Растительный мир России

Разделы: География


Цели и задачи урока:

Образовательная цель:

  • Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами.
  • Углубление знаний, систематизация через повторение материала в сочетании с новым.
  • Научить распознавать биологические объекты.

Развивающая:

  • Развитие интереса к предмету через творческие задания; развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся; развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное.
  • Развитие устной речи: обогащение словарного запаса.
  • Учить и научить каждого ученика добывать знания.
  • Совершенствование навыков работы с картой.

Воспитательная:

  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Гербарии, карта растительности, картины тундры, тайги, смешанного леса, степей, пустынь, физическая карта России, видеофрагмент, выставка книг.

Уровень: Конструктивный (углубление и расширение темы).

Методы обучения: Частично-поисковый.

Личностная значимость изучаемого для школьника:

Планируемые результаты: Уч-ся выделяют и прослеживают признаки основных групп растений.

Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок.

Организация деятельности уч-ся: Выполняют тест, делают сообщения, слушают рассказ учителя, заполняют таблицу, формулируют вывод урока.

Развитие умений уч-ся: Использовать дополнительную литературу, внимательно слушать, отвечать на вопросы, делать выводы.

Приемы деятельности учителя: Подготовка и проведение теста, эвристическая беседа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний.

3. Фронтальная беседа по вопросам.

  1. С какой, большой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Почвы)
  2. Что вы узнали из этой темы? (Строение, состав, свойства почвы)

Повторим домашнее задание.

Ребята 1-х парт работают по карточкам разного уровня карточкам разного уровня.

- Генетические горизонты почвы: Перегнойно-аккумулятивный, эллювиальный, иллювиальный.

Почвенный покров – совокупность почв данной местности.

Почвообразование - формирование почв под воздействием процессов.

Гумус - образуется при неполном разложении остатков растений.

Почва - зеркало ландшафта.

Почву защищают от эрозии растения.

  1. Что является источником образования перегноя? (растительный опад)
  2. Что такое жизненная форма? Какие жизненные формы вам известны?

Мы с вами повторили пройденный материал. Переходим к изучению нового.

Тема урока: "Растительный мир России".

Цель: Выявить взаимосвязь и взаимозависимость растительности от почв, рельефа, климата (воды и температуры).
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по природным зонам.

Цель. В ходе этого путешествия мы познакомимся с растительным миром России, с сообществами природных зон.

Выполним практическую работу: "Типы растительных сообществ".

Из курса биологии вспомним, какие приспособления выработались у растений к местообитанию.

Широка и необъятна наша Родина. От Прибалтики до Сахалина, от южных гор и до северных морей раскинулись просторы нашей Родины. Природный растительный покров России очень разнообразен - от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная причина этого разнообразия - различия в климате отдельных районов.

На холодном, суровом, ветреном Севере мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны, где климат теплее, распространены леса, еще южнее - там, где летом жарко; и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пустынных растений.

Для жизни растений важны многие климатические показатели: средне­годовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжительность теплого сезона года (вегетационный период). Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температуры. Главные климатические показатели объединяются в понятие «тип климата». Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например, при движении с севера на юг на протяжении нескольких сотен или даже тысяч километров. По ходу рассказа учитель вычерчивает на доске схему:
В России лучше всего зональность растительности выражена в европейской части: тундра, лес, степь, пустыня. Чтобы определить, в какой зоне мы находимся, нужно обратить внимание на растительность, которая преобладает на суглинистых ровных пространствах, расположенных вне речных долин, т.е. зональную растительность.

В одной зоне естественный растительный покров не однороден. В лесу можно встретить ельники-кисличники, ельники-черничники, березовые рощи, сосновые боры и т.д. Разнообразие растительных сообществ зависит в данном случае не от климата, а от поверхностных геологических отложений. На песчаных отложениях растут сосновые боры, а на глинистых - елово-пихтовые леса.

Общение с природой жизненная необходимость. Ежедневно миллионы людей отправляются в ближние и дальние походы. Гуляют в лесах и парках, отдыхают на берегах озер и рек.

И мы с вами отправляемся в путешествие Увидите, вообразите растительный мир природной зоны. Пользуясь учебником, атласом, своими знаниями составьте отчет о своем путешествии Работаем в группах по 5 чел. На выполнение практической работы 5 минут.

Запишите число, тему урока, новые слова.

  • Биом - совокупность групп и среды обитания в определенной ландшаштно-геогафической зоне (тундре, лесах, аридной зоне).
  • Аридная зона - опустынивание.
  • Биогеография - распространение живых организмов.

Последний великий заповедник первозданной природы и самое холодное место на земле. Какая это зона?

Лист 1. Тундра

Прочитайте текст учебника (Б.: с. 102; Р.: с. 149).

Ответьте на вопросы.

  1. Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры. (По карте атласа «Растительность»).
  2. Каковы условия формирования растительного сообщества тундры? Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.
  3. Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние, многолетние)?
  4. Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы?
  5. Почему у них мелкие листовые пластинки?
  6. Почему преобладают многолетние растения?
  7. Почему у растений разветвленная корневая система?

