Представленные дидактические игры способствуют не только формированию фонематического восприятия, но и одновременно с этим, развивают речевое внимание и память, формируют пространственные представления, ориентацию на листе бумаги, активизируют познавательный интерес и активность детей. Использование данных игр позволяет сделать процесс обучения и коррекции интересным и увлекательным, способствует созданию на занятиях стимулирующей среды в которой происходит более полноценное развитие ребенка.
«Звуковые узоры»
Для работы понадобятся картонные фишки размером примерно 2,5 х 2,5см различных цветов и карточки, разбитые на сетки в 9 (3 х 3), 16 (4 х 4) и 25 (5 х 5) квадратов. Перед началом работы необходимо убедиться в том, что дети правильно называют цвета фишек.
а) Цель: определение первого звука в слове, различение звуков «к» - «г».
Оборудование: раздаточные карточки 3 х 3, фишки красные и голубые.
Инструкция: «Я буду называть разные слова, если слово начинается со звуков «К» или «Кь», клади фишку красного цвета, если со звуков «Г», или «Гь», то голубого. Класть фишки нужно с левого верхнего угла двигаясь направо, заполняя сначала верхний ряд, затем второй и третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать фишки, то у тебя получится красивый узор.
Вариант 1. Слова: курица, груша, кошка, голубь, картинка, гусеница, карман, газета, крот.
Вариант 2. Слова: гантели, катер, газель, каша, компот, кузнец, гудеть, канат, гранат.
б) Цель: определение первого звука в слове, дифференциация звуков «З» - «Ж».
Оборудование: раздаточные карточки 3 х 3, фишки желтые и зеленые.
Слова: жаба, замок, журавль, зубы, жук, змея, Женя, звонок, жакет.
в) Цель: определение первого звука в слове, различение звуков «С» - «З».
Оборудование: раздаточные карточки 4 х 4, фишки синие и зеленые.
Вариант 1. Слова: сумка, зонт, зубы, сом, зима, собака, самолет, Зоя, зайка, слон, сапоги, зверь, санки, зубр, золото, сын.
Вариант 2. Слова: замок, Зина, самокат, Соня, зелень, звуки, сад, сарай, сирень, свисток, зебра, земляника, сок, сурок, забор, завтрак.
г) Цель: определение первого звука в слове, различение звуков «В» - « Ф».
Оборудование: раздаточные карточки 4 х 4, фиолетовые и васильковые фишки.
Слова: факел, волк, ванна, форма, варенье, фонарь, фрукты, ветка, ворона, футбол, финики, варежки, фигура, вечер, верблюд, февраль.
д) Цель: определение первого звука в слове (К, З, Ж, Г)
Оборудование: раздаточные карточки 4 х 4, фишки красного, голубого, зеленого и желтого цветов.
Слова: кошка, голубь, замок, карета, голубика, журавль, жаба, заяц, забор, живот, жук, гранат, корзинка, зубы, гусь, катер.
е) Цель: определение первого звука в слове (Ч, К, С, З, Ж)
Оборудование: раздаточные карточки 5 х 5, фишки черного, красного, зеленого, синего, желтого цветов.
Слова: чемодан, картина, загадки, железо, самокат, кровать, зонтик, желток, сумка, чайка, забота, жираф, салат, черемуха, картошка, жара, светофор, чай, краски, звезда, стол, чашка, косынка, звери, жуки.
ж) Цель: определение конечного звука в слове (А, О)
Оборудование: фишки алого цвета и цвета охры (осени), раздаточные карточки 4 х 4.
Слова: груша, ива, сова, коза, ваза, кино, окно, машина, река, число, метро, зима, сова, лужа, ракета, весна.
з) Цель: определение конечного звука в слове (М, К, Н)
Оборудование: фишки коричневого, малинового и «небесного» цвета, раздаточные карточки 5 х 5.
Слова: дом, звон, звонок, батон, гром, сон, барон, мак, банан, кран, урок, сок, носок, лисенок, чайник, слон, жетон, совок, клоун, баран, альбом, вагон, свисток, чемодан, жучок.
«Украсим свитер»
Игра построена по тому же принципу, что и предыдущая, только детям раздаются контурные изображения свитера с нанесенной на него сеткой из квадратов и фишки нужных цветов.
а) Цель: Определение первого звука в слове, дифференциация звуков «З» - «Ж».
Оборудование: фишки желтого и зеленого цвета, Контурное изображение свитера с сеткой 5х5.
Инструкция: «Мы будем украшать свитер. Я называю разные слова, а ты должен положить нужную фишку. Если слово начинается со звука «З» - зеленую, если со звука «Ж», то желтую. Класть фишки нужно с левого верхнего угла двигаясь направо, заполняя сначала верхний ряд, затем второй и третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать фишки, то у тебя получится красивый узор.
