Цель: продолжить знакомить учащихся с экологическими проблемами, созданными человеком.
Задачи:
- Образовательная: сформировать представление об экологических проблемах и путях их решения.
- Развивающая: развивать познавательный интерес к самостоятельному поиску знаний, творческое мышление.
- Воспитательная: прививать эстетический взгляд на окружающую действительность, воспитывать ответственность в принятии решений, умение общаться и отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Личностные: сформированность личных представлений о причинах изменения биологического разнообразия и проблемах его сохранения, эмоционально-ценностного отношения к вопросу последствий влияния деятельности человека на живые организмы.
Метапредметные:
- Познавательные: умение выявлять причинно-следственные связи влияния человека на живые организмы.
- Регулятивные: умение работать в соответствии с поставленной целью.
- Коммуникативные: умение вступать в речевое общение, участие в диалоге.
Предметные: знание конкретных примеров негативной деятельности человека, моделирование иного поведения человека на Земле.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, дедуктивные.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролики, презентация, запись песни «Улыбка».
Ход урока
1. Организационный момент
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех приветствовать на нашем сегодняшнем уроке биологии!
Звучит музыка на мотив песни «Улыбка».
Учитель: Улыбнетесь, пожалуйста, друг другу, мне, нашим гостям.
Урок у нас будет сегодня не совсем обычный. А вот какой он будет, мы сейчас выясним.
На слайде написано опорное слово ЖИЗНЬ. Задача учащихся: придумать прилагательное к каждой начальной букве.
Учитель: Молодцы! Хорошо справились! Я желаю вам удачи, у вас все обязательно получится!
2. Актуализация опорных знаний
Игра «Вопрос другу» (учащиеся по «цепочке» задают друг другу заранее подготовленные вопросы по теме «Как человек изменил Землю»).
3. Целеполагание
На доске снова появляется слово ЖИЗНЬ.
Учащимися предлагается посмотреть видеоролик о живой природе.
Учитель: - Ребята, какие ассоциации у вас возникают после просмотра видеоролика? Я предлагаю ваши мысли выразить на бумаге.
Учащиеся пишут высказывания, затем проговаривают их и вывешивают на доску.
Учитель: - Я с вами вполне согласна, жизнь действительно удивительна и прекрасна!
- А что вы скажете в продолжение фразы «ЖИЗНЬ - это….» после просмотра следующего видеоролика.
Просмотр видеоролика о негативном воздействии человека на окружающую среду.
Учитель: Давайте красным магнитом обозначим те ваши высказывания ЖИЗНЬ - это…., которым может быть нанесен вред при негативном воздействии человека на природу.
Обобщение всех ответов учащихся и формулирование темы урока «Жизнь под угрозой»
Учитель: Исходя из темы урока, давайте сформулируем цели урока.
4. Работа по теме урока
Вступительное слово
Учитель: На протяжении своей истории человек заметно изменил природу Земли. Возникла такая проблема - сохранение живого на Земле. Да, ребята, правильно экологические вопросы обсуждаются во всём мире. Внезапно люди осознали, что не хватает воздуха, чтобы дышать, чистой воды. чтобы пить, не загрязнённой почвы, чтобы выращивать урожай. В настоящее время реально существует угроза жизни, т.е. возможна экологическая катастрофа, не только в плане загрязнения воздуха, воды, почвы, но и в истреблении видов животных и растений.
Ежегодно с лица Земли исчезают один вид живых организмов.
Одна из важнейших задач человечества - сохранение биологического разнообразия.
- А что такое биологическое разнообразие?
Работа с учебником
Задание: используя материал параграфа (с.141) найти определение.
Учитель: - К чему приводит нарастающее воздействие человека на живую природу? (к её обеднению).
Учитель: Правильно. Исчезают и становятся редкими многие виды организмов, гибнут целые природные сообщества.
- В каких формах проявляется?
Работа в группах.
Задание: используя материал параграфа (с. 140), охарактеризовать прямое и косвенное истребление видов (1 группа: прямое истребление; 2 группа - косвенное истребление).
Учитель: - Ребята, а каких вы знаете животных, которые полностью исчезли с лица Земли?
Просмотр слайдов с фотографиями исчезнувших животных (дронт, странствующий голубь, бескрылая гагарка, морская корова, тарпан, квагга).
5. Физминутка
Учитель: - Теперь ребята, используя дополнительный материал, вы выясните причины вымирания животных и заполните таблицу (каждому учащемуся раздается таблица на отдельном листке и текст, по которому необходимо работать).
Название животного |
Особенности строения |
Причины вымирания |
Дронт |
Размером с индюка, обитала на острове Маврикий (Индийский океан) клюв длиннее головы, питалась растительной пищей |
Разорялись их гнёзда, были излишне доверчивы к людям, из их получалось вкусное жаркое |
Странствующий голубь |
Обитали в Северной Америке, налетая стаями, уничтожали фрукты, ягоды, орехи |
|
Морская корова |
Спереди имела полосатую расцветку, как у зебры |
Человек получал жир и вкусное мясо Человек получал прочную шкуру |
Бескрылая гагарка |
|
Человек получал знаменитый пух и вкусное мясо |
Тарпан |
|
|
Обсуждение результатов работы.
6. Первичное закрепление изученного материала
Учитель: - Ребята, а что можно было бы сделать, чтобы эти животные не исчезли, а остались жить?
Причём мы знаем, что гибнут не только виды животных. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование. Так в тропических лесах каждый день спиливают примерно 5 млн. деревьев. Гибнут целые природные сообщества. Загрязнение морей нефтью, бытовыми отходами губит коралловые рифы, которые могут жить только в чистой воде.
- Каким же образом можно сохранить виды живых организмов?
- А что можете сделать вы?
Выполнение коллективной творческой работы «Сохраним живую природу» (коллаж).
7. Рефлексия учебной деятельности
«Дерево успеха».
Учитель: Перед вами «Дерево успеха». Оно пока ещё без листочков. Вам предстоит украсить его листьями. Оцените свою работу на уроке.
- зелёный лист – я работал легко, я все понял, узнал новое.
- жёлтый лист – я понял почти всё, но были незначительные затруднения.
- красный лист – было сложно, я многое не понял, мне было трудно работать.
8. Домашнее задание: параграф 29.
Индивидуальное задание на выбор:
- используя дополнительные источники информации составить список редких и охраняемых растений и животных нашего края;
- подготовить сообщение об одном из исчезнувших животных;
- составить памятку «Что нужно делать для спасения живой природы.