Цель: Закрепить знания детей о временах года, посредством музыкально-дидактических игр.
Задачи:
- Вызвать у ребёнка зрительную, слуховую и двигательную активность с помощью музыкально-дидактических игр.
- Развить чувство ритма.
- Развивать интонационную выразительность речи и силы голоса. Развитие слухового внимания, восприятия, а также фонематического слуха.
- Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.
- Прививать детям любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе.
Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска; «ковер-самолет» (красочное покрывало), обручи, корзинки с султанчиками четырёх цветов ( зелёными, красными, оранжевыми, белыми).
Участники:
- Ведущий - музыкальный руководитель.
- В роли времён года - девочки подготовительных групп, одетые в костюмы, символизирующие цвета каждого времени.
- Весна – зелёная,
- Лето - красное,
- Осень - оранжевая,
- Зима - белая.
Ход занятия
Слайд 1
Ведущий: Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковского «Времена года» - Октябрь.
Придумала мать дочерям имена:
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло все под солнцем цветет
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.
- Путешествовать мы будем на необычном сказочном ковре-самолете. Садитесь на ковёр и закрывайте глаза. Включается музыка П.И. Чайковского Апрель.
Слайд 2
1 остановка
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна.)
Слайд 3
ВЫХОДИТ ВЕСНА с корзинкой
По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.
Слайд 4
Музыкальная игра «Птички»
Ведущий: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я скажу – «летите», вы летаете. Если скажу спите – приседайте и ладошки под щёку кладёте.
Слайд 5
Ведущий: Посмотрите, ребята, на эту картинку. Какие красивые цветы, не правда ли? Это подснежники. Цветы эти очень редкие. Ими можно только любоваться, а срывать нельзя. Если мы их сорвём, то другие люди больше не увидят эту красоту. Поэтому эти цветы нужно беречь.
Ведущий: Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского) Июнь.
Слайд 6
2 остановка
Весна пройдет, а за нею …
Солнце печёт,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (лето)
Слайд 7
ВЫХОДИТ ЛЕТО с корзинкой
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы -
Леса новые жильцы.
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет.
Слайд 8
- Какое лето в нашем краю? (теплое, жаркое, красное).
- Что хорошего несет с собой лето? (цветы, ягоды, зелёная трава, хорошая погода и т.п.)
Слайд 9
Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
Музыкально-дидактическая игра «Пчёлки» с обручами
(Большие красные обручи раскладываются на ковре в произвольном порядке. Под быструю музыку дети летают как пчёлки, на вторую часть музыки залетают в улей-обручи. В каждый обруч может забежать до 5 ребят. Игра повторяется 2-3 раза).
Текст на игру:
Ранним утром на цветок,
Пчелка прилетела,
Опустила хоботок,
И пыльцы поела.
На лужок, на лужок,
В улей прилетай, дружок.
Слайд 10
Летом все любят купаться: в реке, озере, море. Около водоёмов хорошо посидеть в прохладной тени, поиграть с мячом. Скажите мне, пожалуйста, а можно ли сорить и бросать мусор в реку, озеро, море? (Ответы детей) Мусор надо выбрасывать в специально поставленные контейнеры, а если их нет, то мы его можем сложить в пакетики, забрать с собой и потом уже выбросить в мусорное ведро. Если все будут кидать мусор в реку, то она станет какая? (ответы детей) Грязная и мы больше не сможем в ней купаться.
Ведущий: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского Октябрь).
Слайд 11
3 остановка
Прошло лето, а за ним…
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Слайд 12
ВЫХОДИТ ОСЕНЬ
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть - Стесняется.
Слайд 13
Темпоритмическая игра.
- Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по ковру. Давайте сначала медленно постучим, а теперь быстрее. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.
Слайд 14
Пальчиковая игра под музыкальное сопровождение.
(загибаем/разгибаем по парно пальчики на ручках в кулачек начиная с большого)
У Лариски - Две редиски.
У Тимошки - Две картошки.
У Сережки-сорванца - Два зеленых огурца.
А у Вовки - Две морковки.
Да еще у Петьки Две хвостатых редьки.
Слайд 15
Сколько подарков нам приготовила природа. И овощи подарила и фрукты, ягоды, орехи, чтобы мы могли холодными осенними вечерами пользоваться её дарами. Но есть в парках наши добрые соседи- белки. И им тоже нужно помочь подготовиться к зиме. Белки делают запасы, закапывают орехи в землю. Как мы им будем помогать? (ответы детей) Правильно, мы будем складывать в домики для белок орешки, чтобы белочки не погибли в холода.
Ведущий: Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского - Январь).
Слайд 16
4 остановка
Прошла осень, а за нею …
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
Слайд 17
ВЫХОДИТ ЗИМА
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
Ведущий: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.
Слайд 18
Дыхательная гимнастика «Ветерок». Дети дуют на ладошку. Сначала слабой воздушной струёй, а затем сильной воздушной струёй.
Слайд 19
Ведущий: - Какие ваши любимые развлечения зимой? (катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
- Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).
Все времена ода выходят на середину зала.
Слайд 20
В это время года можно часто видеть зимующих птиц: воробьёв, голубей, ворон. Как им помочь зимой? (ответы детей) Какие вы заботливые ребята. Можно сделать для них съедобные кормушки и птички не будут голодными.
Слайд 21
Ведущий: И вот повстречались времена года и у каждой сестрицы свои подарки по цвету. (Муз.рук-ль берёт из корзины каждого времени года султанчики определённого цвета и раскидывает их по ковру).
Ой, дети. Что же я наделала… помогите мне разобраться и отнести каждой сестрице султанчики своего цвета. Лету- красные, Осени-оранжевые, зиме- голубые, весне-зелёные.
Игра «Волшебные цветы»
Слайд 22
Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, я надеюсь, вы будете помнить какие у нас есть времена года. Как нужно заботиться о природе.
Давайте ещё раз вспомним главные правила:
- Не рвать цветы.
- Не выбрасывать мусор в водоёмы.
- Помогать животным.
- Заботиться о птицах зимой.
Слайд 23
Можно сделать съедобную кормушку для птиц своими руками, из тыквы, семян и прочих подручных материалов. Кормушка поможет нашим пернатым друзьям пережить трудные времена.
Вот наше занятие подошло к концу. Надеюсь, что вам оно понравилось и вы узнали много нового и интересного о нашей природе.
Слайд 24