Вариант 1. Слова: жаворонок, змея, зубр, забота, жук, замок, жара, зоопарк, желток, заноза, зонт, забор, жилет, забор, затея, зубы, журавль, золото, жаба, зайка, жираф, зеркало, звонок, зима, журнал.
Вариант 2. Слова: звонок, Зоя, забор, зубы, жало, зонт, жакет, жаба, заноза, жираф, жужжать, желтый, забывать, звонить, жалоба, замок, Женя, журавль, земля, жучок, заяц, закрывать, зоосад, закат, желуди.
б) Цель: определение последнего звука в слове, дифференциация звуков «Р»-«Л».
Оборудование: фишки розового и лилового цвета, контурное изображение свитера с сеткой 5х5.
Инструкция: «Мы будем украшать свитер. Я называю разные слова, а ты должен положить нужную фишку, если слово заканчивается на звук «Р» - розовую, если на звук «Л» - лиловую. Класть фишки нужно с левого верхнего угла двигаясь направо, заполняя сначала верхний ряд, затем второй и третий. Если будешь внимательно слушать слова и правильно подбирать фишки, то у тебя получится красивый узор.
Слова: топор, стол, пар, повар, самовар, пол, стул, комар, удар, хор, актер, футбол, дятел, осел, бор, Егор, козел, двор, вокзал, динозавр, зубр, мухомор, коридор, светофор, забор. прибор.
в) Цель: определение первого звука в слове, дифференциация звуков «П»-«Б».
Оборудование: фишки пурпурного и белого цвета, контурное изображение свитера с сеткой 5х5.
Слова: батон, бык, баран, буря, бак, башня, пушка, палка, паровоз, брюки, барабан, панама, бумага, пакет, букет, бутылка, полка, барсук, пол, банка, буран, бублик, брат, бант, бревно.
«Цепочка слов» (пособие используется для фронтальной работы)
Цель: определение первого и последнего звука в слове.
Оборудование: демонстрационные карточки с предметными картинками.
Инструкция: «Мы будем собирать цепочку из слов. Слова в цепочке должны закрепиться одинаковыми звуками. Последний звук одного слова должен совпадать с первым звуком следующего слова». После того, как цепочка будет составлена, детям предлагается назвать ее по памяти.
а) Картинки: дом – мак – кот – танк – коньки – индюк (Данный картинный материал используется на начальном этапе обучения и не содержит трудных для детей в произносительном плане звуков).
б) Картинки: кактус – собака – автобус – сосна – ананас – сук – капуста. (Данный картинный материал используется на занятиях по изучению звука «С»)
в) Картинки: альбом – малина – Аленка – автомобиль – лимон – ноль – лента. (Данный картинный материал используется на занятиях по изучению звука «ЛЬ»)
г) Картинки: дятел, лук, калина, автомобиль, лист, туфли, иголка.(Материал используется при изучении звуков «ЛЬ» - «Л»).
Предварительно дети отгадывают загадки, картинки-отгадки выставляются на наборном полотне, а затем из них составляется цепочка слов.
Загадки
Все время стучит, деревья долбит,
но их не калечит, а только лечит. (Дятел)
***
В сенокос – горька, а в мороз – сладка.
Что за ягодка? (Калина)
***
Летом вырастает, а осенью опадает. (Лист)
***
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
***
Всегда шагаем мы вдвоем,
похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
а ночью – под кроватью. (Туфли)
***
Маленькие домики по улице бегут,
мальчиков и девочек домики везут. (Автомобиль)
***
Я одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха, как паутинку я тяну. (Иголка)
«Подбери картинки на один звук»
Цель: определение первого звука в слове.
Пособие представляет собой картонную книжечку альбомной ориентации, все страницы которой разрезаны на три части и могут переворачиваться, как в календаре. На каждой странице три картинки.
Инструкция: «Собери на одной странице картинки, названия которых начинаются с одного звука».
картинка «мак» |
картинка |
картинка |
Картинки, изображенные на каждой странице:
- попугай, шляпа, улитка;
- забор, иголка, рак;
- радуга, утка, змея;
- ключ, формочка, виноград;
- сапоги, желуди, фартук;
- чемодан, зонт, лопата;
- шишки, платье, жираф;
- веник, курица, подушка;
- трамвай, автобус, корова;
- Айболит, ведро, санки;
- индюк, черепаха, арбуз;
- жук, рыба, чайник;
- утюг, самолет, шарф;
- лодка, труба, индеец;
- флаг, лампа, топор.
«Закончи ряд»
Цель: упражнение детей в определении первого звука в слове, дифференциация звуков, близких по акустико-артикуляционным характеристикам.
Оборудование: карты с незаконченными рядами картинок и наборы карточек с картинками.
