Тип школьного события: внеклассное мероприятие для старшеклассников в рамках Недели русского языка и литературы.
Форма проведения: дискуссия.
Используется технология организации групповой работы.
Ведущая роль учителя: модерация.
Предварительная работа: написание эссе на одноименную тему, аргументация с опорой на произведения классической литературы, повторение материала «Что такое дискуссия? Как ее провести?»
Цель: показать роль классической литературы в формировании духовности народа, современность нравственных ценностей, отраженных в произведениях писателями-классиками, стимулировать интерес к изучению классической литературы.
Предполагаемые результаты:
предметные:
- Совершенствовать навыки проблемного анализа литературного произведения
Метапредметные:
- Совершенствование умения выделять главное в предлагаемых темах и вопросах;
- Обучение формулированию проблемы по данной теме;
- Совершенствование умения строить монолог достоверно, логично, используя эффективные речевые средства для точного выражения мысли;
- Формировать представление о способах дискуссии;
- Совершенствовать умение рассуждать, доказывать свою позицию;
- Формировать умение работы в команде
Личностные:
- Совершенствовать культуру общения.
- Формировать у учащихся представления о нравственных ценностях в жизни человека.
- Создавать потребность в самосовершенствовании духовных качеств личности.
Ход мероприятия
Учащиеся делятся на 4 группы.
1 этап (введение в дискуссию)
Тема нашего разговора:«Современна ли классика». Мы изучаем произведения далеких веков, где повествуется о событиях, явлениях, не всегда знакомых и понятных современному читателю. Так «Слово о полку Игореве» рассказывает о междоусобных воинах, борьбе с кочевниками в далеком 12 веке,. роман-эпопея Л. Н. Толстого - о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне. Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?
2 этап (обсуждение проблемы)
Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — зачем нам нужна литература?
Обсуждение в группах, выступление групп, обсуждение высказываний.
У каждого человека существует свой особенный внутренний мир, душа, и литература призвана будить душу и разум человека.
Что значит «Будить душу и разум человека»?
Фронтальная работа
Научить человека соблюдать нравственные законы человеческого общества, которые слагались веками, из поколения в поколение.
Задание группам: На какие размышления наводит данное высказывание? Как автор обосновывает значение книги (литературы) для человека? (приложение №1)
- 1 группа: обратить внимание учащихся на глубинное значение слов «без чтения душно и душа голодает».
- 2 группа: «просвещают душу», «укрепляют человека».
- 3 группа: «праведная цель».
- 4 группа: «жить на земле, как люди».
Работа в группах, высказывание групп.
2. На листах вы видите ряд существительных, подберите обобщающее понятие.
- любовь,
- совесть,
- честность,
- справедливость,
- доброта,
- трудолюбие
Выступление групп.
Все это можно назвать духовностью.
Обсудите в группах, как вы понимаете понятие духовность?
Сформулируйте, что такое духовность
Обсуждение и выступление групп.
Послушайте, как дается понятие духовности в словаре Ожегова.
«Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Этому учит нас литература, быть духовными. Духовные ценности вечны.
Задание группам: Запишите десять ценностей, которые вы считаете самыми главными в жизни человека.
Выступление от групп, где выступающий обосновывает, почему выбранные ценности в приоритете, почему так их ранжировали:
- Совесть
- Доброта
- Мир
- Дружба
- Любовь
- Верность себе, людям, идеалам, Родине
- Семья
- Надежность
- Правда
- Смысл жизни
- Великая цель
- Трудолюбие
- Счастье собственное и людей на Земле
- Здоровье
- Ум
3 этап (подведение итогов обсуждения)
Этим духовные ценностям учит нас классическая литература. Актуальны ли в наше непростое время эти ценности и проблемы, которые поднимали писатели всех времен? Над этим вы рассуждали дома. Итак, современна ли классическая литература?
Актуализация домашнего задания
Задание группам: В группе обсуждаются эссе учащихся и выбираются лучшие с точки зрения полноты раскрытия темы, аргументации собственной позиции примерами из произведений классической литературы), продумывается форма презентации работы.
Выступления авторов лучших работ (презентуются эссе, идет обсуждение позиции автора работы).
Рефлексия: Над чем позволил задуматься наш разговор? Какие выводы вы для себя сделали?
Те духовные ценности, которые раскрываются в произведениях классической литературы, актуальны и в 21 веке, мы должны научится жить, ориентируясь на вечные нравственные законы общества. Если общество духовно, тогда у человечества есть будущее. Человек только тогда развивается духовно, когда дает пищу уму и душе, читает произведения классической литературы, размышляя о прочитанном.
Приложение №1
Высказывания для групп
- «Духовное чтение нам необходимо каждый день, подобно молитве. Без чтения душно и душа голодает.» Феофан Затворник
- «Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце» Теккерей У.
- «Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель». Фридрих Гегель
- «Мы научились летать в небе, как птицы. Мы научились плавать под водой, как рыбы. Осталось теперь научиться жить на земле, как люди». Бернард Шоу