Цели и задачи урока:
Образовательная цель:
- Рассмотреть типы растительности и взаимосвязи растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами.
- Углубление знаний, систематизация через повторение материала в сочетании с новым.
- Научить распознавать биологические объекты.
Развивающая:
- Развитие интереса к предмету через творческие задания; развитие познавательной активности и творческого мышления уч-ся; развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы, выделять главное.
- Развитие устной речи: обогащение словарного запаса.
- Учить и научить каждого ученика добывать знания.
- Совершенствование навыков работы с картой.
Воспитательная:
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Гербарии, карта растительности, картины тундры, тайги, смешанного леса, степей, пустынь, физическая карта России, видеофрагмент, выставка книг.
Уровень: Конструктивный (углубление и расширение темы).
Методы обучения: Частично-поисковый.
Личностная значимость изучаемого для школьника:
Планируемые результаты: Уч-ся выделяют и прослеживают признаки основных групп растений.
Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок.
Организация деятельности уч-ся: Выполняют тест, делают сообщения, слушают рассказ учителя, заполняют таблицу, формулируют вывод урока.
Развитие умений уч-ся: Использовать дополнительную литературу, внимательно слушать, отвечать на вопросы, делать выводы.
Приемы деятельности учителя: Подготовка и проведение теста, эвристическая беседа.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний.
3. Фронтальная беседа по вопросам.
- С какой, большой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Почвы)
- Что вы узнали из этой темы? (Строение, состав, свойства почвы)
Повторим домашнее задание.
Ребята 1-х парт работают по карточкам разного уровня карточкам разного уровня.
- Генетические горизонты почвы: Перегнойно-аккумулятивный, эллювиальный, иллювиальный.
Почвенный покров – совокупность почв данной местности.
Почвообразование - формирование почв под воздействием процессов.
Гумус - образуется при неполном разложении остатков растений.
Почва - зеркало ландшафта.
Почву защищают от эрозии растения.
- Что является источником образования перегноя? (растительный опад)
- Что такое жизненная форма? Какие жизненные формы вам известны?
Мы с вами повторили пройденный материал. Переходим к изучению нового.
Тема урока: "Растительный мир России".
Цель: Выявить взаимосвязь и взаимозависимость растительности от почв, рельефа, климата (воды и температуры).
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по природным зонам.
Цель. В ходе этого путешествия мы познакомимся с растительным миром России, с сообществами природных зон.
Выполним практическую работу: "Типы растительных сообществ".
Из курса биологии вспомним, какие приспособления выработались у растений к местообитанию.
Широка и необъятна наша Родина. От Прибалтики до Сахалина, от южных гор и до северных морей раскинулись просторы нашей Родины. Природный растительный покров России очень разнообразен - от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны. Главная причина этого разнообразия - различия в климате отдельных районов.
На холодном, суровом, ветреном Севере мы находим приземистый ковер растений с господством мхов и лишайников, в средней полосе страны, где климат теплее, распространены леса, еще южнее - там, где летом жарко; и очень мало влаги, могут существовать только сообщества степных и пустынных растений.
Для жизни растений важны многие климатические показатели: среднегодовая температура воздуха, средняя сумма осадков за год, продолжительность теплого сезона года (вегетационный период). Особое значение для растений имеет абсолютный минимум температуры. Главные климатические показатели объединяются в понятие «тип климата». Если районы отличаются по типу климата, то они обязательно имеют и различный природный растительный покров. На равнинах растительность меняется на большом пространстве, например, при движении с севера на юг на протяжении нескольких сотен или даже тысяч километров. По ходу рассказа учитель вычерчивает на доске схему:
В России лучше всего зональность растительности выражена в европейской части: тундра, лес, степь, пустыня. Чтобы определить, в какой зоне мы находимся, нужно обратить внимание на растительность, которая преобладает на суглинистых ровных пространствах, расположенных вне речных долин, т.е. зональную растительность.
В одной зоне естественный растительный покров не однороден. В лесу можно встретить ельники-кисличники, ельники-черничники, березовые рощи, сосновые боры и т.д. Разнообразие растительных сообществ зависит в данном случае не от климата, а от поверхностных геологических отложений. На песчаных отложениях растут сосновые боры, а на глинистых - елово-пихтовые леса.
Общение с природой жизненная необходимость. Ежедневно миллионы людей отправляются в ближние и дальние походы. Гуляют в лесах и парках, отдыхают на берегах озер и рек.
И мы с вами отправляемся в путешествие Увидите, вообразите растительный мир природной зоны. Пользуясь учебником, атласом, своими знаниями составьте отчет о своем путешествии Работаем в группах по 5 чел. На выполнение практической работы 5 минут.
Запишите число, тему урока, новые слова.
- Биом - совокупность групп и среды обитания в определенной ландшаштно-геогафической зоне (тундре, лесах, аридной зоне).
- Аридная зона - опустынивание.
- Биогеография - распространение живых организмов.
Последний великий заповедник первозданной природы и самое холодное место на земле. Какая это зона?
Лист 1. Тундра
Прочитайте текст учебника (Б.: с. 102; Р.: с. 149).
Ответьте на вопросы.
- Где в России преобладает тундровая растительность, покажите на карте южную границу тундры. (По карте атласа «Растительность»).
- Каковы условия формирования растительного сообщества тундры? Рассмотрите по гербарию виды растений тундры, назовите их и при отчете продемонстрируйте классу.
- Какие приспособления имеют растения (листья, корни, однолетние, многолетние)?
- Почему растения имеют небольшой рост, подушкообразные формы?
- Почему у них мелкие листовые пластинки?
