Цель: автоматизация звука Р.
Задачи: автоматизировать звук Р в словах, развивать фонематическое и зрительное восприятие, активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй.
Оборудование: мяч, символ звука Р, простой карандаш, картинный и речевой материал представлен по ходу занятия.
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Рассмотри картинки, назови предметы одним словом.
Логопед: «Сейчас я произнесу эти слова, а ты послушай и скажи, какой звук повторяется в названиях зверей» (Звук «Р»)
Логопед: «Сегодня у звука Р день рождения и мы пойдем к звуку Р в гости».
- Найди, кто здесь лишний. Почему?
Словарь: зубр, рысь, лось, крыса, бобр.
2. Показ правильной артикуляции звука Р.
А теперь давай правильно научимся произносить звук Р. Посмотри в зеркало и произнеси кратко звук Р.
- губы округлены или улыбаются
- зубы смыкаются или не смыкаются
- язык: кончик языка поднят вверх и дрожит или опущен вниз
- воздушная струя: выходит изо рта или из носа
- горлышко дрожит или не дрожит – звук глухой или звонкий
- звук Р как звучит твердо или мягко
Звук Р – согласный: при произнесении звука Р - боковые края языка прижаты к коренным зубам, воздух встречает преграду – звук Р – согласный, звонкий, твердый.
Символ звука Р – синий кружок. Логопед дает ребенку символ звука Р.
Посмотрите пожалуйста какой фишкой будем обозначать звук Р – синим кружком.
3. Выделение звука Р на слух. Игра: «Подними фишку».
Подними фишку когда услышишь звук Р.
Какую фишку нужно поднять?
Какой звук обозначает эта фишка?
Назовите еще раз этот звук.
Звуки: Р – Д – Р – О – Л – Р – Р – У
Слоги: а теперь я буду называть слоги (части слова)
РА – РЫ – КО – ЛЫ – РУ – ПА - КАР
Слова: звук Р иногда прячется в словах:
РАК – ЛУК – ШКАФ – РЫСЬ – КРОВАТЬ – ЛУПА – РУКА
4. Игра «Едем на мотоцикле».
Улыбнись, открой ротик, прижми к нёбу язычок и сильно на него подуй. Проведи пальчиком по дорожке и порычи: РРР». Во время этой игры логопед дает установку на четкое, утрированное произнесение звука.
Игра «Эхо» - ребенок и логопед делятся на две команды: 1 – произносит звук Р тихо, 2 – громко.
5. Игра «Гости».
К звуку Р на день рождения спешит много разных гостей. Посмотри на картинку и угадай, кто придет к Р на день рождения? Назови этих гостей и скажи, как их можно назвать одним словом? Ребенку нужно найти всех животных, назвать их по отдельности, а потом — одним словом. Словарь: жираф, носорог, кенгуру — животные.
6. Игра «Подарки».
Гости приготовили подарки. Интересно, что подарят звуку Р? На картинке видны тени подарков. Посмотри на картинку, угадай, что же подарят звуку Р. Словарь: робот, ракета, роза, барабан, ручка, пирамида, расческа, рукавица, перо, рыба, парусник.
7. Игра «Сломанные ручки».
Гости приготовили в подарок звуку Р много ручек, но злой волшебник поломал все ручки, чтобы испортить праздник. Давай найдем все ручки и уберем их, чтобы не расстроить Р. Называй все картинки и зачеркивай только ручки. Подскажите ребенку, что называть картинки нужно слева направо и сверху вниз.
8. Игра «Выручи Раю».
Рая никак не может одеться на день рождения к звуку Р. Она не знает, какая у нее одежда грязная, а какая — чистая. Помоги Рае убрать чистую одежду в гардероб. Чистая одежда только та, в названии которой есть звук Р. Нарисуй от одежды со звуком Р стрелочку к гардеробу и назови всю эту одежду. Грязную одежду отправь стрелочкой в стиральную машину Ребенку нужно сначала называть предмет, определять, есть ли в его названии звук Р, а затем рисовать от него стрелочку к нужной картинке. Словарь: куртка, безрукавка, рубашка, юбка, гетры, перчатки, шорты, свитер, сарафан, майка, фартук, шарф.
9. Физкультминутка – игра с мячом «Звук потерялся». Словарь: баран, рога, груша, рысь, парта.
10. Игра «Смешилки».
У звука Р есть друг-чародей. Он подписал поздравительную открытку для звука Р, но в ней все перепутал. Помоги звуку Р исправить ошибки в открытке чародея, а потом найди подходящую картинку. Речевой матерал: Дровами рубят топор. На радуге — небо. Сахар грызет Иру. Дорога едет по грузовику. Горшок растет в розе. Градусник несет врача. Крышка накрыта ведром. Забор красит Рому.
11. Игра «Назови картинку».
Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой. Словарь: баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, жираф, барабан, зебра, носорог, кровать, корова, роза.
12. Игра «Живое – неживое».
Называй предметы живые красивыми, а неживые - хорошими: баРан – кРасивый, а аРбуз – хоРоший, воРона – кРасивая, а сыР – хоРоший и т.д. Словарь: баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, жираф, барабан, зебра, носорог, кровать, корова, роза.
13. Игра «Пары».
Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у баРана – аРбуз, у воРоны – сыР и т.д. Словарь: баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, жираф, барабан, зебра, носорог, кровать, корова, роза.
14. Игра «Два, пять».
Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в единственном числе, затем, согласовывай его с числительными два, пять. Например: один баРан, два баРана, пять баРанов и т.д. Словарь: баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, жираф, барабан, зебра, носорог, кровать, корова, роза.
15. Итог. У какого звука было день рождения? Какие гости были на дне рождения? Какие подарки получил звук Р?