сапоги | смородина |
? |
шуба |
шапка |
? |
замок |
зубр |
? |
цепь |
цифры |
? |
Ход игры: Ребенку дается большая карта и прилагаемые к ней маленькие карточки, предлагается найти место каждой карточки в том или ином ряду.
Карта 1
прилагаемые карточки: самолет, зонт, шарф, желуди
- слон, сахар, ?
- шишки, шары, ?
- заяц, звезды, ?
- жираф, жук, ?
Карта 2
прилагаемые карточки: индюк, абрикос, осы, улитка
- автобус, арбузы, ?
- иголка, игрушки, ?
- утенок, утюг, ?
- ослик, овцы, ?
Карта 3
прилагаемые карточки: черепаха, стакан, телефон, цепь
- чашка, часы, ?
- цыплята, цветы, ?
- свинья, собака, ?
- тигренок, телевизор ?
Карта 4
прилагаемые карточки: голуби, пароход, клоун, трамвай
- кукуруза, клубника, ?
- платье, портфель, ?
- трактор, туфли, ?
- гвоздь, галстук, ?
Карта 5
прилагаемые карточки: тарелка, дыня, бабка, пчела
- трактор, торт, ?
- дом, дуб, ?
- бабочка, ботинки, ?
- портфель, помидоры, ?
Карта 6
прилагаемые карточки: гусь, хвост, корзина, воробей
- варежки, волк, ?
- клоун, корова, ?
- грибы, грабли, ?
- хоккеист, хлеб, ?
Карта 7
прилагаемые карточки: цапля, чернила, щенок, теленок
- цыпленок, цветок, ?
- чайник, черепаха, ?
- щука, щетка, ?
- телевизор, телефон, ?
Карта 8
прилагаемые карточки: рубашка, лук, листья, юла
- рыба, ракета, ?
- лодка, ложка, ?
- лягушка, лиса, ?
- елка, якорь, ?
«Подбери картинки, подходящие по количеству слогов»
Цель: определение слоговой структуры слова.
Ход игры: ребенку дается карта с картинкой и незаполненными ячейками и предлагается подобрать карточки, названия которых одинаковы по слоговой структуре.
Оборудование: карты с картинками и незаполненными ячейками и прилагаемые карточки с картинками.
дом |
|
|
|
|
ваза |
|
|
|
|
ракета |
|
|
|
|
Буратино |
|
|
|
|
Картинки на карточках: рак, мак, шкаф, стул, кошка, лиса, чашка, книга, бумага, тарелка, машина, собака, черепаха, карандаши, балалайка,
«Собери вещи в шкаф»
Игра построена по тому же принципу, что и предыдущая. Ребенку предлагаются контурные изображения шкафов с полками и картинкой на каждом. Дается задание разобрать вещи по шкафам, количество слогов в названии каждого предмета должно соответствовать количеству слогов в названии картинки, изображенной на каждом шкафу.
«Подбери слово к схеме»
Цель: звуко-логовой анализ слов.
Оборудование: карты с изображением различных схем слов и карточки с картинками,
Инструкция: «Подбери слова к каждой схеме».
«Слово - схема»
Цель: звуко-слоговой анализ слов.
Оборудование: картонная книжечка со страницами, разделенными на две части. На каждой странице изображена картинка и звуко-слоговая схема слова.
Ход игры: Ребенку предлагается листать книжечку и подбирать слова к представленным схемам.
«Отгадай слово»
Цель: определение первого звука в слове, обучение грамоте.
Оборудование: карты с «рассыпанными» картинками.
Инструкция: «определи первый звук в названии каждой картинки, обозначь буквой и составь слово.
- Ш ишки, а нанас, м орковь, а рбуз. (Маша)
- С ыр, л ук, и нжир, а пельсины. (лиса)
- Змея, апельсины, василек, ананас. (ваза)
- Шкаф, арбуз, бусы, улитка. (шуба)
- Шары, улитка, рыба, автобус. (Шура)
- Сова, лось, укроп, тарелка. (стул)
- Крокодил, рыба, абрикос, ножи. (кран)
- Попугай, крыжовник, ружье, арбуз. (парк)
- Замок, осы, ручка, арбуз. (роза)
- Радуга, трамвай, коза, осы. (крот)
- Рыба, арбуз, корова, утка. (рука)
- Арбуз, утюг, труба, козленок. (утка)
- Курица, ножницы, автобус, труба. (танк)
- Хлеб, автобус, морковка, утка. (муха)
- Абрикос, лось, ножницы, утята. (луна)
- Рак, аквариум, марка, овцы. (Рома)
- Индюк, арбуз, помидор, ландыш. (пила)
- Шишка, аквариум, арбуз, кошка. (каша)