распознавать элементы русского танца.

Комментарии к занятию:

Важнейшую роль в патриотическом воспитании детей играет искусство, духовная сфера жизни ребенка. Это одно из самых эффективных средств передачи подрастающему поколению духовных ценностей. Культура неразрывно связана с понятием «народная культура» и объединяет в себе историю, литературу, песни, танцы и многое другое. Обращение к ценностям народной культуры, ее возрождение, использование в работе с детьми – важнейшая составляющая воспитания.

Изучение русского народного танца, его элементов, музыки, костюма – обогащает новыми знаниями и заставляет по-новому взглянуть на русский танец, на культурное наследие своего народа, своей страны. Приобщение к отечественным ценностям посредством занятий по изучению русского народного танца, помогает раскрыть не только характер, но и величие, силу, дух народа, его обычаи, природу, отношения.
Русский танец - один из способов возрождения национальной культуры русского народа.

Важным и значимым является грамотный подбор музыкального материала, который помогает не только развивать слух и чувство ритма, но и формировать музыкальную культуру, художественно - творческие способности, эмоциональную сферу.

Так как основная цель данного занятия формирование и воспитание особого чувства - патриотизма, педагог в ходе занятия уделяет больше внимания наблюдению за воспитанниками и диалогу с ними. При выполнении элементов русского танца, педагог акцентирует внимание на правильности выполнения элементов с помощью внешнего наблюдения, деликатно и осторожно проводит оценку уровня подготовленности воспитанников, мастерства исполнения, сохраняя мотивацию и интерес к данной теме.

Ход занятия

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Организационный момент: дети входят в зал, построение.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, у него есть не только тема, но и название «Мы – россияне!». У нас присутствуют гости! Давайте поприветствуем друг друга и наших  гостей поклоном в русском стиле.

(Дети выполняют поклон-приветствие в сторону педагога и гостей).

Педагог: Мы продолжаем с вами работу в рамках раздела «Народный танец».

И сегодня особое внимание уделим самобытности, специфике русского танца, его особенностям и пониманию каждым из нас, что мы граждане России и гордимся принадлежностью к уникальной культуре великого русского народа, изучаем ее и бережем.

Русский танец – яркое и красочное творение народа! Он отражает его жизнь, уклад, обычаи, традиции, темперамент. Характер русского  народа имеет много ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.

Русский танец всегда имеет тему и идею – он всегда содержателен. Он выражает сильные, неподдельные эмоции, берет, что называется, «за живое» и мастерством, и тематикой.

Учитывая особенности русского характера,  русский танец тоже бывает разным - лиричным и задорным, демонстрирует то скромность и нежность, то удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день.
И сегодня на занятии вы, исполняя элементы русского танца, попробуете прочувствовать и передать многогранность русского танца и  широту русской души.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагог: Мы продолжим наше занятие традиционно, выполним сначала  разминку-разогрев и приступим к работе  у хореографического станка.

Данные упражнения не только развивают ваши мышцы, но и позволяют отработать навык выполнения традиционных комбинаций русского народного танца.

(Дети выполняют разминку с целью разогрева и подготовки связочного аппарата и мышц к выполнению основных упражнений, а также  экзерсис у станка, педагог комментирует на каком музыкальном материале построено  каждое упражнение)

Выполняемое упражнение

Комментарии

1. Приседания;

Движение выполняется под плавную музыку в народном стиле, музыкальный р-р 4/4;

2. Упражнения для развития подвижности стопы;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 2/4, 4/4;

3. Маленькие броски;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

4. Круговые движения ногой по полу и по воздуху;

Движение выполняется под плавную музыку в народном стиле, музыкальный р-р 3/4, 4/4;

5. Каблучные упражнения;

Движение выполняется под активную  музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

6. Подготовка к «веревочке»;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

7. Упражнение с ненапряженной стопой;

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

8. Большие броски.

Движение выполняется под активную музыку с четким акцентом, музыкальный р-р 4/4;

Валеологическая пауза (с целью восстановления дыхания воспитанники выполняют народное пор-де-бра на середине зала, в ходе выполнения педагог комментирует историю происхождения некоторых элементов, обращая внимание на эмоциональную составляющую, а по окончании проводит беседу с воспитанниками.)

Педагог: Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые гуляния, которые были неотъемлемой частью жизни русского человека.  Без русского танца не проходил ни один праздник. «Плясать – душу открывать!» русская народная пословица.

Педагог: Скажите ребята, какие жанры народного танца вы знаете?

(Предполагаемые ответы детей: хоровод, пляска)

Педагог: Правильно, ребята! Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические движения, в его основе лежит сразу два жанра танца, а именно: пляска, хоровод. Русский народный танец не спутаешь ни с каким другим. Это особенный вид колоритной, самобытной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей.

Русский народный танец – это картины плавного движения стройных девушек «лебедушек», это задорные пляски с прыжками и активными движениями, вращениями – «ясных соколов», это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души.

Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

Педагог: Итак, ребята вы восстановили дыхание, и мы переходим к следующему этапу.

Педагог: Одним из главных и обязательных компонентов русского танца является национальный костюм. Он очень яркий, красивый,  и соответствует характеру и содержанию танца.

Педагог: Скажите ребята, какие отличительные особенности русского народного костюма?

(Предполагаемые ответы детей, комментарии педагога.)

У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа. Как и в жизни русский человек стремился украсить свое жилище, также украсить и свой костюм, украшением танца являются «Дроби», которые показывают мастерство и ловкость танцора.

(Дети выполняют дроби на середине зала)

Педагог:  Русские танцы всегда отличались массовостью, задором и удалью.

(Дети выполняют движения в диагонали индивидуально, группами, парами, педагог комментирует движения, акцентируя внимания на характерных особенностях.)

Выполняемое упражнение

Комментарии

Русский ход с «молоточком», переменный ход, «припадание» в комбинации, шаг у ударом о бедро (м)

Музыка лиричная спокойная

«Русский бег», «Русский бег» в повороте, «па де баск», «моталочка» комбинированная

Музыка задорная активная

Присядка (м), прыжки с поджатыми ногами, прыжки с ударом о голенище сапога (м), с выбросом ног

Музыка задорная активная

«Подсечка»(м), «Мяч»(м), «перекидной»(м), «Разножка»(м), Вращения (д), «тюльпанчик»(д)

Музыка задорная активная

Комбинации в парах

Музыка задорная активная

Педагог: Скажите ребята, а какие еще танцы на основе движений русского народного танца вы знаете? И вам они очень нравятся!

 (Предполагаемые ответы детей, комментарии педагога.)

«Тальяночка», «Яблочко» - это танцы на военную тематику, прославляющие героический подвиг нашего народа. На первый взгляд, большинство людей не отнесет их к русским танцам, но они действительно показывают наш русский народ в его единстве и сплоченности.

(Дети исполняют танец «Тальяночка»)

III.  Подведение итогов занятия.

Педагог: Ничто так не передает неповторимый внутренний мир России как исполнение народного танца. Великая русская танцовщица Лилия Лопухова сказала – «Мы – русские, мы, прирожденные танцоры! Это у нас в крови!». Русская культура будет жить до того времени, пока мы будем сохранять народные традиции, пока мы будем помнить, что МЫ – РОССИЯНЕ!

Педагог: Наше занятие подошло к концу. До новых встреч!

(Дети выполняют поклон-прощание в русском стиле в сторону педагога и гостей).