- Почему преобладают многолетние растения?
- Почему у растений разветвленная корневая система?
Лес словно терем расписной.
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной.
Стоит над светлою поляной.
Лист 2. Леса
- Прочитайте текст учебника (Б.: с. 104; Р.: с. 150-151).
- Какие типы растительности можно выделить в лесных сообществах? (Темнохвойная тайга, сосновые боры, светлохвойная лиственничная
тайга Сибири, смешанный и широколиственный лес.) - Каковы условия формирования лесной растительности? (Умеренный климат, холодная зима, теплое лето, избыточное увлажнение.)
- Рассмотрите гербарий. Определите общие черты растений лесов, назовите их виды.
При отчете продемонстрируйте классу. - Какие приспособления имеют растения лесов.
- Почему у ели корни идут вглубь, а у лиственницы распространены в поверхностном слое? (Лиственница растет на мерзлотных почвах.)
- Почему ствол кедрового стланика стелется, прижимаясь к земле? (Ветры, дующие с Тихого океана, заставляют приникать к земле.)
- Почему в самом суровом резкоконтинентальном климате Восточной Сибири, растет в лесах только лиственница?
- Чем отличаются условия произрастания широколиственных лесов от условий хвойных лесов? (Широколиственные леса растут к югу от хвойных, где более мягкая зима.)
- Какие породы относятся к светлохвойным?
Повсюду ковыль, по краям все туман, далеко, далеко от кургана курган.
Лист 3. Степи
- Изучите текст учебника (Р.: с. 152; Б.: с. 104). На карте (Р.: рис. 70, с. 159; Б.: рис. 48, с. 103) определите ареал распространения степной растительности. (Юг Русской и Западно-Сибирской равнины.)
- Каковы условия формирования растений степей? (кут. = 0,9-0,8, недостаточное увлажнение, очень теплое лето.)
- Рассмотрите гербарные экземпляры степных растений.
- Какие приспособления имеют растения степей к условиям среды? (Это травы с мощными корнями, с луковицами и корневищами, у некоторых очень тонкие листья - ковыль.)
- Почему степи зеленеют лишь ранней весной? (Весной в почве есть достаточно влаги, весной цветут растения с коротким сроком вегетации, как правило, имеющие запас питательных веществ в луковицах и корневищах - это тюльпаны, ирисы, пионы и др. их называют эфемерами.)
- Почему в степях не растут деревья? (Им не хватает влаги.)
Здесь, в засушливых краях климат намного хуже. Лотом жара доходит до 50, солнце испаряет все запасы воды. Земля ссыхается. Однако для растений, которые приспособились к местности это нормальная жизнь.
Лист 4. Пустыни
- Прочитайте текст учебника (Р.: с. 152; Б.: с. 104).
- Найдите на карте растительности территорию, занятую пустынями и полупустынями. (Юго-восток Русской равнины, Прикаспийская низменность.)
- Рассмотрите образцы гербария и определите приспособления растений к условиям скудного увлажнения. (Длинные корни, мелкие листья опушены или покрыты восковым налетом, отсутствие листьев, комочки.)
- Назовите растения пустынного сообщества. (Верблюжья колючка, солянки, дерево саксаул, джузгун, рогач, полыни.)
- Почему на саксауле за один год образуется несколько годовых колец? (Образование колец связано с количеством дождливых дней.)
- Какие пояса растительности можно встретить в Туве? (По всей территории республики хорошо развиты 4 пояса растительности: степной, лесной, высокогорный, тундровый.)
Равновесие в природе не устойчиво, но очень важно для поддержания жизни.
Люди нарушают его, сдирая с земли зеленый покров.
Будущее живых существ будет находиться под угрозой до тех пор, пока мы, люди не извлечем серьезных уроков, не станем относиться с глубоким уважением к нашей планете.
В одном из уголков пустыни растет сосновая роща, ей 100 лет.
Поразительное зрелище!
Высоченные стволы крымской сосны.
Лесоводы с гордостью рассказывали, что деревья, словно насосы, регулируют уровень воды в речках и колодцах.
Лес сохраняет и переводит поверхностный водный сток внутрь почвы.
Упрятать воду поглубже, не дать ей испариться могут только деревья.
Снег в лесу сохраняется до лета.
- Кто же создает в пустынях райские уголки? (созидатели)
- Кого же называют чудодеями, созидателями? (Это люди, к-е сажают леса. Они обладают удивительным свойством ждать.)
- А можно ли назвать созидателями уч-ся лицея? (Да. Выращивают шиповник, сирень, спирею иволистную, тополь серебристый)
- В Сиэтле на Международном конгрессе каждая страна должна была посадить в парке дружбы дерево своей страны.
- Как вы думаете, какое дерево посадила делегация из России? (лиственницу)
Почему?
- Лиственница - порода будущего
- Шкала светолюбивости
- Эталон морозостойкости 60о
- Шкала зеленых скоростей
- Долговечна
- Переносит засуху
- Живет 500 лет
Сегодня утром вы нарисовали и прикрепили на грудь эмблему своего любимого растения: у кого-то ель, у кого-то роза… А какое же растение самое любимое у большинства?
Сейчас мы посчитаем, эмблем с каким растением оказалось больше.
Итак, наше путешествие подходит к концу.
Если будут растения - будет кислород; будет кислород - будет вода; будет вода - будет хлеб, а объединятся растения, вода, земля, кислород - будет жизнь. Так давайте же будем беречь, охранять растения и любоваться ими. Да здравствуют растения.
Итог урока.
- С какой темой познакомились?
- Что узнали?
- Что вам хотелось узнать еще.
- Что вас больше всего заинтересовало.