Лес словно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной.
Стоит над светлою поляной.

Лист 2. Леса

  1. Прочитайте текст учебника (Б.: с. 104; Р.: с. 150-151).
  2. Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах? (Темнохвойная тайга, сосновые боры, светлохвойная лиственничная
    тайга Сибири, смешанный и широколиственный лес.)
  3. Каковы условия формирования лесной растительности? (Умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение.)
  4. Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды.
    При отчете продемонстрируйте классу.
  5. Какие приспособления имеют растения лесов.
  6. Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое? (Лиственница растет на мерзлотных почвах.)
  7. Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле? (Ветры, дующие с Тихого океана, заставляют приникать к земле.)
  8. Почему в самом суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири, растет в лесах только лиственница?
  9. Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов? (Широколиственные леса растут к югу от хвойных, где более мягкая зима.)
  10. Какие породы относятся к светлохвойным?

Повсюду ковыль, по краям все туман, далеко, далеко от кургана курган.

Лист 3. Степи

  1. Изучите текст учебника (Р.: с. 152; Б.: с. 104). На карте (Р.: рис. 70, с. 159; Б.: рис. 48, с. 103) определите ареал распространения степной растительности. (Юг Русской и Западно-Сибирской равнины.)
  2. Каковы условия формирования растений степей? (кут. = 0,9-0,8, недостаточное увлажнение, очень теплое лето.)
  3. Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений.
  4. Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? (Это травы с мощными корнями, с луковицами и корневищами, у некоторых очень тонкие листья - ковыль.)
  5. Почему степи зеленеют лишь ранней весной? (Весной в почве есть достаточно влаги, весной цветут растения с коротким сроком вегетации, как правило, имеющие запас питательных веществ в луко­вицах и корневищах - это тюльпаны, ирисы, пионы и др. их называют эфемерами.)
  6. Почему в степях не растут деревья? (Им не хватает влаги.)

Здесь, в засушливых краях климат намного хуже. Лотом жара доходит до 50, солнце испаряет все запасы воды. Земля ссыхается. Однако для растений, которые приспособились к местности это нормальная жизнь. 

Лист 4. Пустыни

  1. Прочитайте текст учебника (Р.: с. 152; Б.: с. 104).
  2. Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями. (Юго-восток Русской равнины, Прикаспийская низменность.)
  3. Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления растений к условиям скудного увлажнения. (Длинные корни, мелкие листья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листьев, комочки.)
  4. Назовите растения пустынного сообщества. (Верблюжья колючка, солянки, дерево саксаул, джузгун, рогач, полыни.)
  5. Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней.)
  6. Какие пояса растительности можно встретить в Туве? (По всей территории республики хорошо развиты 4 пояса растительности: степной, лесной, высокогорный, тундровый.)

Равновесие в природе не устойчиво, но очень важно для поддержания жизни.

Люди нарушают его, сдирая с земли зеленый покров.

Будущее живых существ будет находиться под угрозой до тех пор, пока мы, люди не извлечем серьезных уроков, не станем относиться с глубоким уважением к нашей планете.

В одном из уголков пустыни растет сосновая роща, ей 100 лет.

Поразительное зрелище!

Высоченные стволы крымской сосны.

Лесоводы с гордостью рассказывали, что деревья, словно насосы, регулируют уровень воды в речках и колодцах.

Лес сохраняет и переводит поверхностный водный сток внутрь почвы.

Упрятать воду поглубже, не дать ей испариться могут только деревья.

Снег в лесу сохраняется до лета.

  1. Кто же создает в пустынях райские уголки? (созидатели)
  2. Кого же называют чудодеями, созидателями? (Это люди, к-е сажают леса. Они обладают удивительным свойством ждать.)
  3. А можно ли назвать созидателями уч-ся лицея? (Да. Выращивают шиповник, сирень, спирею иволистную, тополь серебристый)
  4. В Сиэтле на Международном конгрессе каждая страна должна была посадить в парке дружбы дерево своей страны.
  5. Как вы думаете, какое дерево посадила делегация из России? (лиственницу)
    Почему?
  • Лиственница - порода будущего
  • Шкала светолюбивости
  • Эталон морозостойкости 60о
  • Шкала зеленых скоростей
  • Долговечна
  • Переносит засуху
  • Живет 500 лет

Сегодня утром вы нарисовали и прикрепили на грудь эмблему своего любимого растения: у кого-то ель, у кого-то роза… А какое же растение самое любимое у большинства?

Сейчас мы посчитаем, эмблем с каким растением оказалось больше.

Итак, наше путешествие подходит к концу.

Если будут растения - будет кислород; будет кислород - будет вода; будет вода - будет хлеб, а объединятся растения, вода, земля, кислород - будет жизнь. Так давайте же будем беречь, охранять растения и любоваться ими. Да здравствуют растения.

Итог урока.

  • С какой темой познакомились?
  • Что узнали?
  • Что вам хотелось узнать еще.
  • Что вас больше всего заинтересовало.